В Киеве уже открывают шампанское - такой удачи у ВСУ никогда еще не было. Даже гибель РК "Москва" меркнет на фоне потери российскими ВКС самолетов ДРЛОиУ, и поражения воздушного КП, о котором заявила Украина. Потому что самолет ДРЛОиУ это борт, который нельзя потерять, особенно - в воздухе, особенно - в ситуации, когда ВВС противника численно и качественно значительно уступают. Если данный борты противнику действительно удалось сбить, то в командовании ВКС должны полететь головы, без преувеличений.
Самолеты ДРЛОиУ являются главной целью в современной воздушной войне, и дело здесь не в их стоимости, а она, к стати, превышает 330 млн. долларов, а в их роли. Эти самолеты обеспечивают обнаружение и целеуказание с воздуха как для воздушных целей, так и для вражеских комплексов ПВО, и даже ПУ тактических ракет. Даже самые совершенные наземные РЛС имеют ограничение по дальности, в особенности, если противник летает на малых высотах. Если цели - низкоскоростные, типа вертолетов, способные зависать и укрываться за складками местности, или небольшие штурмовики, способные лететь в нескльких десятках метров от поверхности, то горизонт есть горизонт, и он мешает по законам физики такие цели с земли обнаруживать и сопровождать. По этой причине часто не удается сбивать украинские Су-24, которые используются для ударов ракетами Strom Shadow, равно как и уничтожить все украинские Су-25, вертолеты, МиГ-29. Самолеты ДРЛОиУ видят гораздо дальше, и укрыться от их радаров практически невозможно, потому что они смотрят с неба, а не с земли. Сложности есть только при поиске новейших самолетов 5 поколения, с технологиями малой заметности, действующих под прикрытием радиоэлектронных помех. Но у ВВС Украины таких самолетов нет и не будет - F-16 к ним не относятся.
Именно натовские самолеты ДРЛОиУ обеспечивают для ВВС Украины возможности для нанесения авиаударов, и в значиельной степени обеспечили все достижения украинской ПВО, которых, увы, объективно много. Их постоянная поддержка - это одна из причин, почему украинскую ПВО не смогли разбить ВКС России. Именно раннее обнаружение, в совокупности с еще советскими ЗРК Бук М1, С-300, Оса, и новыми ЗРК из стран НАТО, не позволяет ВКС РФ применять авиацию в глубине украинской территори, что обеспечивает безпрепятственный проход конвоев с оружием и боеприпасами, чистое небо в украиснком тылу, работу военных производств, значительно снижает эффективность российских ракетных ударов, так как часть ракет успешно сбивается. Отсюда, из Германии, следя за украинскими пабликами, я получаю информацию о подходе российских самолетов ракетоносителей практически в реальном времени. Естественно, эта информация не может быть добыта украинскими системами слежения - у них просто нет таких мощностей. Украине передают ее коллеги из НАТО, и она открыто публикуется для нужд ГО. При этом ни один натовский самолет ДРЛОиУ над территорией Украины не появляется - они летают по периметру границ, над морем, никто их не сбивает, а поставленные ими данные наряду с данными спутниковой разведки обеспечивают и наведение, и раннее предупреждение, и даже контроль работы ПВО Украины.
А-50 обеспечивает ВКС России примерно такие же возможности, плюс, как я уже сказал, значительно расширяет возможности ВКС по борьбе со средствами ПВО противника, так как вовремя замечает пуски зенитных ракет и помогает определить расположение ЗРК. В отличие от наземных РЛС, самолет ДЛРОиУ еще и менее уязвим, так как он не находится на месте, и не требует срочного свертывания или развертывания или отхода в укрытие, но постоянно перемещается. Он прикрывает наземные средства ПВО, обеспечивая бесперебойное наблюдение за воздушной обстановкой. Когда украинские ЗРК удается поразить, это результат работы в том числе систем ДРЛОиУ. А-50 обеспечивают и безопасное применение планирующих авиабомб на поле боя, чтобы российские самолеты смогли сбросить их вне зоны действия вражеских ЗРК, и перехват воздушных целей, короче - почти все задачи управления воздушным боем и ударами с воздуха. А в НАТО его аналоги делают то же самое.
За всю историю войн в ХХ и в ХХI веке самолеты ДРЛОиУ применялись достаточно часто, в основном начиная с 1982г, и за все это время, то есть за более чем 40 лет, ни один самолет ДРЛОиУ еще ни разу не был сбит. Поражение даже одного такого ЛА означает поражение системы управления воздушным боем, и почти сразу резко снижает боевую эффективность воздушных подразделений, действующих над конкреным ТВД, равно как и эффективность ПВО, и частично даже ГО. Ведь как бы ни был хорош перехватчик, без дальнего целеуказания его эффективность низка, а нанесение ударов с воздуха по противнику без точного знания воздушной обстановки чревато срывом выполнения боевой задачи. Вот почему за чужими самолетами ДЛРОиУ ведется охота, свои же машины такого типа противник во что бы то ни стало постарается сберечь.
