Найти в Дзене
Век моторов

Соперничество двух советских авто-легенд: Жигули против Москвича

Жигули против Москвича
Жигули против Москвича

В 70-80-е годы прошлого века на просторах бывшего СССР колесили тысячи автомобилей, произведенных на двух гигантах автомобильной промышленности - Волжском автомобильно заводе (ВАЗ) и Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА). Оба предприятия были основаны в конце 60-х и выпускали автомобили, ставшие символом своего времени - “Жигули” (ВАЗ-2101) и “Москвич” (АЗЛК-412).

ВАЗ-2101 начали производить в 1970 г. на новом заводе в Тольятти, построенном с помощью итальянского концерна Fiat. Автомобиль разрабатывался для массового производства, и его основной задачей было заменить старые модели “Москвичей” и “Побед”.

Москвич-412, с другой стороны, был произведен на Московском Заводе Малолитражных Автомобилей (МЗМА) в 1968 году. Этот автомобиль был разработан в рамках программы по созданию нового поколения советских автомобилей. Основной целью было создание недорогого, надежного и доступного автомобиля.

А Вы знали, что в 1968 году в ралли «Лондон-Сидней» команда «Москвичей» заняла четвертое место? В экипаже были Сергей Тенишев, эстонец Уно Аава, Александр Ипатенко и Виктор Щавелёв, которые заняли 20-ое, 22-ое, 33-ье и 38-ое места соответственно. Хотя это и не самые высокие позиции, но немногие команды смогли пройти всю дистанцию без потерь, и это обеспечило высокий командный показатель. Это ралли стало отличной рекламой для советских автомобилей и, в частности, для бренда «Москвич», после чего мировые продажи автомобилей из СССР значительно возросли.

Спустя три года, в 1971, внешнеторговая организация, занимающаяся продажей автомобилей в СССР, участвовала в ралли Tour d’Europe, организованном немецким автоклубом АДАК. «Москвич» и «ВАЗ» выставили свои команды. Ралли включало в себя 16 этапов в разных странах, маршрут был достаточно длинным около 14 тыс.километров. Специально ли, нет ли, но советские организаторы сделали команды разного размера: «Жигулей» было три экипажа, а «Москвичей» пять. Как бы то ни было, это оказалось удачным ходом.

В 1971 году участвовал в Tour d'Europe.  по территории Советского Союза
В 1971 году участвовал в Tour d'Europe. по территории Советского Союза

Три экипажа на ВАЗ-2101 заняли вторые, девятые и тринадцатые места. Один из экипажей в классе 1300 занял первое место, а также тольяттинская команда получила Серебряный кубок за командное соревнование из трех экипажей. Пять экипажей на Москвич-412 показали более низкие результаты и заняли более низкие места в общем зачете. Один экипаж вообще не смог завершить гонку.

Однако московская команда завоевала Золотой кубок за соревнование среди команд с четырьмя экипажами. Можно долго обсуждать, какая машина лучше - Москвич или Жигули. Но Автоэкспорт решил этот спор, разделив команды Жигулей и Москвичей по разным категориям. В результате, обе команды стали победителями и доказали, что обе марки автомобилей имеют свои преимущества.

Тур Ваз - 2101 1971
Тур Ваз - 2101 1971

В 70-ые годы автомобили “Москвич-408” и “Москвич-412” были очень популярны среди автомобилистов. Через пять лет была выпущена новая модель “Москвич-2140”, а затем ее роскошная версия - AЗЛK-2140-117 “Mоscvich SL”. Однако в 70-ые годы именно модели “Москвич-408” и “Москвич-412” являлись основными конкурентами автомобилей из Тольятти, такими как “копейка”, “двойка”, “тройка” и “одиннадцатая”.

Экспортная версия “Москвича-408” имела двойные фары, которые считались признаком престижа и двигателем от “Москвича-407”, но с большей мощностью - 50 лошадиных сил. Модель “Москвича-408” также использовалась в кинокомедии “Бриллиантовая рука”.

