Эти 7 женщин представляют собой захватывающие примеры опыта женщин в Древнем Риме. Читайте дальше, чтобы узнать удивительные подробности их жизни.
Женщины в Древнем Риме редко попадают в заголовки исследований по древнеримской истории. Но когда это все же происходит, то это бывают образы, представленные в основном глазами мужчин, которые часто были склонны к идеализации и сенсационности. Римских женщин восхваляют за их красоту и добродетель, хитрость и бесчестие в равной степени.
Древнеримский взгляд на женщин был сосредоточен на трех основных архетипах: жена, домашняя матрона и сексуальный объект. 7 женщин, представленные здесь, охватывают широкий социальный диапазон, от римской императрицы Ливии до вольноотпущенницы Регины и матери Агриппины Младшей. На первый взгляд, каждая из них вписывается по крайней мере в одну из архетипических категорий. Но если копнуть глубже в подробности их жизни и пережитого опыта, то часто обнаруживается более сложный и многогранный характер. Вот 7 женщин Древнего Рима, которые воплощали все эти черты.
Роль женщин в Древнем Риме
Женщины в Древнем Риме имели правовой статус «несовершеннолетних в законе». Это ставило их на один уровень с детьми и немного выше рабов. Большинство свободнорожденных женщин находились под законным контролем мужчины, обычно родственника мужского пола. Эта власть была известна как patria potestas, что примерно переводится как «отцовская власть». Единственным настоящим исключением из этого были жрицы, такие как весталки.
В республиканскую эпоху эта власть могла перейти к мужу. Римские женщины имели мало экономической или практической свободы. Вместо этого их основная роль, в глазах римского общества, заключалась в том, чтобы рожать законных наследников для своих мужей. Они также должны были управлять повседневной жизнью своего дома и управлять всем в хозяйстве, от рабов до пошива одежды. К имперской эпохе женщины уже хоть могли наследовать имущество, что, в особенности если их мужья умирали, давало им большую финансовую свободу.
Агриппина Младшая: Безжалостная Мать Рима
Из всех императорских женщин Древнего Рима Агриппина Младшая (15–59 гг. н. э.), пожалуй, самая известная. У Агриппины была впечатляющая королевская родословная. Она была сестрой императора Калигулы, племянницей и женой императора Клавдия и матерью императора Нерона. В нежном возрасте 13 лет Агриппина Младшая вышла замуж за Гнея Домиция Агенобарба и родила ему сына, Нерона, в 37 г. н. э. Она была очень амбициозна с юных лет. В 24 года ее осудили за участие в политическом заговоре и сослали в ссылку. Ее дядя, император Клавдий, вытащил ее из ссылки и женился на ней в 49 г. н. э.
Агриппина Младшая теперь была римской императрицей, также известной как «Августа», титулом, которым она особенно гордилась. Однако и Клавдий, и его наследник Британик вскоре умерли, с разницей в год. Исторические источники подразумевают, что Нерон и Агриппина сговорились с целью их отравления.
Нерон, которому было 16 лет, теперь мог свободно править как император. Но изначально именно Агриппина Младшая взяла на себя управление важными политическими и военными решениями. Но по мере того, как Нерон становился старше, его раздражало вмешательство матери. После того, как Агриппина не одобрила его последнюю любовницу, он решил убить ее. Сильная духом женщина пережила попытку утопления, доплыв до берега. Но вольноотпущенник Нерона, Антикет, заколол ее в марте 59 г. н. э.
Большая часть того, что мы знаем об этой печально известной римской императрице, исходит от историков Тацита и Светония. Тацит описывает ее как женщину воплощения «женской ярости» и «природной жадности», а Светоний даже называет ее «кровосмесительной». Однако у этих мужчин были свои собственные литературные и политические планы. Вполне вероятно, что многое из того, что мы знаем об Агриппине Младшей сегодня, является сильно преувеличенным рассказом, с так сказать цензурой об амбициозной матери с неуместными идеалами.
