В прошлой статье мы кратко рассмотрели общие аспекты характеристик моторных масел, а теперь перейдем к классификации с подробными примерами.
Рекомендации по выбору моторного масла
Существует множество рекомендаций как от независимых научных организаций, так и от производителей автомобилей. Попытаемся их упорядочить.
1. SAE — Общество автомобильных инженеров США. Это весьма авторитетная международная организация в области автомобильных смазочных материалов, которая регламентирует моторные и трансмиссионные масла по классам вязкости.
2. API — Американский институт нефти. Это международная организация, представленная в различных отраслях добычи и переработки нефти. Регламентирует смазочные материалы по эксплуатационным свойствам.
3. АСЕА — Европейская организация в области автомобильных смазочных материалов.
4. ILSAC — Международная организация в области автомобильных смазочных материалов, учреждённая американскими и японскими автопроизводителями.
5. Рекомендации автопроизводителей. Регламентируют эксплуатационные свойства автомобильных смазочных материалов применительно к автомобильной технике собственного производства.
Рассмотрим классификацию моторных масел на примерах.
Масло SAE 5W-30 API SN/CF, АСЕА С3, ILSAC GF-5
Расшифруем обозначение вязкости:
• SAE 5W — класс базового масла до введения модификатора вязкости. Характеризует низкотемпературные пусковые свойства техжидкости. Чем меньше цифра, тем лучше эти характеристики. В частности, класс SAE 5W обеспечивает уверенный пуск двигателя при температурах до минус 35ºС. А, например, SAE 0W обеспечивает пуск до минус 40ºС.
• SAE 30 — класс рабочей вязкости при рабочих температурах двигателя. Должен строго соответствовать рекомендациям автопроизводителя.
Таким образом, при выборе класса вязкости масла мы руководствуемся пусковыми и рабочими значениями. Так, SAE 0W-30 имеет лучшие пусковые свойства относительно SAE 5W-30 при одинаковых рабочих вязкостных характеристиках.
Теперь расшифруем группу эксплуатационных свойств этого масла ДВС по системе API.
• API SN — группа свойств масла ДВС для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей. Введена в 2010 году. Должна соответствовать рекомендациям автопроизводителя. При выборе нельзя использовать масла более низкой эксплуатационной группы, а более высокой — можно. Так, при рекомендации автопроизводителя применять группу API SN нельзя использовать API SM или SL, но более высокую группу — API SP — можно и предпочтительно.
• ACEA C3 — масло для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, оборудованных каталитическими нейтрализаторами отработавших газов и сажевыми фильтрами. Вообще буква «С» — от слова Catalyst (катализатор). Содержит низкозольный пакет присадок, безопасный для катализаторов.
• ILSAC GF-5 — спецификация, аналогичная API SN. Используется при подборе моторных масел преимущественно американского и японского производства.
Масло ДВС SAE 0W-20 VW 508/509
Масло моторное для двигателей легковых автомобилей концерна VAG.
• VW 508 — масло для бензиновых двигателей легковых автомобилей группы Volkswagen, содержащее низкозольный пакет присадок, безопасный для каталитических нейтрализаторов отработавших газов.
• VW 509 — для дизельных двигателей легковых автомобилей концерна VAG, также безопасное для каталитических нейтрализаторов и сажевых фильтров.
Оно представлено в классе вязкости SAE 0W-20 и предназначено только для новейших двигателей VAG. Применять его в двигателях более ранних поколений нельзя.
Следует отметить, что кроме улучшенных смазывающих, ресурсных и моющих свойств спецификация VW 508 учитывает особые требования к маслам ДВС для двигателей с непосредственным впрыском бензина. Это обеспечивается специально подобранным составом, предотвращающим такое явление, как LSPI (Low Speed Pre-Ignition), что означает преждевременное воспламенение на малых оборотах коленчатого вала. Это явление еще называют «дизелением». Говорят, двигатель «дизелит». Это сопровождается стуками в двигателе на малых оборотах и весьма разрушительно для двигателя. Его не следует путать с детонацией.
Масло моторное SAE 5W-30 Daimler MB 229.1
Расшифруем. Данная спецификация от компании Daimler регламентирует уровень эксплуатационных свойств масел для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей Mercedes Benz. Здесь «229» — спецификация, а «1» обозначает, что содержится низкозольный пакет присадок, безопасный для каталитических нейтрализаторов отработавших газов и сажевых фильтров.
На этом завершим краткий обзор базовых теоретических знаний о моторных маслах и перейдём к практическим рекомендациям по подбору. Но об этом в нашей следующей статье, в которой мы развеем мифы маркетологов и рассмотрим:
• Интервалы замены.
• Выбор: гидрокрекинг или полимерная синтетика? Две концепции.
Ну, а если у вас нет времени вникать, проконсультируйтесь со специалистами ЕвроАвто в магазинах сети, по телефону +7 (812) 703-15-15 или в мессенджере.