Найти в Дзене
Дестрой

Успели прямо перед утилизацией посетить теплоходы "Лазурит" и "Топаз" проекта 544 Москвич

Сегодня мы снова хотели бы поделиться с вами фотографиями последних дней существования сразу двух пассажирских теплоходов типа Москва проекта 544, а именно теплоходов "Топаз" и "Лазурит", которые мы успели пофотографировать буквально за месяц перед их утилизацией.

-2

Прогуливаясь вдоль косы затона Хабаровской ремонтно-эксплуатационной базы флота в январе 2015 г., мы заметили баржу МП 1662 тип 459, с двумя пассажирскими теплоходами на борту, которые ожидали скорой разделки на металлолом. Это были теплоходы "Топаз" и "Лазурит" проекта 544, с последним из которых у меня связаны личные воспоминания, ведь на нём когда-то работала моя крёстная и на его борту мы часто ходили на дачу на один из близлежащих островов выше по течению Амура. Уже менее чем через два месяца оба этих теплохода вместе с баржей утилизировали и теперь они сохранились только на наших фотографиях, которыми мы и решили поделиться с нашими читателями.

Адаптация боковой проекции разных типов теплоходов проекта 544 в визуализации В. Коваля.
Адаптация боковой проекции разных типов теплоходов проекта 544 в визуализации В. Коваля.

Но для начала пару слов о самом проекте:

Теплоход типа Москвич проекта 544, а если быть более точными в формулировках, то пассажирский/прогулочный катер полузакрытого типа с двухэтажным размещением пассажиров, был разработан в 1947 г. в ЦТКБ Министерства речного флота РСФСР. Он предназначался для работы на городских и пригородных речных рейсах на короткие расстояния и имел класс регистра "Р".

Эти теплоходы строились в СССР на восьми заводах: Московском ССЗ, Херсонском ССРЗ им. Коминтерна, Самусьской РЭБ, Бобруйском СРЗ, Каунасском ССРЗ, Тюменском СЗ, Листвянской судоверфи им. Ярославского и на Благовещенской РЭБФ им. Ленина. В зависимости от места постройки в проект вносились небольшие изменения, в связи с чем теплоходы проекта 544 имели литеры М, С, Т и ПТ, а всего было построено более 500 таких теплоходов.

Пассажирский теплоход мощностью 150 л.с. вмещал на борт 133 человека + 3 члена экипажа, а автономность плавания составляла до трёх суток.

Длина судна составляла 27, 25 метра, ширина 4,8 метра, высота 5,09 метра, а высота борта 1,4 метра.

Водоизмещение в загруженном положении составляло 53,1 тонны с осадкой 0,9 метра, а в порожнем 39, 8 тонны с осадкой 0,74 метра.

В качестве главного двигателя на этом проекте использовался один дизель 3Д6 и 6ЧСП18/22 мощностью 110 кВт или 6L160PNS мощностью 140 кВт, позволявшие развивать скорость до 17 км/ч.

К слову, теплоходы типа Москвич часто попадали в кадр в различных кинолентах, например их можно увидеть в фильмах "Леон Гаррос ищет друга" 1960 г., "Свет далёкой звезды" 1964 г., "Три тополя на Плющихе" 1967 г., "Ошибка резидента" 1968 г., "Чучело" 1983 г., "Не послать ли нам гонца?" 1998 г., "Московская сага" 2004 г. и "Ночной дозор" 2004 г.

Ну а теперь перейдём к самим теплоходам.

Фото 2011 г. с ещё действующим теплоходом "Топаз", найденное в реестре водного транспорта за авторством Олега Н.
Фото 2011 г. с ещё действующим теплоходом "Топаз", найденное в реестре водного транспорта за авторством Олега Н.

Теплоход "Топаз" был построен 21 октября 1958 г. на Благовещенской ремонтно-эксплуатационной базе флота им. В.И. Ленина АРП МРФ РСФСР и имел тип ПТ, отличавшийся от других типов установкой в салоне иллюминаторов для больше безопасности судоходства на крупных судоходных реках.

С момента постройки теплоход был приписан к г. Свободный с регистровым номером 099032 и работал на местных речных рейсах на реке Амур, а в начале 1970-х гг. сменил приписку на г. Хабаровск.

В 1975 г. он снова поменял приписку на г. Благовещенск, а в 1992 г. снова вернулся в г. Хабаровск.

В январе 2002 г. он получил бортовой номер А-01-0277 и продолжал работать на местных рейсах до 2013 г.

А в 2014 г. "Топаз" был списан и в январе 2015 г. утилизирован.

-5

Что интересно, теплоходам этой серии обычно не давали собственные названия (те, что после распада СССР попали в частные руки не в счёт) и обычно они имели номера М-ХХХ, но на реке Амур их называли в честь различных полудрагоценных камней и минералов.

-6

Так выглядел "Топаз" в свои последние дни перед распилом.

-7
-8

В салоне валялись разбросанные спасательные жилеты.

-9

Ходовая рубка также уже представляла собой печальное зрелище.

-10

Каюта.

-11

Переходим к "Лазуриту".

Фото 2012 г. с ещё действующим теплоходом "Лазурит", найденное в реестре водного транспорта за авторством Олега Н.
Фото 2012 г. с ещё действующим теплоходом "Лазурит", найденное в реестре водного транспорта за авторством Олега Н.

Теплоход "Лазурит" также был построен на Благовещенской ремонтно-эксплуатационной базе флота им. В.И. Ленина АРП МРФ РСФСР 5 октября 1960 г. по типу ПТ.

С момента постройки теплоход был приписан к г. Хабаровск с регистровым номером 098927 и работал на местных речных рейсах на реке Амур.

В январе 2002 г. он получил бортовой номер А-01-0276 и продолжал работать на местных рейсах до 2013 г.

А в 2014 г. "Лазурит" был списан и в феврале 2015 г. утилизирован.

-13

Было очень странным то, что я как будто бы узнал этот теплоход сразу, даже не видя название на борту, ну как минимум заподозрил, что это он, а когда увидел название, то лишь с грустью вздохнул, вспоминая детство, когда мы часто ездили на нём на выходных на остров.

-14

Сейчас теплоходов этого проекта почти не осталось на Амуре.

-15
-16

Пассажирский салон здесь уже был совсем разобран.

-17

Но зато в машинном отделении ещё оставался дизель.

Вот такая грустная история осталась на наших фото. Теперь эта серия уже давно устаревших теплоходов уходит в прошлое, а на этом всё.

-18

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912

Спасибо за просмотр и до новых встреч.