Да действительно, Такси (именно с большой буквы) стало неотемлемой частью ежедневной жизни российского общества. На такси ездят на работу, в магазины, дети в школу, во время непогоды автовладельцы предпочитают передвигаться на такси - так как жалко свой автомобиль. Одним словом "без такси и не туды и не сюды" если немного перефразировать бессмертную цитату из не менее бессмертного советского фильма.
Так все таки, что есть такси - общественный транспорт, признак роскоши и достатка, либо средство добычи пропитания маргинальными личностями, как считают некоторые особо одаренные :). Даже с трибун некоторых органов власти, которые конечно подхватывают некоторые СМИ (извините за некоторую тавтологию:)) Звучат выражения из которых можно сделать вывод что такси - это "Общественный транспорт". Да Такси (служба - сервис, можно по разному именовать) очень тесно переплелась с ежедневной жизнью практически каждого человека, но все таки Такси это не "общественный транспорт"!
Давайте разбираться:
- Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» разделяет перевозки пассажиров и багажа на регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси. Этот же документ относит к перевозкам транспортом общего пользования только регулярные перевозки пассажиров и багажа. Легковое такси не является общественным транспортом либо транспортом общего пользования. (вот с этим лично я бы поспорил)
- В Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1586, дано определение понятия «легковое такси». Это транспортное средство категории «M1», используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.
- Согласно части 1 статьи 789 Гражданского кодекса РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.
- Федеральным законом от 29.12.2022 № 580-ФЗ(о такси) четко регламентируется что Службы заказа легкового такси (СЗЛТ) типа Яндекс.Такси (хотя они себя почему то гордо именуют непонятным словом "агрегатор") не имеют права передавать заказы на пассажирские перевозки - лицу без статуса "перевозчика" (то есть не имеющего разрешение на пассажирские перевозки).
В Минтрансе России для формирования единого информационного пространства транспортной отрасли было создано ФГИС «Такси» (Федеральная государственная информационная система легковых такси) Информационно-аналитическая система, обеспечивающая сбор, обработку, систематизацию, хранение сведений из трех реестров: агрегаторов, перевозчиков и машин легковых такси, то есть раньше, до 2023 года сентября месяца, были лицензии такси с номером серией сроком выдачи и сроком действия (5 лет), а теперь реестры куда вносятся данные:
1). О предприятиях которые получают заказы от пассажиров и передают их "перевозчику".
2). О "Перевозчиках" ООО или индивидуальных предпринимателях либо физлицах на НПД (Самозанятых) оформивших разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси.
3) О предприятиях владельцах железа, то есть автомобилей которые они сдают в аренду перевозчикам.
Там много всего еще про ОСАГО такси, про субсидиарную ответственность перевозчика при ДТП, но это уже в других публикациях, так как информации много и она довольно интересная.
Присылайте свои вопросы в комментариях я отвечу на все.
Александр К.