Найти тему
Канатная пахота. Часть 1 — эпоха пара.
Одним из основных достоинств трактора несомненно является его универсальность. Трактор может быть использован не только на пахоте, но и на множестве других работ: полевых, стационарных, транспортных. Но наряду с этим, есть у трактора и существенный недостаток. От 30% до 50% мощности двигателя трактора расходуется на передвижение по полю его самого (так называемая работа самоперекатывания). И лишь остальное — на полезную работу. Вот почему в ранний период тракторостроения мощность в названии машины обозначалась двумя числами через дефис...
1 год назад
Электротракторы ЭТ-5 и ХТЗ-12: доколе?
Несть числа отечественным тракторным публикациям, где вы увидите фото, подписанное как "электротрактор ХТЗ-12". И более чем в половине случаев на этих фото будет вовсе не ХТЗ-12, а совсем другая машина. Полное ее название — "ЭТ-5 ЭНИН ВИЭСХ". ЭТ, очевидно, расшифровывается как "электрический трактор", ЭНИН — Энергетический институт им. Кржижановского, а ВИЭСХ — Всесоюзный институт электрификации сельского хозяйства. Разрабатывался этот трактор в Москве, а строился в Свердловске (ныне Екатеринбург)...
165 читали · 1 год назад
Автоплуг типа Фаулер московского завода ГАЗ
Многим любителям советской тракторной истории известно, что одним из первых наших серийных образцов стала копия английского автоплуга Фаулера, выпущенная в 1921 году 4-м ГАЗ (государственным автозаводом) в Москве. Машину эту принято называть слабой и неприспособленной к нашим условиям. Действительно, ее двигатель мощностью 8 л.с. не позволял творить чудеса, да и изготовлен был этот агрегат в количестве всего 75 экземпляров. Но, тем не менее, машина эта заслуживает того, чтобы мы ее помнили. Как помнили и тех, кто сумел организовать ее производство в условиях разрухи, голода и Гражданской войны...
1 год назад
НЕМЕЦКИЕ САМОХОДНЫЕ ПОЧВОФРЕЗЫ В СССР
Применение тракторов в сельском хозяйстве позволило не только поднять тяговые мощности на пахоте, но и дало возможность передавать на рабочий орган значительный крутящий момент. Идея использовать для обработки почвы вращающийся рабочий орган выглядела достаточно тривиальной, и появление таких машин было только вопросом времени. Первые почвофрезы появились еще в 19 веке, однако волна увлечения ими поднялась в начале 20-го, когда широкое распространение получил двигатель внутреннего сгорания, а швейцарским...
1 год назад
Испытания в СССР немецкого парового трактора Saxenberg DS 25
Этот интересный материал я нашел в Архиве Экономики (РГАЭ 550-2-405), набрал и разместил на одном из специализированных форумов. Несколько интернет-ресурсов тут же радостно скопипастили его слово в слово без каких-либо ссылок на источник. Впрочем, ничего необычного... Поскольку ветка Форума давно канула в Лету, дублирую материал здесь. Важное предупреждение. В материалах РГАЭ трактор фигурирует как "Саксенберг", хотя по-немецки его название произносится "Заксенберг". Я намеренно пишу здесь название так, как оно проходило в советских документах, с которых я и набирал этот текст...
1 год назад
ПАРОВОЙ ТРАКТОР ПТ-1
Работая в Государственном Архиве Экономики, я нашел очень интересное дело (550-2-404). Речь идет о послевоенном тракторе ПТ-1 — паровой версии трактора СТЗ-НАТИ. Еще до войны, в 1934-1935 гг. в СССР на удлиненной базе трактора "Сталинец" Я.М. Гаккелем был разработан паровой трактор с замкнутым циклом (о нем более подробно здесь). Первый блин, однако, оказался комом, трактор катастрофически недодавал мощности, был перетяжелен, и работы по нему вскоре были прекращены. После войны интерес к паровым машинам в СССР отнюдь не пропал...
1 год назад
ПАРОВОЙ «СТАЛИНЕЦ» ГАККЕЛЯ
Машина эта упоминалась в некоторых советских справочниках, но о конструкции ее до последнего времени было известно мало. И вот, работая в Государственном Архиве Экономики, я нашел дело (ф.241/оп.1/д.57), которое позволяет внести некоторую ясность. Сразу отвечу на вопрос, который неизбежно возникнет у читателей, знакомых с историей отечественной техники: «Это тот самый Гаккель?». Да, тот самый. Яков Модестович Гаккель, принимавший участие в постановке в производство танка «Русский Рено», проектировании танка Гротте, создатель тепловоза Щэл1 и нескольких аэропланов...
1 год назад