Найти тему
Путешествия, туризм, наука

Главные трамвайные столицы России

Оглавление

Трамвай — классический представитель городского общественного транспорта, история которого началась еще в первой половине XIX века, когда для его тяги использовали лошадей. В настоящее время трамваи способны достигать скоростей от 65 до 75 км/ч —зависит от качества рельсовой инфраструктуры и контактных сетей.

Трамваи можно увидеть по всей России: от небольших ПГТ с численностью населения около 8000 человек до огромных мегаполисов, где проживает до 12,5 миллионов людей. В каких городах трамваи пользуются особенной популярностью и не уступают другому общественному транспорту?

Санкт-Петербург

В 1980-е годы протяженность питерских трамвайных путей превышала 300 км, что делало ее самой большой в СССР и в мире на тот момент. До 2002 года в городе работал уникальный трамвайный узел на Васильевском острове с 16 направлениями, где трамваи могли менять свой маршрут в любом направлении под управлением дежурного.

После закрытия нескольких линий в 1990-х и 2000-х годах из-за экономических сложностей трамвайная сеть Санкт-Петербурга спустилась на четвертое место в мире по протяженности: сейчас в городе обслуживается 41 маршрут, среди которых самый загруженный — №60, с интервалами движения в 2-3 минуты в часы пик. На линию выходит около 800 вагонов ежедневно.

На многих маршрутах города можно встретить старые трамваи ЛВС-86, выпущенные в конце 1980-х, и одиночные вагоны ЛМ-99 местного производства, однако есть и современные «Метелицы» или «Чижики», плюс в ближайшие годы власти города планируют ввести в работу новых «Витязей».

В отличие от многих постсоветских городов, в Питере не эксплуатируют трамваи Tatra и КТМ.

Особенностью петербургских трамвайных сетей стало то, что многие пути не изолированы от общего потока автомобилей, из-за чего трамваи часто сталкиваются с пробками, почти наравне с другими участниками дорожного движения!

Москва

В Москве трамвайное сообщение, зародившееся в 1899 году, продолжает активно развиваться: большая часть транспортного парка обновлена до современных моделей «Витязь», которые составляют уже больше половины всех вагонов.

Самыми устаревшими вагонами считаются КТМ-19 и модернизированные Татры-3, выпущенные в начале 2000-х, которые сейчас активно списывают или передают в регионы, где те значительно обновляют местный трамвайный парк. Еще на московских рельсах можно встретить современные трамваи PESA Fokstrot и КТМ-23.

Серьезные изменения в московской трамвайной сети произошли в эпоху мэра Лужкова, когда в центре столицы дорожники демонтировали 15 км путей, что привело к разделению сети на две изолированные части: основную и северо-западную.

В настоящее время в Москве работает 40 трамвайных маршрутов с более чем 800 вагонами на линиях: последнюю новую линию, за исключением небольшого участка у Белорусского вокзала, открыли в 1982 году в районе Строгино. Особенно много трамвайных маршрутов проходит в восточных районах Москвы, а вот в Западном округе их нет совсем. Около 80% путей защищены от автомобильного трафика ограждениями или специальными дорожными знаками.

Екатеринбург

В Екатеринбурге, сердце Урала, трамвайное сообщение заработало в 1929 году. Сегодня трамваи занимают второе место по популярности среди городского транспорта после маршрутных такси, перевозя около 80 миллионов пассажиров ежегодно. Трамвайная сеть города включает в себя 31 маршрут и более 470 вагонов: большую часть парка составляют трамваи чехословацкого производства Tatra Т3 и Т6, выпущенные в 1970-80-х годах — многие из них проходили через капитальный ремонт.

Постепенно парк обновляется за счет новых трамваев от Уралтрансмаша. Несмотря на возраст большинства трамваев, в городе ведется строительство новой трамвайной линии до города-спутника Верхняя Пышма протяженностью около 9 км, а еще власти планируют запуск линии в новый жилой район Солнечный.

Нижний Новгород

Нижний Новгород, исторический город, расположенный на слиянии Оки и Волги, запустил свою трамвайную систему в далеком 1896 году, что делает ее одной из самых старых электрических трамвайных систем в России. Сегодня здесь работает 15 маршрутов, обслуживаемых более чем 330 вагонами.

Большая часть трамвайного парка состоит из моделей КТМ-5 и Tatra Т-3, выпущенных в 1980-х годах, кроме того, город располагает примерно 50 относительно новыми вагонами от Уралтрансмаша и 20 подержанными трамваями, полученными из Москвы в период 2018-2020 годов, а по исторической части города курсирует восстановленный ретровагон РВЗ-6М2.

Магнитогорск

Магнитогорск, важный промышленный центр черной металлургии с населением свыше 400 тысяч человек, запустил свою трамвайную систему в 1935 году: пути пронизывают город, связывая жилые районы с огромной промышленной зоной на противоположном берегу реки Урал, где расположен Магнитогорский металлургический комбинат.

После распада СССР Магнитогорск стал одним из немногих городов России, который смог расширить свою трамвайную сеть, несмотря на то, что он не является миллионником: в конце 2019-го здесь появилась новая линия протяженностью 2,5 км — это стало довольно редким событием для современной России.

В настоящее время в городе работает 51 маршрут, включая 13 специальных заводских и коротких линий — это рекорд по всей России. Такое большое количество путей обусловлено необходимостью транспортировки рабочих на заводы по различным сменам. Примерно 80% трамвайных путей отделены от прочего транспорта, что обеспечивает высокую скорость движения.

Трамвайный парк Магнитогорска в основном состоит из стареющих трамваев КТМ-5, построенных в 1980-х годах, однако постепенно обновляется за счет новых поступлений и капитально отремонтированных вагонов — в общей сложности на линии выходит более 200 вагонов.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также: