Андрей Микрюков.
В 1937 году Сталинградский и Харьковский тракторный заводы приступили к выпуску нового трактора СТЗ-З или СТЗ-НАТИ. Немного позднее в том же 1937 году к изготовлению трактора подключился завод в Харькове, а с 1942 года и Алтайский тракторный завод в Рубцовске. В этой связи трактор стал более известен под названием СХТЗ-НАТИ или АСХТЗ-НАТИ. Он стал первым серийным гусеничным трактором оригинальной отечественной разработки. Все другие гусеничные тракторы нашего производства («Большевик», «Коммунар», «Сталинец») были копиями иностранных машин.
Еще на стадии подготовки СТЗ-З к производству было предложено разработать порядка трех десятков машин, в той или иной степени унифицированных с СТЗ-З. Это должны были быть артиллерийские тягачи, «бомбозаправщики», боевые химические машины, суррогатные танки, краны, передвижные ремонтные мастерские и целый ряд других конструкций. За небольшими исключениями все эти машины остались в виде опытных образцов, проектов или даже технических условий. Одной из доведенных до стадии серийного производства модификаций стал болотоходный трактор СТЗ-8.
В числе первых машин с индексом СТЗ-8 можно указать топливозаправщик, опытно-конструкторские работы по которому велись в 1936-1937 годах. Топливозаправщик был изготовлен на основе одного из тракторов СТЗ-З опытной партии (шасси № 8, двигатель № 37) выпуска 1936 года и отличался передним расположением кабины водителя, как на арттягаче СТЗ-5, и наличием цистерны.
В 1937 году машина прошла комплекс государственных испытаний на полигоне в подмосковной Кубинке и получила разгромное отрицательное заключение. По этой причине на серийное производство
топливозаправщик не передавали, а индекс через некоторое время присвоили болотоходному трактору.
Параллельно с СТЗ-8 в Кубинке испытывались и другие машины из опытной партии СТЗ-З постройки 1936 года. Помимо базового трактора СТЗ-З, это были и его модификации, первоначально не имевшие
собственного официального наименования, в частности тягач и болотный. В отличие от основного и самого массового отечественного предвоенного гусеничного трактора «Сталинец», имевшего полужесткую подвеску, тракторы семейства АСХТЗ-НАТИ оснастили эластичной подвеской. Это, с одной стороны, позволяло получить относительно быстроходные гусеничные машины двойного назначения, но с другой стороны — проходимость АСХТЗ-НАТИ была существенно ниже. Поэтому созданию болотоходной модификации челябинской машины имевшую лучшую проходимость из всех отечественных народнохозяйственных тракторов или артиллерийских тягачей, в предвоенные годы не уделяли существенного внимания, в отличие от трактора разработки НАТИ.
Основными отличиями тягача и болотного от базового трактора были иные конструкции гусеничных движителей и иная мощность силовых установок. Тягач имел мелкозвенчатую гусеницу и опорные катки
с развитой ошиновкой при сохранении одинакового с базовым трактором внешнего диаметра. Болотный, или болотоходный трактор отличался опущенными на почву направляющими колесами и уширенными асимметричными гусеницами. Кроме того, двигатель болотного трактора был дефорсирован, а тягача форсирован.
По итогам испытаний все три машины были предложены к внедрению в народное хозяйство и для использования военными, однако массовыми стали только базовый и болотный тракторы.
Поставки болотных тракторов потребителям начались в том же 1937 году, но до прекращения работ по бензозаправщику СТЗ-8 болотоходные модификации трактора СТЗ-З не учитывались отдельной строкой и включались в общую статистику выпуска. Поэтому, сколько среди изготовленных в 1937 году заводами СТЗ и ХТЗ 952 и 1630 тракторов СХТЗ соответственно было болотных модификаций, можно только предполагать. Кроме того, при наличии ремкомплектов трактор СХТЗ-НАТИ мог в случае необходимости быть переоборудован в болотный и обратно. С 1938 года болотные СТЗ-З поставлялись потребителю уже под маркой СТЗ-8. В 1938 году завод выпустил 532 болотных трактора СТЗ-8, в 1939 году — 552, в 1940 году — 216 и в 1941 году — 716. Со второй половины 1941 года и в годы войны специальные
болотные тракторы тракторными заводами серийно не выпускались.
