Среди советских Автомобилей класса ГАЗ-12 (ЗИМ) вошел в историю как самый массовый и доступный. А еще ЗИМ был последним из числа представительских автомобилей, работавших в такси.
Плата за выносливость
Таксомоторных и прокатных предприятий в больших городах России было немало и до революции, и в годы НЭПа. Прокат тогда отличался от такси только тем, что пассажиры оплачивали проезд не по счетчику, а по договоренности с водителем. В качестве подвижного состава таксомоторные и прокатные компании часто выбирали иномарки представительского класса с шестнцилиндровыми, атаме восьмицилиндровыми двигателями.
Дело не только в тон, что состоятельным пассажирам перевозчики предлагали самые кочфортабегьйые машины и извлекали прибыль за счет более высокой платы за проезд, чему извозчиков и владельцев более дешевых автомобилей, В первой половине XX века считалось, что автомобили большого класса по надежности и долговечности заметно превосходят небольшие четырехцилиндровые «машины. На булыжных мостовых и грунтовых загородных шоссе они действительно служили дольше. Большой расход бензина компенсировался надежностью и повышенным ресурсом самой машины.
В 30-е годы прокат умирал, а таксомоторные перевозки постепенно превращались в монополию государственных автопарков. Недорогие иномарки, закупавшиеся для них централизованна часто ломались и требовали постоянного ремонта. Когда основным такси в Москве и других больших городах стал ford А — «наиболее дешевый тип автомобиля, ситуация только ухудшилась: эта машина была крайне ненадежной, доставляла множество проблем водителям и ремонтникам парков. Но советские автомобили ГАЗ, пришедшие на смену Ford, сохранили его конструктивные недостатки. Поэтому когда в 1937 году на Московском автозаводе имени Сталина развернулся серийный выпуск машины более высокого класса ЗИС-101 его сразу же попытались использовать а такси. К тому же за проезд на москоаском лимузине установили повышенный та риф. В довоенной Москве километр проезда на такси М-1 обходился пассажиру в 1 руб, а на такси ЗИС-1О1 — в 1 руб. 40 коп.
Когда началась война, работавшие в такси «массово мобилизовали, они верой и правдой служили командирам Красной армии. А вот громоздкие, неэкономичные ЗИСы пришлось поставить на консервацию,
Зато сразу после войны для уцелевших ЗИС-101 нашлась новая работа, уже в 1945 году было организовано маршрутное такси. Один маршрут проходил по Бульварному кольцу, другой - по Садовому, третий — от Рижского вонкзала до площади Свердлова. Осенью 1947 тода к 800-летия Москвы в Первый таксомоторный парк поступили первые 30 новых лимузинов ЗИС-110.
Их использовали и как маршрутные, и как линейные таксомоторы. В теплое время года действовал даже экскурсионный маршрут от площади Свердлова до Воробьевых (Ленинских) гор. Спрос на обычные такси ЗИС-11О со стороны пассажиров оказался намного ниже, чем на такси «Победа» из-зa высокого тарифа на проезд. Лимузины часами простаивали на стоянках такси. Тогда их выпустили на междугородние маршруты, где приоритетом становились вместимость, надежность и скоростные качества автомобиля.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...