“Москвич” обладал рядом преимуществ, таких как простота обслуживания и доступность запчастей. Однако, автомобили часто ломались, и владельцы уставали от необходимости постоянно ремонтировать свои машины.

Ваз и Москвич
Ваз и Москвич

После того, как на советский рынок вышли автомобили “ВАЗ”, ситуация кардинально изменилась. Люди стали стоять в многолетних очередях, чтобы получить возможность приобрести новый автомобиль. Каждому производственному предприятию в соответствии с разнарядкой отпускалось определенное количество автомобилей различных марок. Эти автомобили приобретали рабочие, инженеры и руководители предприятий.

В СССР люди часто уезжали работать на Север, чтобы через 3-5 лет купить новую модель автомобиля “ВАЗ”. Стоимость автомобиля зависела от модели. Например, люксовая модель ВАЗ-2103 стоила 7300 рублей, ВАЗ-21011 — 6300 рублей, а базовая модель ВАЗ-2101 — 5700 рублей. На вторичном рынке цена пятилетнего автомобиля ВАЗ-2101 составляла около 5000 рублей в 1980-1981 годах.

2103
2103

Если сравнивать технические характеристики “Жигули” (ВАЗ-2106) и “Москвич”( Москвич-2140), несмотря на свою схожесть, имеют ряд отличий. Несмотря на то, что обе модели имеют схожие характеристики (например, заднеприводную конструкцию и 4-цилиндровые двигатели), они отличаются по многим параметрам. Оба автомобиля оснащены одинаковыми силовыми агрегатами мощностью 75 л.с. Однако, двигатель Москвича имеет объем 1,5 л, в то время как у ВАЗа - 1,6 л. Это объясняет разницу в динамике разгона автомобилей: ВАЗ разгоняется до 100 км/ч за 16 с, а Москвич - за 19 с. По надежности двигатели обоих автомобилей примерно равны. Они обладают высокой долговечностью и безотказностью при условии надлежащего технического обслуживания. Однако ресурс двигателя Москвича несколько больше.

Москвич - 2140
Москвич - 2140

В семидесятых годах XX века оба автомобиля, ВАЗ-2106 и Москвич, имели вполне европейскую внешность. ВАЗ-2106 был фактически клоном Фиата-124, в то время как Москвич напоминал малолитражные автомобили французского производства. О вкусах, как известно, не спорят, но в целом ВАЗ-2106 выглядел более современно. Однако, поскольку это субъективное мнение, можно считать, что между этими автомобилями нет значительной разницы во внешнем виде.

В плане комфорта и размеров салона, Жигули явно превосходят Москвич. Особенно это касается задних сидений, и в целом, Жигули имеет более широкий кузов. Если говорить о посадке водителя, то Москвич является более предпочтительным вариантом. Этот факт был отмечен иностранными журналистами, которые протестировали обе модели. Поэтому, с точки зрения комфорта, Москвич лучше для водителя, в то время как Жигули лучше подходит для пассажиров на задних сидениях.

В 1976 году на экраны вышел фильм «Инспектор ГАИ». В нём упоминалось о проблеме нехватки запчастей для Жигулей.

Сравнение с «люксовым» вариантом Москвича подчеркивает относительное преимущество Жигулей. Подголовники – это элемент комфорта, который был оценен как положительный аспект нового автомобиля.

ВАЗ-2106
ВАЗ-2106

И “Жигули”, и “Москвич” являются символами своего времени и оставили свой след в истории автомобилестроения. Оба автомобиля до сих пор ценятся любителями ретро-автомобилей за свою надежность, стиль и историю. В СССР считалось, что все заграничные продукты и товары более качественные. Автолюбители Советского Союза вспоминают высокое качество сборки первых моделей ВАЗ, которые выпускались под контролем итальянских специалистов. “Жигули” считались более современными и красивыми, чем “Москвичи”, что обеспечило им большую популярность в СССР и за его пределами.

Авто
5,66 млн интересуются