В Москве, на Замоскворецкой линии есть станция метро Аэропорт. Для людей достаточно молодых, и как правило историей не интересующихся, увы таких большинство, само название "Аэропорт" наверное ничего кроме удивления не вызывает. А ведь в свое время на территории печально известного Ходынского поля был сооружен первый в городе аэродром. Это событие произошло 3 октября 1910 года. Позднее, в 22-23 годах именно отсюда стартовали первые в СССР международные и внутренние рейсы. В 1931 было открыто так же первое в стране здание аэровокзала. А уже в 1938 появилась и станция метрополитена с названием Аэропорт. С развитием градостроения столицы значение этих воздушных ворот постепенно сходило на нет. И ВПП стала использоваться в основном для испытания новых моделей самолетов. Не случайно все основные КБ были построены в непосредственной близости от аэродрома. Впрочем сегодня я хотел рассказать не об этом. Сегодня я расскажу о попытке создать в Союзе воздушное такси.
Все дело в том, что 19 июля 1960 года на территории воздушного порта была открыта вертолетная станция. Она располагалась в здании КПД (командно-диспетчерского пункта) и числилось в реестре по адресу: Ленинградский проспект, дом 37, корпус 10. Дом этот был совсем не новым, поскольку его построили в далеком 1924 году. Ведь регулярные рейсы в Кенигсберг(Калининград) и Берлин, а так же Нижний Новгород(Горький) нужно было как-то координировать. Ну открыта и открыта, скажете вы, вертолеты и самолеты мирно сосуществуют на любом аэродроме.
Но дело все в том, что именно в этот день заработало первое в СССР воздушное такси. Пассажиры могли летать по маршрутам в другие столичные аэропорты Внуково и Шереметьево. Это сегодня полеты гражданских вертолетов и иной летающей техники строго запрещены, а тогда любой желающий мог отправится в путешествие до воздушного порта. Причем никакой предварительной записи не было, каждый мог купить билет и полетать на свой аэродром. Я скажу больше, пусть интенсивность полетов была не такой большой, но существовали маршруты позволяющие прямо из аэропорта Шереметьево отправиться во Внуково и далее в Быково. Для этого Министерство гражданской авиации использовала вертолеты Ми‑4П и Ми‑8П. Стоимость полета была не очень большой. К примеру за багаж до 20 килограммов можно было вообще не платить, как и за детей в возрасте до пяти лет. За детей постарше нужно было заплатить 75 копеек, а вот взрослый билет обошелся бы в 1 рубль 50 копеек( это цены уже после реформы 1961 года). И это при том, что такси до того же Шереметьево обходилось много дороже, аж пять рублей. Это правда если ехать из южной части столицы на север.
Увы, советские граждане услугу не оценили. Впрочем в этом нет ничего удивительного. Назвать комфортным такой полет не получилось бы, слишком уж шумными были эти вертолеты. Да и многие связывали такой вид транспорта с определенным риском. К 1971 году воздушное сообщение было закрыто из-за нерентабельности, как ни странно это было для страны где вообще о этом часто даже и не вспоминали. Вертолетная станция, тем не менее свое существование продолжила. На этот раз светлые умы в министерстве гражданской авиации решили использовать вертолеты для обзорных экскурсий по городу. Но и тут их ждал полный провал.
Ни интуристы, ни советские туристы рвение чиновников не оценили. И сама идея была забыта. Сегодня, при существующих запретах, говорить о возрождении вертолетного такси смысла не имеет. А жаль, ведь посмотреть на город с высоты птичьего полета было бы здорово и интересно. Правда учитывая стоимость топлива такие полеты были бы совсем не по карману обычным гражданам. Ведь один час полета, при существующих ценниках, обошелся бы минимум в 68 тысяч рублей.
Интересно, что использовать вертолет для туристических полетов в том же Крыму стали еще раньше чем в Москве. К примеру 20 ноября 1958 года была открыта первая в СССР регулярная вертолётная линия Симферополь — Ялта. Причем если до 1961 года, все цены указав с "лишним" нолем цена может вам показаться "кусачей", на фотографиях есть реклама в газетах того времени, где она уже больше соответствует действительности. Я больше скажу, по прошествии времени она даже упала, аж на два рубля.
В качестве такси в СССР использовали не только вертолеты, но и самолеты. К примеру люди постарше наверное прекрасно помнят, что можно было слетать из Псебая в Краснодар на самолете Let L-200 Morava. Правда вот стоимость этого перелета мне узнать не удалось. Может кто из жителей Краснодарского края вспомнит.
Причем эти небольшие самолеты, их закупил Аэрофлот еще в 1966 году, должны были совершать полеты в южных регионах страны. Однако и эта идея была вскоре забыта. Пограничная служба страны была крайне обеспокоена фактом курсировали авиатехники близ границ Союза.