Ливия Друзилла: первая римская императрица
В 39 г. до н. э. Ливия Друзилла (58 г. до н. э. – 29 г. н. э.) вышла замуж за Гая Октавия. В 27 г. до н. э. Октавий стал императором Августом, первым правителем династии Юлиев-Клавдиев и основателем Римского принципата. Ливия Друзилла стала первой римской императрицей. Она и Август были преданы друг другу и оставались женаты до смерти Августа в 14 г. н. э.
Август возвысил Ливию до статуса, редко встречавшегося у более поздних императоров. Она была его женой, но также его советницей и доверенным лицом. С помощью Ливии Август провел ряд консервативных реформ римского общества. Он запустил амбициозную программу строительства храмов в Риме и ввел законодательство, пропагандирующее семейные ценности. Ливия, по-видимому, была высшим примером идеальной жены в раннем императорском Риме. Она была красива, умна и верна, с сильными моральными принципами.
Некоторые источники рассматривают Ливию как манипулятивную и властную. Эти мнения, возможно, во многом подпитывались тем фактом, что она достигла относительной власти. Многие мужчины считали, что власть была опасна для женщин в Древнем Риме.
Через несколько лет после ее смерти в 29 г. н. э. Ливия была обожествлена, как и ее муж до нее. Она стала символом унивиры. Этот термин примерно соответствует «женщине одного мужчины». Это был идеал, к которому должны были стремиться все римские женщины. Она больше не выходила замуж после смерти Августа и принимала активное участие в управлении его посмертным культом.
Ливия оставила после себя впечатляющее наследие. Она была не только первой римской императрицей, но и первой женщиной в западной истории, официально увековеченной в течение длительного периода времени. Ее изображение сегодня можно найти на многочисленных государственных монетах, статуях и картинах.
Юлия Старшая: Мятежная Императорская Дочь
Юлия Старшая (39 г. до н. э.–14 г. н. э.) была единственной дочерью императора Августа и падчерицей римской императрицы Ливии. Ее ранние годы прошли в соответствии со строгими, консервативными ценностями Августа и Ливии. Этот период, возможно, посеял семена мятежного характера ее взрослой жизни.
Юлия была замужем трижды. Ее третий брак с ее сводным братом Тиберием, будущим императором, был очень несчастливым союзом, и, как говорят, у нее было несколько романов. Многие исторические источники фокусируются на ее распущенности. Сенека даже утверждает, что она занималась проституцией на улицах, принимая множество «клиентов» за ночь.
В 2 г. до н. э. Юлия была арестована за измену и прелюбодеяние в скандале, который потряс императорский дом. В круг общения Юлии входили те, кто считал Тиберия неподходящим преемником Августа. Она была осуждена за участие в заговоре с целью его убийства.
Август был человеком, который, как многие считали, вернул Риму чувство добродетели и справедливости. Он не мог быть снисходителен к своей дочери. Вместо того чтобы казнить ее, он сослал ее на крошечный остров Пандатерия. В 4 г. н. э. ее перевезли в Регий и назначили небольшое содержание. Когда Тиберий стал императором, он лишил бывшую жену финансовой поддержки и оставил ее в нищете. Она умерла от недоедания в 14 г. н. э., и ее даже не разрешили похоронить в семейной гробнице.
Хотя Юлия часто ассоциируется со скандалом, сатирик Макробий представляет ее в ином свете. Он описывает ее как остроумную, популярную и обладающую большим интеллектом, с особой страстью к латинской литературе. Некоторые ученые утверждают, что у нее была связь с поэтом-любовником Овидием. Овидий также был изгнан Августом, возможно, из-за его отношений с Юлией.
Клодия: Медея Палатинская и муза поэта
Клодия Пульхра — еще одна из многих женщин Древнего Рима, которых легко осуждали из-за скандала. Родившись около 96 г. до н. э. в древней знатной семье, она вышла замуж за представителя другой семьи с длинным родом в союзе с Метеллом Целером. Она также была сестрой печально известного Публия Клодия Пульхра, который стал трибуном плебса в 58 г. до н. э. Клодий был жестоким смутьяном, который нажил себе много врагов во время своего пребывания в должности, в частности оратора и политика Цицерона.