Помимо народного хозяйства, СТЗ-8 поставлялись также и «спецпотребителям», в число которых входили военные, органы правопорядка и государственной безопасности, ведомства, производящие вооружение, некоторые другие специальные структуры. До 1940 года такие СТЗ-8 включались в общее число тракторов семейства. С 1940 года СТЗ-8 начали учитывать отдельно, при этом за весь 1940 год для ГУЛАГа НКВД было отгружено 2 трактора СТЗ-8. В первом полугодии 1941 года «спецпотребителям» отгрузили 90 СТЗ-8: 1 Наркомсудпрому, 82 НКВД для Дальстроя и 7 для ГУЛАГа. Ведомства, за редким исключением (отчетные документы низовых эксплуатирующих учреждений), также не учитывали СТЗ-8 отдельной строкой и включали их в общее число АСХТЗ-НАТИ, причем иногда совместно с артиллерийскими тягачами СТЗ-5. Тракторы СТЗ-8 использовались на самых разных работах, в том числе транспортных, но основным их назначением были мелиорация и торфодобыча.
Внедрение тракторов СТЗ-8 позволило существенно повысить уровень механизации добычи торфа. Для работы с СТЗ-8 и другими колесными и гусеничными тракторами были спроектированы многочисленные
прицепные и навесные машины по добыче торфа и мелиорации — дренажные и фрезерные, трубоукладчики, плуги, а также множество других серийных и опытных. В середине 1930-х годов в экспериментальных образцах были механизированы все процессы добычи торфа, а также разработаны технологии комплексного использования машин — от сбора до переработки и отправки продукции конечному потребителю.
Внедрение передовых технологий ограничивалось лишь в некоторых случаях малыми объемами торфодобычи, например, для местной колхозной теплоэлектростанции. На крупных же предприятиях
неквалифицированный ручной труд мог быть практически исключен. К 1940-41 годам весь комплекс машин, необходимых для торфодобычи, был передан для освоения серийного выпуска на предприятия
промышленности. В последующие несколько лет велась, по сути, только достаточно рутинная доводка конструкций по результатам эксплуатации.
В силу объективных причин переход к комплексной механизации в торфяной индустрии осуществлен не был, и полностью были механизированы только несколько предприятий.
В рамках проведения мероприятий по повышению проходимости болотных тракторов институтом ВИМТ был спроектирован трактор СТЗ-8М на доработанном шасси. Трактор был удлинен на 1070 мм с добавлением третьей каретки гусеничного хода. Модификация позволила снизить среднее удельное давление на грунт до 0,135 см2. По итогам испытаний СТЗ-8М был рекомендован к серийному производству. Однако мелкосерийный выпуск на тракторных заводах был нецелесообразен по экономическим соображениям, поэтому СТЗ-8М изготавливались в первой половине 1940-х силами предприятий Наркомата путем переделки некоторых из имевшихся СТЗ-8 и других тракторов семейства. По причине индивидуального характера изготовления все тракторы немного отличались друг от друга. Тракторы СТЗ-8М использовались для установки специального оборудования, в частности кротодренажных и дренажно-винтовых машин.
Использовался трактор СТЗ-8 и как база для специального электрифицированного торфопогрузчика УКЛ. Эта машина базировалась на удлиненном (четыре каретки вместо двух на борт гусеничного хода) шасси трактора и приводилась в действие четырьмя электродвигателями.
С переходом к выпуску новых дизельных тракторов ДТ-54, на их базе была также разработана болотная модификация. В IV квартале 1955 года завод СТЗ изготовил первые 5 серийных тракторов ДТ-55.
Позднее трактор был модернизирован. Хотя производство ДТ-55 давно прекращено, они все еще встречаются на просторах бывшего СССР, а вот найти СТЗ-8 и тем более его мелкосерийные модификации
редкостная удача.