Найти в Дзене
Изян

Что случалось с пилотами-камикадзе, вернувшимися домой?

Оглавление

В конце 1944 года отчаянные времена потребовали от Японии отчаянных мер. Американцы проносились через Тихий океан, выигрывая битву за битвой.

При этом они уничтожали японские военные корабли. Командование японской авиации предложило пилотам превратить свои самолеты в бомбы. Целью было врезаться в американские военные корабли и авианосцы и лишить их возможности вести войну.

Эти террористы-смертники, называемые камикадзе, в основном предлагали свои услуги, жертвуя собой, чтобы помочь Японии победить американцев. Хотя эти усилия оказались эффективными и позволили нанести ущерб кораблям США, они не изменили ход войны.

Фактически это привело к возможному использованию атомной бомбы и безоговорочной капитуляции Японии.

А что, если пилот-камикадзе не захочет отдать жизнь за свою страну? Что, если они пойдут выполнять миссию и передумают, в конечном итоге решив вернуться домой?

Или что, если у них произойдет механическая поломка и они не смогут сдаться? Каждый сценарий имел разные последствия.

Приглашаю подписаться на телеграм канал Истории

Летчик-камикадзе ВМФ в звании лейтенанта (Чуй) получил приказ на боевой вылет
Летчик-камикадзе ВМФ в звании лейтенанта (Чуй) получил приказ на боевой вылет

Начало миссии камикадзе

Первые 18 месяцев война шла в пользу Японии. Они оттесняли Соединенные Штаты назад, даже захватив Филиппины в начале 1942 года.

Но затем случился Мидуэй, и США переломили ситуацию, одержав решительную победу. После этого ситуация в Японии пошла под откос. В 1944 году ситуация полностью вышла из-под контроля, когда США захватили Маршалловы острова.

Американцы уничтожали японские корабли с невероятной силой. Они убивали пилотов в воздухе. Япония просто не смогла остановить американское наступление.

Они теряли больше пилотов, чем могли обучить. Они просто не могли идти в ногу со временем.

К октябрю 1944 года единственным способом продолжения войны было принятие решительных мер по уничтожению американских самолетов и вооружения. Это оказалось бы фатальным для обеих сторон.

Капитан японского военно-морского флота Мотохару Окамура заявил: «Я твердо верю, что единственный способ повернуть войну в нашу пользу — это прибегнуть к атакам с пикированием наших самолетов… Для этого шанса спасти нашу страну добровольцев будет более чем достаточно».

Окамура искал добровольцев, и многие из них откликнулись, кто-то по принуждению, кто-то по собственному выбору. Многие японские пилоты считали за честь умереть за свою страну. Они стали воинами, и страна и ее лидеры относились к ним с величайшим уважением.

Они получили лучшее лечение, включая лучшие продовольственные пайки. Но подготовка, которую им пришлось пройти, была строгой. Перед каждым вылетом эти пилоты выпивали сакэ и ели рис перед посадкой в самолет.

Авианосец ВМС США USS Enterprise (CV-6) подбит японским бомбардировщиком-камикадзе 14 мая 1945 года.
Авианосец ВМС США USS Enterprise (CV-6) подбит японским бомбардировщиком-камикадзе 14 мая 1945 года.

Перед взлетом у самолетов было максимальное количество топлива, поскольку это привело бы к более значительному взрыву. Таким образом, любые слухи о том, что им давали мало топлива в качестве стимула не возвращаться домой, оказались ложными. У них также были на борту самые тяжелые бомбы, которые только можно было найти, что еще больше увеличивало ущерб.

В воздухе пилоты превращались в живые бомбы. Но хотя эти камикадзе эффективно наносили ущерб американским кораблям, они также теряли при этом собственных пилотов и самолеты.

Это была проигрышная ситуация для каждой стороны. Первая миссия камикадзе произошла 25 октября 1944 года в битве в заливе Лейте.