В 56 г. до н. э. Цицерон выступил в защиту Марка Целия Руфа. Целий Руф имел открытую связь с Клодией, когда она была замужем. После того, как она закончилась, Клодия обвинила его в попытке отравить ее. Во время суда Цицерон начал яростную атаку на Клодию, возможно, в значительной степени из-за своей личной вражды с ее братом. Говорят, что он прозвал ее Медеей Палатинской и обвинил ее в кровосмешении с братом.
В римском высшем обществе распространился слух, что Клодия переспала с половиной Рима во время своего брака с Метеллом Целером. Считается, что одна из ее самых известных связей была с поэтом Катуллом. Мы не знаем наверняка, но Клодия является наиболее вероятным кандидатом, стоящим за псевдонимом «Лесбия» в поэзии Катулла. Это создало поэтическую связь между Клодией и греческой поэтессой с Лесбоса Сафо, которая была большим вдохновением для Катулла.
Катулл описывает ход своих отношений с Клодией, от раннего пламени страсти до гнева и отчаяния при их расставании. Его поэмы являются одним из самых ранних латинских примеров личной лирической поэзии, где поэт исследует свои самые сокровенные мысли о любви. Эта работа вдохновила бесчисленное множество поэтов, от Вергилия до У. Б. Йейтса. Таким образом, Клодия находится в центре одного из величайших нововведений в западной поэзии.
Боудикка: королева иценов и враг Рима
Боудикка была женой Прасутага и королевой иценов. Ицены были племенем, принадлежащим к клиентскому королевству Восточной Англии в Римской Британии. Клиентские королевства были созданы в различных римских провинциях по всей Империи. Они были полуавтономными, но также имели обязательства перед Римом. Прасутаг умер в 60/61 г. н. э., в своем завещании он оставил свое королевство совместно своим дочерям и императору Нерону. Вскоре после этого римские чиновники посетили иценов, проигнорировали завещание и попытались захватить власть. Они избили Боудикку и изнасиловали ее дочерей. Как только мужчины ушли, Боудикка задумала отомстить.
Она ждала, пока римский наместник Гай Светоний Паулин и его легионы не были заняты на западе Британии. Затем, с помощью триновантов, местного племени, ицены начали восстание против римлян под командованием Боудикки. В отличие от женщин в Древнем Риме, женщины в Римской Британии были приняты в качестве лидеров на войне.
Сначала Боудикка и ее войска были очень успешны и вторглись в Камулодунум (Колчестер), Лондиниум (Лондон) и Веруламиум (Сент-Олбанс). Историк Тацит предполагает, что во время атак было убито более 70 000 человек. С римскими чиновниками обращались особенно жестоко, и многие были замучены до смерти. Римский губернатор Паулин вскоре услышал о восстании и двинулся на восток с большим количеством опытных легионеров. Его люди превосходили численностью иценов и быстро победили их.
Вместо того, чтобы сдаться, Боудикка, как говорят, выпила пузырек с ядом. Она предпочла умереть от собственной руки, чем стать римской рабыней.
Мужественная история Боудикки захватывала воображение многих художников и писателей на протяжении веков. Она, по-видимому, даже была источником вдохновения для британской королевы Елизаветы I. Она является символом свободы и женской силы, и как та, кто осмелился бросить вызов мощи Рима.
Регина: вольноотпущенница Римской Британии
В 1878 году на северо-востоке Англии археологи раскопали одно из самых интересных римских надгробий, когда-либо обнаруженных в Британии. Надгробие, изображенное выше, имеет подробную, но сильно изношенную рельефную резьбу сидящей женщины с эпитафией под ней. Эта надпись на двух языках: латыни и, что необычно, сирийско-арамейском. Что именно делала арамейская надпись на севере Англии?
