Найти тему
АвтоСлучай!

Чугунный или алюминиевый блок цилиндров - какой лучше? Плюсы и минусы каждого

Оглавление

Друзья, мы с вами часто рассматриваем технические характеристики того или иного двигателя и в комментариях к статьям я замечаю споры о том, какой металл лучше подходит для изготовления блока цилиндров двигателя - чугун или алюминий. Казалось бы, чугунные блоки прочнее, их цилиндры лучше держат геометрию и меньше подвержены износу. Но НЕ всё так очевидно - у алюминиевых блоков тоже есть пара "козырей в рукаве"! Давайте же разберём все плюсы и минусы каждого из блоков!

Плюсы и минусы алюминиевого и чугунного блоков цилиндров двигателя
Плюсы и минусы алюминиевого и чугунного блоков цилиндров двигателя

Износостойкость чугунного и алюминиевого блоков

Чем прочнее блок цилиндров, тем дольше он служит и меньше доставляет хлопот владельцу автомобиля. Причём, важна не только износостойкость самих стенок цилиндров, но и жёсткость блока - она позволит цилиндрам дольше держать заданную изготовителем геометрию. В противном же случае, у заданной изготовителем формы цилиндров появляется эллипсность и конусность. То есть, цилиндр начинает приобретать овальную форму и буквально раздуваться изнутри. При таких изменениях поршню становится крайне некомфортно находиться в цилиндре, он начинает тереть о стены, появляются задиры, а вместе с ними и повышенный расход масла.

Здесь у чугунных блоков цилиндров с закрытой рубашкой охлаждения есть огромное преимущество над современными алюминиевыми блоками, особенно если те имеют открытую рубашку охлаждения. Жёсткость блока первых значительно выше, чем у вторых. Они медленнее теряют заводскую геометрию цилиндров, а потому, "живут" до ремонта значительно дольше.

Но ведь у современных алюминиевых блоков есть чугунные гильзы! Да, и они значительно спасают ситуацию, позволяя стенкам цилиндров лучше сопротивляться износу, а самому цилиндру дольше оставаться в изначальной форме. Но гильзы всё равно не могут дать алюминиевому блоку той необходимой жёсткости, которая позволила бы ему служить так же долго, как полностью чугунному блоку. К тому же, малейший перегрев алюминиевого блока приводит к потере геометрии его цилиндрами. Поэтому алюминиевые блоки так сильно нуждаются в открытой рубашке охлаждения - она позволяет значительно эффективнее отводить тепло от цилиндров, но при этом снижает жёсткость блока, которой алюминиевому блоку и без того не хватает.

Ремонтопригодность чугунных и алюминиевых блоков

И здесь тоже подавляющее преимущество у первых. Чугунный блок очень легко расточить. У вас не будет никаких проблем с тем, чтобы расточить цилиндры чугунного блока и поставить поршни ремонтного размера, а затем проехать ещё столько же, сколько вы ранее проехали до первого ремонта.

Чугунные блоки цилиндров с закрытой рубашкой охлаждения очень прочные и жёсткие. Ресурс их велик, при этом капитальный ремонт таких блоков прост и эффективен
Чугунные блоки цилиндров с закрытой рубашкой охлаждения очень прочные и жёсткие. Ресурс их велик, при этом капитальный ремонт таких блоков прост и эффективен

С алюминиевыми блоками всё значительно сложнее. Да, в их цилиндрах есть чугунные гильзы, которые тоже можно расточить, а в некоторых случаях - даже перегильзовать мотор, то есть, установить в цилиндры другие гильзы. Но проблема в том, что эффективность такого ремонта значительно ниже.

Расточенная гильза сильно теряет в собственной жёсткости и подвергается деформации значительно быстрее, нежели в заводском исполнении. Если в блоке установлены тонкостенные гильзы, то их расточка и вовсе мероприятие довольно сомнительное. Такой ремонт больше походит на продление жизни, а не на восстановление ресурса, как это происходит при "капиталке" чугунных блоков.

Перегильзовка алюминиевого блока так же не вернёт ему его ресурс. Гильзы не получится установить по заводской технологии. Очень часто они проседают уже в первый месяц после ремонта. Стоит отметить, что стоимость перегильзовки крайне высока. Иногда она превышает стоимость нового блока цилиндров.