Во время битвы за Окинаву более 1900 пилотов-камикадзе было поручено врезаться в корабли США с апреля по июнь 1945 года, что является наибольшим количеством сражений за всю войну. В результате более 300 кораблей США были повреждены или потоплены, а около 5000 моряков союзников погибли.

Пилоты, вернувшиеся домой

Пилоты, вернувшиеся домой с задания, были разделены на две группы.

В первую группу пилотов вошли те, кто не смог выполнить свою миссию из-за механической неисправности, вынудившей их вернуться домой. Или, возможно, потому, что погодные условия помешали им увидеть цель.

Пока они могли доказать свои доводы, им давали презумпцию невиновности и не наказывали. Их миссия камикадзе была перенесена.

В эту группу также вошли пилоты, которые не смогли выполнить поставленную задачу, поскольку были замечены противником. Некоторым вышестоящие офицеры приказали вернуться домой.

Миссии камикадзе должны были выполняться тайно. Если бы американцы их увидели, они могли бы сбить самолет задолго до того, как он поразит цель, что привело бы к провалу.

Однако была и группа летчиков, которые психологически не смогли выполнить задание. За невыполнение их не казнили, но наказывали, иногда сурово.

Их называли трусами и время от времени подвергали моральным и физическим пыткам. Их семьи также были избиты, что было стимулом для этих пилотов не провалить следующий заход на второй круг. Один пилот потерпел неудачу девять раз и в конечном итоге был казнен.

«Трусов» поместили в эскадрильи, чтобы усилить давление со стороны сверстников на выполнение задания во второй раз. Находясь в составе эскадрильи, они не могли улететь и исчезнуть. Они всегда были на виду.

Некоторые пилоты катапультировались еще до того, как самолеты врезались в землю, в последнюю секунду опасаясь умереть. Большинство из этих пилотов все равно погибли.

Однако несколько избранных выжили и были взяты в плен. В конце концов, после войны их освободили.


Все ли камикадзе были добровольцами?

Одно из самых больших ложных утверждений, пришедших из Японии, заключается в том, что все пилоты добровольно пожертвовали своей жизнью, чтобы стать камикадзе и умереть за свою страну.

На более поздних этапах войны многие японские пилоты были вынуждены пойти добровольцами, не имея альтернативы. У них не было выбора в их назначении.

Даже мужчин, которые не хотели служить, практически не обучали и просили превратиться в живые бомбы. Их обучали тому, как взлетать, но не тому, как приземляться.

Некоторым были предоставлены стимулы и награды за волонтерство. А другим грозило суровое наказание, если они откажутся подчиняться приказам.

Это включало жестокое обращение с их семьями, что, по сути, вынуждало некоторых добровольно работать из-за страха, что их близкие будут убиты. В конце концов, им ничего не оставалось, как подчиниться приказу.

Кадзуо Одачи был одним из немногих пилотов-камикадзе, которые выжили и дожили до того, чтобы рассказать эту историю. В своих мемуарах он писал, что японских офицеров встретили «ошеломленным молчанием», когда они объяснили суть самоубийственной миссии и попросили добровольцев.

Кадзуо Одачи из статьи в The New York Times
Кадзуо Одачи из статьи в The New York Times

Только после того, как прозвучали угрозы, добровольцы начали выходить вперед. «По сути, нас уговорили совершить самоубийство», — вспоминает Одачи.

Одачи повезло: многие из его самоубийственных миссий были отменены либо перед взлетом, либо во время их нахождения в воздухе. Иногда им не удавалось найти цель, а иногда его эскадрилью замечали, и ей не оставалось ничего другого, как вернуться домой.

Незадолго до его последней миссии Япония капитулировала, и он пережил войну.

По данным Обзора стратегических бомбардировок США, было предпринято более 2500 попыток камикадзе. Как указывалось ранее, большинство из них произошло в битве за Окинаву.

Чуть менее 20 процентов этих миссий добились успеха. В то время как остальные 80 процентов либо закончились неудачными миссиями, либо США успешно сбили самолеты до того, как они поразили цель.

Приглашаю подписаться на телеграм канал Истории

Источник