В нашем музее представлена тротуароуборочная машина ТУМ-975 — необычный экспонат передан на хранение частным лицом. Эти небольшие машинки работали на улицах и вокзалах в семидесятые годы. ТУМ-975 любопытны по своей конструкции и симпатичны на вид. Давайте узнаем, как появилась эта машина на улицах и вокзалах СССР!
История создания тротуароуборочной машины ТУМ-975
Над вопросом чистоты городских улиц и тротуаров в Горисполкоме Москвы всерьёз задумались в 1950-х годах. На тот момент уборка улиц уже была механизирована, но ручной труд во дворах и на тротуарах заменить было нечем. Для этого было принято решение создать специальную машину, которая была бы универсальной, многофункциональной и выполняла бы свои функции круглый год.
Разработки ТУМ-975 велись на механическом заводе технического управления Моссовета. И в 1957 году уже появились первые экспериментальные образцы. После испытаний и доводок производство малыми партиями наладили на нескольких заводах. Наибольшее количество машин ТУМ-975 было изготовлено на Московском механическом заводе «Красный путь», который относился к Министерству путей сообщения.
Конструкция ТУМ-975
Силовой агрегат для ТУМ-975 был позаимствован от легкового автомобиля «Москвич»: сначала был использован двигатель «Москвич-402», а затем — «Москвич-407».
Где работали тротуароуборочные машины?
ТУМ-975 предназначалась для всесезонной уборки дворовых территорий и тротуаров. Её использовали в домоуправлениях и жилищно-эксплуатационных конторах. Часть машин была передана в распоряжение железнодорожных вокзалов СССР для работы на перронах и привокзальных территориях.
Зимой на машину устанавливалось плужно-щёточное и пескоразбрасывающее оборудование, а летом — подметально-уборочное.
Эксплуатация машин завершилась в 1980-е годы. Отдельные экземпляры использовались и позже. Ориентировочное количество построенных единиц — более 600 штук. Большая часть этих машин трудилась на улицах Москвы.
Представленная в нашем музее машина ТУМ-975 изготовлена в 1972 году, ей присвоен заводской номер 046. До конца 1990-х годов эта машина эксплуатировалась на стадионе «Кировец» в Санкт-Петербурге.
Подписывайтесь на наш канал и приходите в Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге, чтобы узнать ещё больше интересных фактов из истории железных дорог, своими глазами увидеть исторические локомотивы, вагоны и специальную технику. Узнать подробную информацию о музее и приобрести билеты онлайн можно на официальном сайте.
Материалы из фондов музея, история и описание экспонатов, 3D-модели и онлайн-экскурсии представлены в нашем уникальном приложении «Цифровая платформа Музея железных дорог России», которое доступно для скачивания на популярных платформах: