Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Какой была повседневная жизнь средневековых монахинь

Оглавление

Монастыри были неотъемлемой частью средневековой жизни, и, возможно, более половины из них были посвящены исключительно женщинам. Правила и образ жизни в женском монастыре были очень похожи на правила в мужском монастыре. Монахини давали обет целомудрия, отказывались от мирских благ и посвящали себя молитве, религиозным исследованиям и помощи наиболее нуждающимся в обществе. Многие монахини создавали религиозную литературу и музыку, самой известной из таких авторов была аббатиса XII века н. э. Хильдегарда Бингенская.

Монахиня Монцы, работа Джузеппе Молтени
Монахиня Монцы, работа Джузеппе Молтени

Женские монастыри: происхождение и развитие

Христианские женщины, которые давали обет жить простой аскетической жизнью целомудрия, чтобы почитать Бога, приобретать знания и заниматься благотворительностью, засвидетельствованы с 4-го века н. э., если не раньше, так же давно, как и христианские мужчины, которые вели такую ​​жизнь в отдаленных частях Египта и Сирии. Действительно, некоторые из самых известных аскетов того периода были женщинами, включая Святую Марию Египетскую (ок. 344-ок. 421 н. э.), которая, как известно, провела более 40 лет в пустыне. Со временем аскеты начали жить вместе в общинах, хотя изначально они продолжали жить своей собственной индивидуальной жизнью и объединялись только для служб. По мере того, как такие общины становились более сложными, их члены начали жить более сообща, разделяя жилье, еду и обязанности, необходимые для поддержания комплексов, которые образовали то, что мы сегодня называем монастырями и женскими обителями.

Монашеская идея распространилась в Европе в V веке н. э., где такие личности, как итальянский аббат Святой Бенедикт Нурсийский (ок. 480-ок. 543 н. э.) сформировали правила монастырского поведения и основали Бенедиктинский орден, который основал монастыри по всей Европе. Согласно легенде, у Бенедикта была сестра-близнец, Святая Схоластика, и она основала монастыри для женщин. Такие женские монастыри часто строились на некотором расстоянии от монастырей монахов, поскольку аббаты были обеспокоены тем, что их члены могут быть отвлечены любой близостью к противоположному полу. Такие монастыри, как аббатство Клюни во французской Бургундии, например, запрещали создание женских монастырей в пределах четырех миль от своих территорий. Тем не менее, такое разделение не всегда имело место, и существовали даже смешанные монастыри, особенно в Северной Европе, известными примерами которых являются аббатство Уитби в Северном Йоркшире, Англия, и Интерлакен в Швейцарии. Возможно, важно помнить, что в любом случае средневековая монашеская жизнь мужчин и женщин была удивительно схожа...

…средневековая монашеская жизнь возникла как последовательность «однополых» моделей. Длительный эксперимент по формированию идеальных религиозных общин и стабильных монашеских учреждений создал формы монашеской жизни, которые были в значительной степени применимы к обоим полам (хотя обычно в строгом разделении). На протяжении всего Средневековья мужские и женские монашеские общины в основном использовали общий корпус авторитетных текстов и общий репертуар практик.

Как и мужские монастыри, женские монастыри могли содержать себя за счет пожертвований земли, домов, денег и товаров от богатых благотворителей, доходов от этих поместий и собственности в виде арендной платы и сельскохозяйственной продукции, а также за счет королевских налоговых льгот.

Монастыри

-2

С XIII века н. э. развилась еще одна ветвь аскетической жизни, которую начали развивать монахи-мужчины, отвергавшие все материальные блага и жившие не в монашеских общинах, а как личности, полностью зависящие от подачек доброжелателей. Святой Франциск Ассизский (ок. 1181-1260 гг. н. э.) прославился тем, что основал один из таких нищенствующих (просящих милостыню) орденов, францисканцев, которому затем подражали доминиканцы (ок. 1220 г. н. э.), а затем кармелиты (конец XII в. н. э.) и августинцы (1244 г. н. э.). Женщины также приняли это призвание; Клара Ассизская, аристократка и последовательница Святого Франциска, основала свои собственные женские нищенствующие общины, которые известны как монастыри. К 1228 г. н. э. только в северной Италии было 24 таких монастыря. Церковь не позволяла женщинам проповедовать среди простого населения, поэтому нищенствующие женщины боролись за официальное признание своих общин. В 1263 году н. э. орден Святой Клары был официально признан с условием, что монахини останутся в своих монастырях и будут следовать правилам бенедиктинского ордена.

Основные правила:
Молись и работай. Необходимо молиться, чтобы научить любить Бога и людей. Необходимо работать, чтобы любовь воплотилась в жизнь.
Лестница смирения. Состояла из двенадцати ступеней, на вершине которой монах достигает совершенную любовь, которая изгоняет страх. Тогда монах выполняет всё из любви к Богу, а не из чувств долга.

Монастырские постройки

Женский монастырь имел почти такую ​​же архитектурную планировку, как и мужской монастырь, за исключением того, что здания располагались в зеркальном отражении. Сердцем комплекса по-прежнему был монастырь, который располагался вокруг открытого пространства и к которому были пристроены большинство важных зданий, таких как церковь, трапезная для общих трапез, кухни, жилые помещения и учебные зоны. Также могло быть жилье для паломников, которые путешествовали, чтобы увидеть святые реликвии, которые монахини приобрели и за которыми ухаживали (это могло быть что угодно, от туфельки Девы Марии до пальца скелета святого). Во многих женских монастырях было кладбище для монахинь и еще одно для мирян (мужчин и женщин), которые платили за привилегию быть похороненными там после службы в часовне монахини.

