Найти тему

К 90-летию КнААЗ: великий человек великого времени

28 января исполнилось бы 103 года Василию Гурьевичу Куценко, бывшему главному инженеру Комсомольского авиазавода, лауреату Государственной премии СССР.

Есть люди – легенды, оставляющие столь яркий след в жизни, что память о них долгие годы остается в сердцах людей. Личности, трудовая деятельность которых определяет судьбу целых предприятий, закладывает традиции, уважаемые и поддерживаемые многими поколениями их последователей. Все это в полной мере относится к Василию Гурьевичу Куценко, отдавшего родному предприятию 43 года жизни.

Этапы большого пути

Василий Гурьевич родился 28 января 1921 года в небольшом селе Херсонской области, в семье крестьянина, позднее - колхозника. После окончания сельской семилетки поступил в Запорожский авиационный техникум, днем учился, а по ночам подрабатывал корректором в областной газете. Наверное, именно с тех времен осталась у Василия Гурьевича особенность, о которой вспоминают многие – он не пропускал ни одного документа с грамматическими и стилистическими ошибками. Исправлял, «ставил на вид», а если ошибок было очень уж много – жирные «двойки» прямо на документе. «Все, что делается на заводе, – должно быть сделано наилучшим образом», - считал В.Г. Куценко.

В 1939 году по направлению Наркомата авиационной промышленности молодым специалистом он прибыл в Комсомольск-на-Амуре, на завод п/я 40. Трудиться начал контрольным мастером, затем старшим контрольным мастером, а через два года - начальником бюро цехового контроля в цехе окончательной сборки. Его принципиальность и требовательность, техническая грамотность не остались незамеченными, и в 1945 году Василий Гурьевич был назначен заместителем начальника крыльевого цеха. С 1947 по 1952 годы В.Г. Куценко последовательно возглавляет работу основных цехов предприятия №№ 25, 45, 3. С 1952 по 1954 годы – работает заместителем начальника производства по агрегатно-сборочным цехам. В 1955 году он назначен начальником летно-испытательной станции. Напряженный производственный график не помешал В.Г. Куценко без отрыва от производства получить высшее образование. В 1960 году он с отличием окончил вечерний политехнический институт Комсомольска-на-Амуре. Это был первый выпуск инженеров-механиков по специальности «технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» недавно созданного высшего учебного заведения нашего города. Незаурядные деловые качества и способности организатора производства позволили В.Г. Куценко в 1959 году занять должность заместителя главного инженера, а с 1966 года – главного инженера авиационного объединения.

-2

Трудовая деятельность В.Г. Куценко не раз отмечалась на самом высоком уровне. 6 июня 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР он был награжден медалью «За трудовую доблесть», 16 сентября 1945 года – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». 12 июня 1955 года – орденом «Знак почета», в 1966 и 1971 годах – орденом Трудового Красного Знамени. За активное участие и большой личный вклад в создание новой авиационной техники 5 ноября 1975 года В.Г. Куценко присуждена Государственная премия СССР.

Из воспоминаний Абрама Наумовича Рогинко, на протяжении почти 30 лет знавшего В.Г. Куценко и большую часть этого времени работавшего под его непосредственным руководством:

- Это был человек недюжинного дарования. Его отличали широкий кругозор, склонность к глубокому инженерному анализу, постоянное стремление к новому

Трудовой путь Василия Гурьевича включал выпуск всех боевых самолетов от ДБ-3Б (усовершенствованной модификацией которого стал знаменитый Ил-4, выпускавшийся заводом на протяжении всей Великой Отечественной войны) до Су-27.

1959 год, когда В.Г. Куценко вступил в должность заместителя главного инженера, был периодом начала эксплуатации самолетов «Су». Это было сложное время. Самолет требовал серьезной конструктивно-технологической доводки, которая должна была обеспечить надлежащее качество и надежность, удобство эксплуатации и способность к уверенному выполнению боевых задач. Василий Гурьевич сумел не только правильно определить приоритетные задач, но и сконцентрировать усилия технических служб на их решении.

Василий Гурьевич был не только требовательным, но и очень обаятельным человеком, легко располагал к себе людей, с которыми ему приходилось работать. Никто не мог себе позволить не выполнить его поручения - не только в силу производственной дисциплины, но и потому что это поручение исходило от человека, пользовавшегося огромным уважением.

Василий Гурьевич Куценко был человеком потрясающей работоспособности. Он успешно сочетал производственные дела с активной общественной деятельностью. Избирался депутатом городского совета депутатов трудящихся, членом краевого совета научно-технического общества, членом пленума краевого совета профсоюзов. Будучи главным инженером завода, бессменно возглавлял совет НТО предприятия.

-3

Из воспоминаний Дмитрия Семеновича Зацепина, в течение 25 лет возглавлявшего заводской совет ВОИР:

- 16 лет я работал в тесном контакте с Василием Гурьевичем. Он как главный инженер был заинтересован в массовом движении изобретателей и рационализаторов. При его поддержке на заводе были организованы регулярные смотры изобретательской деятельности, по итогам которых авторы лучших, полезных для завода рацпредложений и изобретений поощрялись ценными подарками и премиями. По инициативе В.Г. Куценко на нашем предприятии было введено звание «Лауреат заводской премии», которое присваивалось новаторам, постоянно занимающимся творческой деятельностью. Кроме того, многие изобретатели и рационализаторы получали прибавку к вознаграждению по итогам года.

Результаты такого отношения к рационализаторству очевидны. Вот справка БРИЗа, в которой отмечено, что за 1976 – 1993 годы в производство было внедрено 48 136 рацпредложений, из них почти половина – на самолет Су-27. В 1970-80-е годы в производство внедрялось до 50-55 изобретений в год (притом, что обычно на заводах страны внедряли по 7-8 изобретений). Экономический эффект исчислялся миллионами рублей.

…Почти сорок два года как ушел из жизни Василий Гурьевич Куценко, но его имя навсегда останется в истории завода. Это был великий человек великого времени.

Использованы воспоминания работников КнААЗ, материалы газеты «Крылья Советов», Экспоцентра.