Алюминиевые блоки цилиндров с чугунными гильзами в цилиндрах и с открытыми рубашками охлаждения значительно менее ресурсные, их ремонт труднее, дороже и менее эффективен
Алюминиевые блоки цилиндров с чугунными гильзами в цилиндрах и с открытыми рубашками охлаждения значительно менее ресурсные, их ремонт труднее, дороже и менее эффективен

Экологичность производства блоков

А вот здесь уже алюминиевый блок сильно выигрывает у чугунного. Экологичность процесса отливки алюминиевого блока значительно выше, чем отливки чугунного. Это одна из основных причин массового перехода автопроизводителей на алюминиевые блоки цилиндров.

Отлив чугунных блоков серьёзно нарушает экологические нормы развитых стран. Поэтому, автоконцерны либо переносят производство чугунных блоков в страны с развивающейся экономикой, либо полностью отказываются от литья чугунных блоков и переходят на алюминиевые.

Какой блок цилиндров лучше для потребителя?

Для первого хозяина автомобиля вполне подойдёт двигатель с алюминиевым блоком цилиндров. Он получит весь его ресурс, который в среднем по рынку составляет от 150 до 350 тыс. км. пробега в зависимости от качества двигателя.

Кроме того, алюминиевый блок цилиндров быстрее прогревается при холодном запуске, так как алюминий лучше пропускает тепло, чем чугун.

Алюминиевый блок весит заметно меньше, что в купе с затратами на производство в современных условиях (обход эконорм) делает производство алюминиевого блока экономически более выгодным, как для изготовителя, так и для конечного покупателя.

Малый вес двигателя так же способствует лучшей управляемости автомобиля, а так же меньшему весу самого авто, а значит - лучшей топливной экономичности.

Чугунный блок цилиндров будет выгоден тем, кому нужен большой ресурс и ремонтопригодность мотора. Зачастую, это далеко не первый хозяин автомобиля. Приобретая машину на вторичном рынке, покупателю важен остаточный ресурс двигателя, а у мотора с чугунным блоком он скорее всего будет выше, а так же возможность отремонтировать его по приемлемой цене - здесь так же выигрывает чугунный блок цилиндров.

Вывод по обоим блокам

Зарубежным автопроизводителям в данный момент значительно более выгодно производить алюминиевые блоки цилиндров, нежели чугунные. Посудите сами:

  • Меньше затраты на производство и меньше "головной боли" (обходить эконормы в Европе или Японии крайне сложно);
  • Мотор автомобиля не служит по 20 - 30 лет, а значит за новой машиной или за новым мотором придут значительно быстрее. А это заработок как на продажах машин, так и на продаже запчастей;
  • Алюминиевый блок цилиндров абсолютно устраивает первого владельца авто. Он без проблем (скорее всего) отъездит свои 100 - 150 тыс. км и продаст автомобиль с рабочим мотором, у которого останется 20-40% ресурса;
  • Мотор с алюминиевым блоком может проехать много, но для этого нужно сочетание нескольких факторов: производителем заложен большой ресурс, система охлаждения двигателя продумана идеально, мотор не перегревался, не работал на предельных нагрузках, эксплуатировался бережно и обслуживался вовремя и качественно. При соблюдении всех этих условий двигатель с алюминиевым блоком цилиндров может проехать и 400 тыс. км., и даже более;
  • Чугунные блоки выгодно производить в странах с развивающейся экономикой, где нет строгих экологических требований к производству. Чаще всего, правительство данных стран даже готово стимулировать производство двигателей на своей территории различными способами, от снижения налогов до прямых инвестиций;
  • Чугунный блок нужен тому автовладельцу, который либо собирается ездить на автомобиле много и долго, либо же приобретает автомобиль на вторичном рынке. Тогда он получает большой ресурс и ремонтопригодность.

Друзья, а что вы думаете по данному поводу? Двигатель с каким блоком цилиндров стоит на вашем автомобиле? Сталкивались ли вы с капитальным ремонтом своего мотора? Напишите в комментариях, будет интересно узнать ваше мнение!