Что мы знаем о канадских автомобилях? Большинство автолюбителей задастся другим вопросом: а что, такие есть? Есть. И были. И о некоторых из них стоит рассказать. Но начать стоит с краткой исторической справки. Первым канадским автомобилем считается Fossmobile, построенный Джорджем Фоссом в 1897 году. На тот момент Джорджу был всего 21 год. Автомобиль оснащался одноцилиндровым двигателем, двумя передачами переднего хода, без задней передачи и без тормозов. Для остановки использовалось переключение передач.
Согласно мемуарам Фосса, автомобиль привлек внимание не только канадских инвесторов, но и Генри Форда. Но, будучи неопытным в делах массового автопроизводства, Джордж всем отказал. В 1902 году Фосс продает свой автомобиль покупателю из Монреаля за 75 долларов, и он быстро исчезает из поля зрения. В настоящее время в Канадском автомобильном музее стоит Fossmobile, воссозданный внуком Джорджа Фосса по сохранившимся фотографиям. В 2022 году семья Фосс подарила репродукцию музею.
Еще один пионер канадского автомобилестроения — McLaughlin Motor Car Company. Владелец крупнейшей фабрики по производству карет Роберт МакЛафлин и его сын Сэм задумались о производстве автомобилей и в 1907 году учредили автомобильную компанию. Уже год спустя был выпущен первенец — McLaughlin Model F, который оснащался двигателем Buick. В качестве самостоятельной компания просуществовала 11 лет, а в 1918 году в результате слияния McLaughlin и Chevrolet Canada была создана компания General Motors of Canada.
Всю первую половину XX века автомобильная промышленность Канады развивалась довольно интенсивно. В 1965 году между США и Канадой был подписан Автомобильный пакт, согласно которому автомобили и их комплектующие могли свободно импортироваться и экспортироваться между странами без налогообложения. Это значительно увеличило экспорт автомобилей, собранных в Канаде, и… практически убило канадские бренды. К счастью, не все.
Среди автомобилей, чей век был краток, но ярок, стоит отметить Bricklin SV-1, созданный канадским предпринимателем Малькольмом Бриклином. Будучи не новичком в автобизнесе (именно он привез в Северную Америку бренд Subaru), Малькольм загорелся идеей создания спортивного, но при этом максимально безопасного автомобиля. Так появилась модель SV-1, что расшифровывается как Safety Vehicle — безопасное транспортное средство. Работу над автомобилем Бриклин начал вместе с создателем знаменитого багги для дюн на острове Мэн Брюсом Мейерсом. Стилист Маршалл Хобарт выполнил эскизы, и уже через 15 недель был готов глиняный прототип. Далее к разработке был привлечен дизайнер Херб Грасс, который совместно с Джорджем Баррисом создал первый Бэтмобиль.
Бриклину удалось добиться субсидирования проекта правительством Канады, серийная сборка была налажена на заводе в Сент-Джоне, штат Нью-Брансуик. Панели кузова были изготовлены из сплава акриловый смолы со стекловолокном, что значительно уменьшило вес автомобиля. Краска добавлялась прямо в смолу, поэтому красить кузов не требовалось. Автомобиль оснащался двигателем AMC 360 V8 объемом 5,9 л мощностью 229 л.с. и 4-ступенчатой АКПП Chrysler. Отличительной особенностью были двери типа «крыло чайки», которые управлялись с помощью гидравлической системы.
С точки зрения безопасности Bricklin SV-1 действительно получился очень безопасным и легко прошел краш-тест. В 1974 году была выпущена первая партия в размере 140 экземпляров, в продажу он поступил по цене 7900 долларов. Однако автомобиль не вызвал интереса у покупателей. Во-первых, потребителям не понравилось слишком медленное открывание дверей — у автомобилей из первой партии на это требовалось порядка 12 секунд. Затем этот показатель удалось снизить примерно в 6 раз, но «осадочек остался». Во-вторых, кузов из стеклопластика давал о себе знать. В те времена технология производства стекловолокна была недостаточно хороша, поэтому в жаркую и солнечную погоду панели кузова начинали коробиться. К тому же царапины на кузове было невозможно удалить. В-третьих, качество сборки оказалась не на высоте.
Наконец, в вину Bricklin SV-1 ставилась плохая управляемость. Впрочем, это можно было отнести практически ко всем североамериканским автомобилям того времени. Видимо, примерно в те времена появилась знаменитая фраза «американские автомобили не умеют поворачивать» и стали так популярны драг-заезды по прямой на четверть мили (примерно 402 м). В итоге через два года после выпуска первой партии производство автомобиля было прекращено, всего было продано порядка 3 тыс. единиц. По данным клуба владельцев и любителей Bricklin SV-1, до наших дней «дожило» порядка 1,8 тыс. канадских спорткаров.
Еще один канадский автомобиль, «пошумевший» в свое время, но не доживший до наших дней, — берлинетта Manic GT. Его создатель, Жак Абут, родившийся во Франции, с детства так или иначе был связан с автомобилями — его отец писал на автомобильную тематику для журнала l'Equipe. Однако в начале карьеры Жак сильно интересовался дзюдо. Настолько, что после получения образования в Канаде стал преподавать его в колледже и открыл 9 школ дзюдо в Монреале. Но тяга к автомобилям все-таки пересилила. Поработав некоторое время на компанию Renault в Канаде, он решил создать свой автомобиль.
Первый прототип Manic GT был построен на инвестиции в размере 25 тыс. долларов, которые вложили единомышленники и родственники Жака. В апреле 1969 года прототип был показан на автосалоне в Монреале, а потом — на Всемирной выставке в Осаке (Япония). Всего же до постановки на конвейер было создано 35 прототипов. После показа автомобиля на выставке Абуту удалось получить инвестиции в размере 1,5 млн долларов для старта производства. В том числе и от правительства Канады. Был заключен контракт с компанией Renault на использование шасси и силовой установки в качестве базы для Manic GT. Промышленная сборка началась в октябре 1969 года, автомобиль поступил в продажу по цене 3384 канадских доллара в полной комплектации.
Планировалось, что мощность производства составит 2000 автомобилей в год. Manic GT должен был продаваться во всех 600 дилерских центрах Renault в Северной Америке и обслуживаться во франшизных сервис-центрах Renault. Однако вскоре возникли проблемы с получением запчастей от Renault, что сильно сказалось на производстве. История умалчивает о причинах таких задержек, но факт остается фактом. Инвесторы потребовали, чтобы Renault взяла на себя убытки за срыв поставок, но компания отказалась. Тогда они прекратили финансирование Manic.
В 1971 году Абуту удалось получить заказ на 1000 автомобилей от американского дистрибьютора, но это произошло слишком поздно. Завод был закрыт в мае 1971 года, а в июне компания Les Automobiles Manic официально прекратила существование. Нет точных данных о количестве выпущенных Manic GT, но, по некоторым данным, их было 160. До наших дней дошло менее 40 экземпляров.
Читайте также:
В какой цвет покрасить автомобиль? Часть 1: Rosso Corsa
Ford GT40 — уникальный автомобиль
29 января — День рождения автомобиля