Набор монахинь

Женщины вступали в монастырь в первую очередь из-за благочестия и желания жить жизнью, которая приближала бы их к Богу, но иногда были и более практические соображения, особенно в отношении аристократок, которые были основным источником кандидаток в монахини. У женщины из аристократии, по крайней мере в большинстве случаев, на самом деле было только два варианта в жизни: выйти замуж за мужчину, который мог бы ее содержать, или вступить в монастырь. По этой причине в женских монастырях никогда не было недостатка в монахинях, и к XII веку н. э. их было столько же, сколько и в мужских монастырях.

-4

Молодые девушки отправлялись родителями в женские монастыри, чтобы получить образование — лучшее, доступное девочкам в средневековом мире — или просто потому, что в семье было так много дочерей, что выдать их всех замуж было маловероятной возможностью. Такая девушка могла стать послушницей (стажеркой-монахиней) где-то в подростковом возрасте и, примерно через год, принять обет стать полноценной монахиней.

-5

Послушницей также могла быть пожилая женщина, желающая осесть на созерцательной и безопасной пенсии или желающая просто записаться, чтобы подготовиться к следующей жизни до того, как истечет время. Как и в мужских монастырях, в женских монастырях были также мирянки, которые вели немного менее строгую жизнь, чем полноправные монахини, и выполняли основные трудовые обязанности. Также могли быть наняты женщины и даже мужчины-рабочие для основных ежедневных задач.

Правила и повседневная жизнь

Большинство женских монастырей в целом следовали правилам ордена бенедиктинцев, но были и другие с XII века н. э., в частности, более строгие цистерцианцы. Монахини в целом следовали набору правил, которые должны были соблюдать монахи, но некоторые кодексы были написаны специально для монахинь, и иногда они применялись даже в мужских монастырях. Монахинями руководила настоятельница, которая имела абсолютную власть и которая часто была вдовой с некоторым опытом управления имением своего покойного мужа до того, как она присоединилась к монастырю. Настоятельнице помогали настоятельница и несколько старших монахинь (послушниц), которым были даны определенные обязанности. В отличие от монахов, монахиня (или любая женщина, если на то пошло) не могла стать священником, и по этой причине службы в женском монастыре требовали регулярного посещения священника-мужчины.

-6

Девственность была неотъемлемым требованием для монахини в раннем средневековье, поскольку физическая чистота считалась единственной отправной точкой для достижения духовной чистоты. Однако к 7 веку н. э. и с созданием таких трактатов, как «О девственности» Альдхельма (ок. 680 г. н. э.), было признано, что замужние женщины и вдовы также могут играть важную роль в монашеской жизни и что наличие духовной стойкости, чтобы жить аскетической жизнью, было самым важным требованием к женщинам, давшим обет.

Хильдегарда фон Бинген
Хильдегарда фон Бинген

Монахиня должна была носить простую одежду как символ ее отказа от мирских благ и развлечений. Длинная туника была типичным нарядом, с вуалью, закрывающей все, кроме лица, как символ ее роли «Невесты Христа». Вуаль скрывала волосы монахини, которые должны были быть коротко подстрижены. Монахини не могли покидать свой монастырь, а контакты с внешними посетителями, особенно мужчинами, были сведены к абсолютному минимуму. Тем не менее, были случаи скандала, например, в середине XII века н. э. в аббатстве Гилбертины Уоттон в Англии, где у послушника была сексуальная связь с монахиней, и после обнаружения греха он был кастрирован (распространенное наказание того периода за изнасилование, хотя в этом случае отношения, по-видимому, были добровольными).

Распорядок дня монахини был очень похож на распорядок дня монаха: она должна была посещать различные службы в течение дня и молиться за тех, кто находится во внешнем мире, в частности за души тех, кто сделал пожертвования в монастырь. Как правило, сила молитвы монахини считалась столь же эффективной в защите души, как и молитва монаха. Монахини также проводили много времени за чтением, письмом и иллюстрированием, особенно небольших молитвенных книг, сборников молитв, руководств по религиозным размышлениям, трактатов о значении и значимости видений, испытанных некоторыми монахинями, и музыкальных песнопений. Следовательно, многие женские монастыри создавали внушительные библиотеки, а рукописи предназначались не только для внутренних читателей, поскольку многие из них распространялись среди священников и монахов и даже одалживались мирянам в местной общине. Одним из самых выдающихся таких авторов была немецкая бенедиктинская аббатиса Хильдегарда Бингенская (1098-1179 н. э.)

Хильдегарда Бингенская
Хильдегарда Бингенская

В отличие от монахов, монахини занимались рукоделием, например, вышивали одежды и ткани для церковных служб. Это искусство не было пустяком, поскольку по крайней мере одна средневековая монахиня была причислена к лику святых за свои старания с иглой. Монахини помогали обществу благотворительностью, особенно ежедневно раздавая одежду и еду бедным и выдавая большее количество на особые годовщины. Например, аббатство Лакок в Уилтшире, Англия (основанное в 1232 году н. э. Элой, графиней Солсбери), раздавало хлеб и сельдь 100 крестьянам в каждую годовщину смерти основательницы. Помимо раздачи милостыни, монахини часто выступали в качестве воспитателей детей, они ухаживали за больными, помогали женщинам в беде и предоставляли услуги хосписа для умирающих. Таким образом, женские монастыри, как правило, были более тесно связаны со своими местными общинами, чем мужские монастыри, и женские монастыри часто фактически были частью городских условий и менее физически удаленных мест. Следовательно, монахини, возможно, были гораздо более заметны в светском мире, чем их коллеги-мужчины.

#history #история #церковь #монахини #служители #аббатство #повседневность #аскеты