Поражение самолета ДЛРОиУ наземным ЗРК вещь неслыханная, и до последнего времени возможная лишь в чистой теории. Потому что эти борты летают на большом удалении от зоны применения зенитных ракет. Прорваться к такой цели и сбить ее - это целая воздушная операция. Даже специалисты НАТО предпочитают сценарий уничтожения таких целей в первую очередь на земле, и уже потом - в воздухе, так как предполагается, что такой борт будет очень хорошо прикрыт. В НАТО свои самолеты ДРЛОиУ стараются размещать так, чтобы их уничтожение, например, ракетным ударом, было максимально сложным. То есть подальше от возможного района боевых действий и под мощным зенитным прикрытием. Самолетов таких у НАТО, кстати, в 4 раза больше, чем у России, и они могут находиться в воздухе долгое время, за счет налаженного механизма дозаправки в воздухе, что и позволяет защитить их дистанцией. А российские почему-то стоят недалеко от границы с реальным противником, что уже позволило повредить один такой борт атакой дрона. И потому, если российский А-50 действительно был сбит, причем - при помощи ЗРК, то это конкретный залет. Тут хуже уже и не придумаешь.
Как ВСУ удалось поразить русские А-50? По их словам, самолет удалось уничтожить за счет применения новейших средств РЭБ, которые спровоцировали примеение по борту российских же ЗРК. Если это так - то сказано новое слово в военной науке. Но нельзя исключать, что самолет банально попал в очередную засаду, устроенную при помощи ЗРК противника. В первом случае это мог быть роковой просчет командования, или банальная русская глупость, когда самолет подвели слишком близко к району боевых действий. Patriot не способен поразить цели на удалении свыше 160 км, а РЛС А-50 светит на 500, в случае с истребителями - на 300. Но самолет мог зайти в район, приближенный к линии соприкосновения менее чем на 150 км, например в поисках важных целей в глубине украинской территории. Или его могли туда заманить. Свое умение сбивать русские самолеты из зоны поражения артиллерии средних калибров украинцы уже доказали, равно как и свое умение выходить потом сухими из воды. То есть, могла быть допущена банальная недооценка противника, что, впрочем, является нормальной практикой в современной русской армии. Так или иначе, произошло недопустимое событие, которое ставит под вопрос боеспособность ВКС в конфликте с равным или более сильным противником.
Дополнение от 24.02.2024: единственный ЗРК на вооружении ВСУ, способный выполнить такую задачу - ЗРК С-200 "Дубна". Последняя модернизация ЗРК завершена в 1987 году, система старая, формально снята с вооружения ВСУ в 2013 году. Но никто и не подумал, что систему можно снова модернизировать, просто заменив радиоэлектронные компоненты. Замена бортовой РЛС и блока управления на устройства нового типа, если ее провести, спсобна превратить старую и громоздкую систему в грозное оружие. Долгое время развертывания, громоздкие наземные РЛС делают этот ЗРК очень уязвимым для современных средств протводействия, но в условиях хорошо спланированной операции, в тесном взаимодействии с разведкой, его можно включить на ограниченное время, чтобы просто нанести удар. Далее он может быть быстро уничтожен вместе со всем расчетом, но здесь цель оправдывает средства.
Пока сложно сказать, что это было. Российские СМИ опять молчат, а официальные лица заявляют, что ничего подобного не происходило. Но боюсь что скоро мы увидим факты. Самолеты стоят под натовскими спутниками, и западые СМИ могут выбросить в эфир фотодоказательсва, что машин на ародромах нет.
До настоящего времени в ВКС РФ имелось всего 9 боеспособных самолетов ДРЛОиУ. Эти борты дорого стоят - 330 - 350 млн долларов, в зависимости от времени постройки - чем моложе, тем дороже. Они имеют длительный цикл производства и подготовки экипажей - уровень подготовки личного состава должен быть очень высоким. И потому потеря двух самолетов за сравнительно короткий промежуток времени не может не сказаться на общем уровне боеспособности ВКС. Но даже когда новые машины изготовят и вернут в строй, подготовят квалифицированные экипажи, проблемы это не решит. Необходимо основательно проанализировать работу ВКС, их взаимодействие с ПВО, выявить, в силу каких причин сравнительно слабый в небе противник смог достичь такого успеха.
Если все оставить как есть, то в случае реальной войны авиация вероятного противника, которая и без ВВС США имеет превосходство над ВКС России, просто не позволит ВКС РФ действовать в своем воздушном пространстве, даже в прифронтовой полосе. Без филигранного управления и разведки, которые обеспечиваются самолетами ДРЛОиУ, успеха в современной воздушной войне не бывает, а опыт СВО наглядно демонстрирует, что войн без победы в воздухе не выигрывают, если только это не партизанщина на долгие годы.
Дорогие друзья, тема СВО меня порядком задолбала, я предпочитаю писать о Германии, и как тут беспредельничает правительство, обманывая народ. Что ждет дураков, которые поедут сюда в эмиграцию. Так что на данной статье особо не зацикливайтесь - она больше для привлечения внимания, хотя и по делу тоже. Читайте про Германию, мне это важнее.