Текст отвечает на некоторые наши вопросы. Изображенная женщина — Регина из племени катувеллаунов, вольноотпущенница и жена, которой было 30 лет, когда она умерла. Посвятителем надгробия является ее муж, Барат из Пальмиры, Сирия. Барат решил почтить свою жену как на латыни, официальном языке Римской Британии, так и на пальмирском арамейском, своем родном языке. Вероятно, Барат был торговцем или военным чиновником, который переехал в Британию, где он встретил или купил Регину.
Точные сведения о жизни женщин из неэлитных слоев римского общества найти трудно. Надгробие Регины — прекрасный пример того, почему это так.
Образы, окружающие Регину, сочетают в себе римские и сирийские элементы. Акцент на ее украшениях — сирийский мотив. Регина носит браслеты и ожерелье, а ее рука лежит на запертой шкатулке для драгоценностей. Предметы вокруг нее имеют римские коннотации. На ее коленях находится веретено для прядения шерсти, а у ее ног — корзина с шерстью для работы. Это изображение прядения шерсти является идеализированным представлением римской матроны.
Но нет ничего, что представляло бы родное племя Регины, катувеллауны, откуда она, предположительно, была продана в рабство еще девочкой. Поэтому ее надгробие является ярким примером того, как женщины в Древнем Риме имели навязанные им идентичности и идеалы, оставляя мало места для саморепрезентации.
Корнелия: главная весталка Рима
Весталки были уникальной категорией женщин в Древнем Риме. Их статус жриц предоставлял им определенную свободу, но также накладывал на них строгие ограничения. Весталки были жрицами Весты, богини домашнего очага. Поэтому одной из главных обязанностей весталок было поддерживать пламя Весты, размещенное в ее храме на Форуме. Если пламя гасло, это считалось ужасным предзнаменованием для города.
Весталки должны были быть сексуально чистыми и поэтому не выходить замуж и не иметь детей. Они не находились под защитой мужчины, что давало им большую свободу, чем другим женщинам в Древнем Риме. Однако также приходилось приносить большие жертвы. Весталок выбирали еще детьми и отправляли жить в Дом весталок около Форума. Они оставались там в течение 30 лет. В течение всего этого времени они должны были соблюдать обет целомудрия.
Около 90 г. н. э., во время правления императора Домициана, Корнелия, главная весталка того времени, была осуждена за нарушение этого обета. Плиний Младший сообщает нам, что Домициан, как император и главный жрец, признал Корнелию виновной в ее отсутствие. Ей было отказано в праве доказать свою невиновность, и она была приговорена к смерти. Домициан решил восстановить одну из самых варварских форм казни в римском мире — ее должны были похоронить заживо. Ее «любовника», которого Плиний назвал Целером, должны были публично высечь до смерти.
Плиний утверждает, что Корнелия, скорее всего, была невиновна в своих «преступлениях» и стала жертвой яростного желания Домициана вернуть традиционные моральные ценности. Его одержимость и жестокость привели к тому, что позже его имя было стерто из официальных государственных записей в процессе, известном как «проклятие памяти».
В день казни Корнелию отвели в Campus Sceleratus, подземную камеру за городскими стенами. Говорят, что перед тем, как войти, она зацепилась платьем за камень. Когда священники двинулись ей на помощь, она отказалась от их помощи и спокойно вошла в камеру, чтобы встретить свою несправедливую смерть с достоинством и изяществом.
Понимание женщин в Древнем Риме
Подробности жизни этих семи женщин могут многое рассказать нам о жизни женщин в Древнем Риме. Во многих отношениях эти женщины вели совершенно разные жизни. Но их объединяет то, что все они были женщинами, живущими в мужском мире. Мы должны помнить, что образы и исторические портреты этих женщин, которые мы имеем сегодня, сформированы мужчинами, которые их создали. У них были идентичности, социальные идеалы и несправедливости, навязанные им, что, возможно, заслонило их истинную сущность. Однако, несмотря на это, эти 7 невероятных женщин прошлого все еще продолжают светить своим собственным светом почти 2000 лет спустя