Найти в Дзене
АвТОгус

В небесах советской эпохи: история и особенности воздушного такси в СССР.

В Москве, на Замоскворецкой линии есть станция метро Аэропорт. Для людей достаточно молодых, и как правило историей не интересующихся, увы таких большинство, само название "Аэропорт" наверное ничего кроме удивления не вызывает. А ведь в свое время на территории печально известного Ходынского поля был сооружен первый в городе аэродром. Это событие произошло 3 октября 1910 года. Позднее, в 22-23 годах именно отсюда стартовали первые в СССР международные и внутренние рейсы. В 1931 было открыто так же первое в стране здание аэровокзала. А уже в 1938 появилась и станция метрополитена с названием Аэропорт. С развитием градостроения столицы значение этих воздушных ворот постепенно сходило на нет. И ВПП стала использоваться в основном для испытания новых моделей самолетов. Не случайно все основные КБ были построены в непосредственной близости от аэродрома. Впрочем сегодня я хотел рассказать не об этом. Сегодня я расскажу о попытке создать в Союзе воздушное такси.

Все дело в том, что 19 июля 1960 года на территории воздушного порта была открыта вертолетная станция. Она располагалась в здании КПД (командно-диспетчерского пункта) и числилось в реестре по адресу: Ленинградский проспект, дом 37, корпус 10. Дом этот был совсем не новым, поскольку его построили в далеком 1924 году. Ведь регулярные рейсы в Кенигсберг(Калининград) и Берлин, а так же Нижний Новгород(Горький) нужно было как-то координировать. Ну открыта и открыта, скажете вы, вертолеты и самолеты мирно сосуществуют на любом аэродроме.

-2

Но дело все в том, что именно в этот день заработало первое в СССР воздушное такси. Пассажиры могли летать по маршрутам в другие столичные аэропорты Внуково и Шереметьево. Это сегодня полеты гражданских вертолетов и иной летающей техники строго запрещены, а тогда любой желающий мог отправится в путешествие до воздушного порта. Причем никакой предварительной записи не было, каждый мог купить билет и полетать на свой аэродром. Я скажу больше, пусть интенсивность полетов была не такой большой, но существовали маршруты позволяющие прямо из аэропорта Шереметьево отправиться во Внуково и далее в Быково. Для этого Министерство гражданской авиации использовала вертолеты Ми‑4П и Ми‑8П. Стоимость полета была не очень большой. К примеру за багаж до 20 килограммов можно было вообще не платить, как и за детей в возрасте до пяти лет. За детей постарше нужно было заплатить 75 копеек, а вот взрослый билет обошелся бы в 1 рубль 50 копеек( это цены уже после реформы 1961 года). И это при том, что такси до того же Шереметьево обходилось много дороже, аж пять рублей. Это правда если ехать из южной части столицы на север.

-3

Увы, советские граждане услугу не оценили. Впрочем в этом нет ничего удивительного. Назвать комфортным такой полет не получилось бы, слишком уж шумными были эти вертолеты. Да и многие связывали такой вид транспорта с определенным риском. К 1971 году воздушное сообщение было закрыто из-за нерентабельности, как ни странно это было для страны где вообще о этом часто даже и не вспоминали. Вертолетная станция, тем не менее свое существование продолжила. На этот раз светлые умы в министерстве гражданской авиации решили использовать вертолеты для обзорных экскурсий по городу. Но и тут их ждал полный провал.

-4

Ни интуристы, ни советские туристы рвение чиновников не оценили. И сама идея была забыта. Сегодня, при существующих запретах, говорить о возрождении вертолетного такси смысла не имеет. А жаль, ведь посмотреть на город с высоты птичьего полета было бы здорово и интересно. Правда учитывая стоимость топлива такие полеты были бы совсем не по карману обычным гражданам. Ведь один час полета, при существующих ценниках, обошелся бы минимум в 68 тысяч рублей.

Интересно, что использовать вертолет для туристических полетов в том же Крыму стали еще раньше чем в Москве. К примеру 20 ноября 1958 года была открыта первая в СССР регулярная вертолётная линия Симферополь — Ялта. Причем если до 1961 года, все цены указав с "лишним" нолем цена может вам показаться "кусачей", на фотографиях есть реклама в газетах того времени, где она уже больше соответствует действительности. Я больше скажу, по прошествии времени она даже упала, аж на два рубля.

В качестве такси в СССР использовали не только вертолеты, но и самолеты. К примеру люди постарше наверное прекрасно помнят, что можно было слетать из Псебая в Краснодар на самолете Let L-200 Morava. Правда вот стоимость этого перелета мне узнать не удалось. Может кто из жителей Краснодарского края вспомнит.

Причем эти небольшие самолеты, их закупил Аэрофлот еще в 1966 году, должны были совершать полеты в южных регионах страны. Однако и эта идея была вскоре забыта. Пограничная служба страны была крайне обеспокоена фактом курсировали авиатехники близ границ Союза.