Я не стремлюсь помогать своей свекрови в бытовых делах. Во-первых, потому что сама работаю и у меня не всегда есть время, во-вторых, движение – это, как говорится, жизнь.
Инна Григорьевна сама делилась, что ей рекомендовали не залеживаться с ее проблемами, а больше двигаться, что поможет общему состоянию организма. Перегружаться, конечно, тоже не желательно. Но ее никто и не перегружает, вся работа – вполне посильная. Вытащить из стиральной машины белье и развесить его – не думаю, что это слишком сложная задача даже для пенсионерки. Сложить то же самое белье в стопки и отправить в шкаф тоже не особенно трудно.
Но муж меня не понимает. Часто заводит разговоры на тему того, что «маме нужно помогать, она больная и старая». А так как мы живем недалеко от свекрови, «и я могла бы после работы ненадолго забегать к ней для помощи» (как считает мой муж), поднимаются эти разговоры часто, и порой перерастают в полноценные ссоры.
- Ну как так можно? – возмущается муж. – Мама у плиты топчется, а ты опять с ноутбуком после работы лежишь!
Я уже много раз объясняла Сергею, что с ноутбуком я не просто лежу – я работаю и делаю это вечером, после полноценного трудового дня. Когда он в это время отдыхает у телевизора. Но он как будто меня не слышит.
Я по тысяче раз проговариваю одно и то же: у меня много рабочих задач, которые я не могу отложить на неопределенный срок, потому что ждать персонально меня никто не будет. Он отвечает, что я «все равно же дома».
Иногда у меня лопается терпение – именно тогда и разгораются конфликты. Я много раз предлагала свекрови не ходить в магазин и не таскать оттуда тяжелые пакеты с продуктами, а просто заказать доставку. Она округляет глаза: дорого! Да, дороже, чем сходить самой, но неужели здоровье не дороже? Почему на чаши весов она кладет деньги и здоровье, а потом жалуется?
А жалуется она постоянно. И я у нее всегда плохая, ленивая невестка, не желающая крутиться по дому, точно заводной волчок.
Знаете, что, Инна Григорьевна, - как-то раз сказала ей я. – Пока вы в состоянии что-то делать самостоятельно – делайте. Пусть даже сложно, возитесь себе потихоньку, вас никто не подгоняет. Если делать все буду только я, вы очень быстро сляжете. И тогда гарантированно получите дополнительные проблемы.
Нина Григорьевна тогда обиделась, не разговаривала со мной больше недели, в течение которой Сергей с завидным упорством повторял мне одно и то же: маме нужно помогать. Я отвечала, что в тех вопросах, которые она не может решить самостоятельно, без вмешательства, я помогаю всегда и без исключений, а в быту помогать не буду – это не непосильная ноша.
Я устала повторять им одно и то же. Я буквально кожей чувствую, как накаляется обстановка в семье, но все равно твердо стою на своем: если можешь сделать сама – сделай. Это для нее же будет лучше. К тому же, не такая уж она и старая, всего 63 года, да и чувствует себя плохо далеко не постоянно.
- Как же она раньше справлялась? – спросила я у Сергея. – Когда меня не было?
- Она была молодая, - ответил муж. – К тому же, теперь-то ты есть.
Однажды у меня просто лопнуло терпение и я взорвалась, высказала все, что думаю: что я не бесплатная прислуга, что у меня много работы, что я предпочитаю зарабатывать деньги, а не бегать с пылесосом и шваброй, что, в конце концов, я зарабатываю достаточно, чтобы нанять клининг в своей квартире и делаю это. Значит и в чужой квартире прибираться я не буду. В ответ меня обозвали ленивой и неблагодарной. В чем заключается моя неблагодарность, я так и не поняла.
А потом добавила, что этот конфликт можно было бы решить гораздо проще, если бы они научились меня не просто слышать, но и понимать. И пошла собираться домой, ведь субботний вечер у свекрови был испорчен.
В ответ свекровь причитала что-то о том, какая же хитрая и ленивая у ее сына супруга: и где только такую нашел? Я одевалась, не имея ни малейшего желания слушать их рассуждения о моей личности – потому что, как ни печально, ни он, ни она ничего толком обо мне не знают.
Муж пошел за мной следом, отчитывая на ходу: ты же невестка, мама приняла как свою дочь, и могла бы хоть палец о палец ударить! Супруг разозлился. Он много чего еще наговорил мне в тот день, отчаянно защищая свою маму. Я молчала – просто не осталось уже моральных сил, чтобы что-то ему доказывать.
Боюсь, что тот день стал точкой обратного отсчета в нашей с ним семейной жизни. Боюсь – и одновременно допускаю, что испытаю облегчение, когда останусь одна.
Сейчас, в современном мире, остается все меньше и меньше женщин, готовых полностью брать быт на себя – и это хорошо. Потому что женщины научились ценить и любить себя, и не готовы большую часть свободного времени отдавать обслуживанию других.
Этой историей поделилась на днях моя хорошая подруга. Она – ведущий специалист в крупной компании, хорошо зарабатывает, порой даже за ее счет они с мужем покупают свекрови продукты и нужны лекарства. Но несмотря на это, оба родственника считают, что она еще обязана и порядок в ее квартире наводить, с чем она, разумеется, мириться не собирается. На этой почве у них с супругом возникают нешуточные споры.
И тут я полностью согласна с подругой, что помогать другим людям, в данном случае – ее свекрови, нужно только в том случае, если сам человек не справляется – тоже вполне разумная позиция. В браке она состоит только со своим мужем, но не с его матерью, и не должна делать за нее какую-либо работу в ущерб своей.
Да, самочувствие может быть не самым хорошим. Но никто не требует перетруждаться от домашнего хозяйства. Женщина правильно говорит, что движение – это жизнь. Горизонтальное положение только усугубляет проблемы в пенсионном возрасте.
Между тем, со стороны свекрови вопрос стоит не в помощи по дому, и даже в здоровье. Тут спор о подчинении. Свекровь считает, что невестка обязана ее уважать – просто потому, что она мать ее мужа, потому что она старше, а старших, как принято считать в нашем обществе, нужно уважать. Тогда как делать это без осмысления – тоже крайне опасное явление, потому что уважение человек заслуживает не возрастом, а поступками и жизненной позицией.
Невестка же не считает, что обязана уважать свекровь и подчиняться ей. Муж тут на стороне мамы только по той причине, что он привык к ней – ведь она его вырастила. Для ребенка мнение мамы – по умолчанию правильное, и. к сожалению, не оспаривается даже тогда, когда ребенок давно вырос. То, что мы усвоили с детства, навсегда остается внутри нас.
А как вы считаете, кто в этой ситуации прав?
Рекомендую так же другую статью на своем канале: