Применение тракторов в сельском хозяйстве позволило не только поднять тяговые мощности на пахоте, но и дало возможность передавать на рабочий орган значительный крутящий момент. Идея использовать для обработки почвы вращающийся рабочий орган выглядела достаточно тривиальной, и появление таких машин было только вопросом времени. Первые почвофрезы появились еще в 19 веке, однако волна увлечения ими поднялась в начале 20-го, когда широкое распространение получил двигатель внутреннего сгорания, а швейцарским инженером Конрадом фон Мейенбургом был создан фрезерный барабан с пружинными зубьями, имевшими форму крюков.
Отношение агрономов к новой технике было неоднозначным. Многие из них справедливо указывали на то, что измельчение пласта фрезой ведет к выветриванию почвы, а также к образованию на поверхности после дождя своеобразной «корки», препятствующей впитыванию влаги. Однако, при обработке болотистых почв фрезы были действительно хороши, и с этим не могли поспорить даже скептики. В СССР болотистые почвы имелись в избытке, поэтому в Германии были закуплены два типа почвофрез.
Основным типом закупленных Советским Союзом фрез была машина компании Siemens-Schuckert. Эта известнейшая немецкая фирма последовательно работала с почвофрезами с 1912 года, создав несколько моделей, и к 1930 году уже накопила достаточный конструкторский опыт в этой области.
Первым прототипом стала машина, созданная в 1912 году Сименс под руководством самого Конрада фон Мейенбурга и профессора Холлдака. В движение ее приводил двухцилиндровый двухтактный керосиновый двигатель фирмы Gray (США), выдававший 12 л.с. при 700 об/мин. Вес машины ненамного превышал 1000 кг, ширина захвата фрезерного барабана составляла 150 см. В 1913 году американский двигатель был заменен немецкими бензиновыми моторами фирмы Kämper имевшим мощность 25 или 50 л.с.
Вторая модель получила имя Gutsfräse и появилась в 1914-15 гг. Он имела бензиновый двигатель разработанный Siemens Blockwerk. Диаметр его поршня составлял 90 мм, ход ход — 150 мм, мощность — 25 л.с.
Следующая модель почвофрезы была разработана в 1915 году и имела 200-см ширину захвата. Ее приводил в движение четырехцилиндровый двигатель мощностью 60 л.с. также разработанный Siemens Blockwerk с диаметром поршня 120 мм и ходом 180 мм. Трактор был оборудован пневматическим стартером, а также пусковой рукояткой, находящейся сбоку. Только 4 таких машины были изготовлены.
Дальнейшим развитием стала Gutsfräse G2 c шириной захвата 130 мм и двигателем Kämper мощностью 30 л.с. В 1917-1918 годах эти машины изготавливались уже с двигателем Blockwerk model D мощностью 44 л.с. при 1700 об/мин, диаметром поршня 95 мм и ходом 146 мм
Капитуляция Германии и последовавший за ней период нестабильности затормозили работы Сименс, но в 1924-28 гг была создана новая модель — Gutsfräse G3. Вес машины составлял 2800 кг, ширина захвата — 160 см. Трактор получил три передние скорости (1,6—2,2—3,8 км/ч) и одну заднюю (1,6 км/ч). Барабан мог вращаться со скоростью 150 или 180 об/мин и имел 54 пружинных лезвия. Двигателем вначале служил 4-цилиндровый Deutz-Oberursel имевший мощность 38 л.с. при 950 об./мин, затем он был заменен двигателем Kämper мощностью 35-40 л.с.
И вот именно Gutsfräse G3 оказалась первой почвофрезой Сименс, закупленной СССР. Сколько машин было приобретено неизвестно, но заключение советских специалистов по этой технике было сугубо отрицательным. В 1928-1930 гг. производство машины было прекращено по причине малого спроса на нее, а также тем, что потребовались дополнительные мощности для производства мегапопулярного мотоблока Kleinfräsen K5.
В 1926 году была построена машина малого класса — Siemens Bauernfräse. Она имела четырехцилиндровый двигатель мощностью 20 л.с. при 1500 об./мин. и видимо так и осталась в виде прототипа.
И вот наконец мы подошли к появлению героя нашего повествования Siemens Großfräse G4 (в некоторых советских источниках — «G-IV). Произошло это в 1929 году. Именно этот аппарат и был закуплен СССР в товарных количествах.
