После того как иностранные автопроизводители решили отказаться от российского авторынка, а точнее, их заставили это сделать, то весь фокус был смещен на китайские автомобили. Причем китайцы даже не ожидали такого подарка, но были готовы к такому развитию событий.
Забрать себе большую часть рынка не составило особого труда. Такие бренды, как Geely, Haval, Chery и Changan, уже имеют неплохую репутацию в России, поэтому в первую очередь скупать начали именно их. Напомню, что по итогам 2023 года китайцы реализовали в России около 500 тысяч новых машин.
Но российский рынок слишком перспективный и большой, чтобы этого было достаточно. В лучшие времена, с 2010 по 2015, у нас продавалось каждый год в среднем по 2,5 млн новых машин. Рекордным стал 2012 год, когда было продано более 2,9 млн машин. Понятно, что вернуться к таким показателям вряд ли получится, но продавать по 1,5 млн машин вполне можно.
Например, китайцы планируют продать в 2024 году 1,2 млн машин, а Автоваз около 500 тысяч машин. Сбудутся ли эти планы, мы узнаем через год. Сегодня же мы поговорим об откровенно авантюрных проектах, которые лопаются, как пузыри, один за другим, и это только начало, самое интересное нас ждет впереди.
За последние 2 года, начиная с самого начала исторического и небывалого кризиса, на российский авторынок в прямом смысле хлынули китайские автомобили и новые бренды. Сейчас уже все происходящее кажется безумием и в некоторых случаях откровенной авантюрой. Порой смотришь на очередную новинку и просто не понимаешь, кто это будет покупать и зачем вообще нам это везут.
Ещё больше поражает цена на это добро. Так и хочется спросить: у нас, что, за последние пару лет доход у всех вырос в несколько раз? Вы кому везете все эти неизвестные азиатские "ноунейм-мобили" по цене 3-4 млн?
Я сейчас не имею в виду основных игроков, речь о неизвестных машинах, которые появляются в продаже чуть ли не каждый день. Вот, например, недавно начали продавать кроссоверы Kaiyi X7 Kunlun по цене 3-3,5 млн и SWM G05 Pro по цене 2,6-2,8 млн. Кто-то готов купить кота в мешке?
Попытать счастье на новом опустевшем авторынке решили и наши топ-менеджеры. Одним из авантюрных проектов стал новый бренд Evolute, который производит, а точнее, собирает китайские электромобили в Липецкой области. Продажи таких машин начались ещё в октябре 2022 года.
Первым у дилеров появился седан i-Pro по цене 2,99 млн рублей с мотором на 150 л.с. Это перелицованный Dongfeng Aeolus E70, который в Китае стоит 1,3 млн в переводе на рубли.
Далее в продаже появился электро кроссовер i-Joy по цене 3,99 млн рублей с мотором на 163 л.с. Это Dongfeng Fengon E3, который в Китае стоит 1,8 млн в переводе на рубли.
Также в продаже есть кроссовер i-Sky по цене 4,99 млн рублей с мотором на 204 л.с. Это Dongfeng Forthing Thunder, который в Китае стоит 1,7 - 2,5 млн в переводе на рубли.
А теперь самое интересное, продажи этих машин за 2023 год составили всего 2020 штук. Само собой лидер продаж седан i-Pro, это по сути народный электромобиль. По крайней мере производитель так думал и рассчитывал на хорошие продажи.
Вообще планировалось продать более 6 тысяч машин, а произвести 10-15 тысяч. А максимальные возможности завода это 100 тысяч машин в год. По сути, никакого производства там нет, машины просто собирают из основных агрегатов.
Больше всего меня поразило то, что даже премиальные китайские электромобили Voyah продаются лучше, чем народные Evolute. За 2023 год Voyah реализовал 4258 машин и стал абсолютным лидером в электросегменте.
Эволют не спасает даже скидка 35% (но, не более 990 тысяч) от государства. То есть i-Pro можно купить за 2 млн, i-Joy за 3 млн и i-Sky за 4 млн. Но даже в таком случае это значительно дороже, чем в Китае. Неудивительно, что люди не спешат пересаживаться на электромобили с такими ценами. Обычным людям они просто не нужны.
Более того, есть факторы, из-за которых электромобили ещё долго не станут массовыми в России. Первое - это климат, зимой батарея любого электромобиля будет в 2 раза быстрей разряжаться и изнашиваться, а значит, и проезжать на одном заряде он будет меньше.
Второе - у нас вообще не развита сеть электрозаправок. Даже в крупных мегаполисах их совсем не много. Например, в Москве всего 240 электрозаправок и это капля в море. Правда, в 2024 году обещают установить ещё 160 заправок. Но и это не много для такого города.
Не подталкивают к покупке электромобиля и явные плюсы владения таким транспортом. Например, существуют бесплатные парковки и бесплатный проезд по платным дорогам для электромобилей. ТО стоит дешевле, так как не надо тратиться на различные запчасти и расходники. И заправка по сравнению с ДВС выходит дешевле. Но и этим граждан не подкупить.
Надо значительно снижать цены и оперативно развивать инфраструктуру для электротранспорта, только так можно сдвинуться с мертвой точки. А пока запуск такого проекта, как Evolute, можно считать авантюрой и не факт, что этот бренд выживет. Хотя на далекое будущее перспективы, конечно, есть. Вот только работать все это время придется в убыток.
Изначально планы у производителя были грандиозные. Я напомню, что в запуске проекта участвовали Минпромторг, компания Моторинвест и правительство Липецкой области. В течение 10 лет предприятие должно по локализации переплюнуть даже Автоваз, а инвестиции составят 13 млрд рублей. В общем, осваивать есть что, мотивации у топ-менеджеров хоть отбавляй. Поэтому такую "мертвую лошадь", как и Москвич, будут тянуть до последнего, пока есть что осваивать.