Машина имела шасси с двумя задними ведущими колесами и одним спаренным передним колесом. Двигатель Kämper 4-цилиндровый, 4-тактный, работающий на бензине или керосине (запуск на бензине), мощностью 35 л.с. Диаметр поршня — 103 мм, ход — 166 мм. Модель с керосиновым двигателем именовалась G4P.
Коробка передач имела три скорости переднего и одну заднего хода.
1 скорость — 1,75 км/час.
2 скорость — 2,35 км/час.
3 скорость — 4,20 км/час.
Задняя скорость — 1,70 км/час.
В задней части машины был смонтирован фрезерный барабан с шириной захвата 1600 мм и жесткой передачей вращательного момента. Частота вращения барабана составляла 150—180 об/мин. Количество рабочих органов — 48 шт. Рабочие органы были сменными, пяти разных типов.
1 — Для мягких почв,
2 — Для проходов по целине и для выдирания сорняков,
3 — Для почв, засоренных корнями и камнями,
4 — Для болотных почв (изогнутый),
5 — Для болотных почв (прямой).
Предельная глубина фрезерования 350 мм.
Ведущие колеса: нормальное - 1320х450 мм; «болотное» - 1320х860 мм.
Направляющее: нормальное - 660х250 мм; «болотное» - 1320х860 мм.
Ширина следа по наружному краю: при норм, колесах - 1530 мм, при болотн. колесах — 2.560 мм.
Габариты:
Общая длина — 5000 мм.
Высота — 2260 мм.
Вес (с норм, колесами): в рабочем состоянии — 2580 кг, в нерабочем состоянии — 2700 кг.
Цена фрезы около 6500 руб.
Фреза испытывалась летом 1930 г. специально комиссией, в состав которой входили представители ВИМЭ, Тимирязевской академии, Льнотреста. По результатам испытаний комиссия пришла к следующим выводам:
«Комиссия произвела пробную работу машины на двух участках: малый задернелый торф низинного болота и сплошной осоковый кочкарник 40-45 см высоты, с корнями в торфе, после корчевки берёзового леса.
Глубина обработки фрезой на первом участке за первый след, на первой скорости достигла 20 см. По сравнению с необработанной почвой, обработанный слой был выше на 5-6 см. Крошение почвы было вполне совершенно и за один проход болото было вполне подготовлено к посеву огородных культур или конопли. Благодаря употреблению грабель сзади барабана, поверхность почвы в мало-задернелых местах выглядела вполне черной, в то время, как прежняя модель 1929(имелась в виду Gutsfräse G3 — прим. авт. ) года выкидывала всю дернину и траву наверх, оставляя зеленоватую полосу в тех же самых условиях. Глубина работы новой марки, благодаря употреблению буферов сзади ножей (полужесткое сцепление), была больше на 4-5 см, по сравнению с обработкой старой маркой, при той же самой скорости движения и глубине установки.
При испытании фрезера на втором участке (кочкарнике) за первый проход, при глубине обработки 15 см, получалось срезание кочек и мелкое рыхление торфа между кочками. Часть кочек (до 10-15 см) при этом осталась стоять, будучи лишь частично подорванными и подрезанными вдоль. При втором проходе, при глубине 20 см, кочки были разрезаны и перемешаны с торфом. Лишь некоторые единичные кочки, после отрывания пахотного слоя, еще были на своих местах, однако разрезанные на куски и погребенные под торфом. По определению специалистов, почва за два прохода была хорошо подготовлена к посеву овса и конопли».
Другим выводом комиссии было то, что лучше все же выпускать почвофрезы агрегатируемые с обычными тракторами, а не специализированные агрегаты, которые будут вынужденно простаивать большую часть времени.
Видимо, по результатам этих испытаний машин Großfräse G4 и были закуплены СССР. Машина не очень часто, но все же попадается на архивных фото из разных уголков Союза — Карелии, Белоруссии, Подмосковья.
Union Gießerei
Другим типом была машина компании Union Gießerei, закупавшаяся раеньше, в клнце 1920 гг. Про нее мне известно немного. Это был каток для укатывания полей с возможностью установки на нем барабанной фрезы с жесткими рабочими органами. Он имел двигатель внутреннего сгорания фирмы Kämper мощностью в 50 л.с. Судя по всему, закуплено их было не очень много, хотя на архивных фото они нет-нет, да и встречаются.
В 1920-х и начале 1930-х годов сотрудничество СССР и Германии было весьма плодотворным. Правда, ему сильно мешала ненавидящая обоих своих соседей Польша. Что она успешно продолжает делать и поныне...