Эту историю следует начать с легендарного вертолета МИ-24, принятого на вооружение в 1972 году. Прозванный «Крокодилом», за его устрашающий вид, он отлично показал себя себя в Афганистане и Чечне.
В те годы в США началась разработка ударного вертолета нового поколения. В результате был создан AH-64 «Apache», который совершил свой первый полет в 1975 году. Узнав о планах создания подобной машины, в Советском Союзе было решено запустить собственный проект по разработке перспективного ударного вертолета нового поколения.
За эту работу взялись два ведущих ОКБ – Камова с вертолетом Ка-50 и Миля с вертолетом Ми-28.
В 1985 году состоялся последний сравнительный тур испытаний этих боевых машин.
Ми-28 превосходил Ка-52 по уровню защиты, простоте конструкции (классическая схема, продолжение Ми-24) и надежности. Вместе с тем вертолет Камова обладал лучшими летными характеристиками, лучшим на данный момент вооружением и, главное, лучшим бортовым оборудованием.
В результате предпочтение было отдано все-таки достаточно экзотической для того времени модели Ка-50. Не зря этот ударный вертолет позже стали называть «Черной акулой».
Соосная схема винта, позволяла ему быть более маневренным для спецопераций и предпочтительней в плане сложных условий, в горах, например. К тому же, в отличии от Ми-28 с классическим расположением винтов, вертолет Ка-50 мог зависать в воздухе при сильном боковом ветре. К тому же была разница в максимальной боевой нагрузке. У Ка-50 она составляла 2800 кг против 2300 кг у Ми-28.
Тем не менее, у Ми-28 имелись свои преимущества. В частности, его пушка вращалась на довольно большие углы, что позволяло вертолету, не меняя положения, обстреливать большой сектор.
Вертолет Ка-50 должны были принять на вооружение. Но тут грянула перестройка и последующий развал Советского Союза
Тем, кто набивал карманы приватизируя некогда народные предприятия, было не до каких-то там «Черных акул». Вертолет выпускался крайне плохо. С 1985 по 2009 год было собрано всего 16 машин. Они прошли боевую обкатку в чеченской войне. После чего от эксплуатации «Черной акулы» отказались.
Ей на смену пришел двуместный ударный вертолет Ка-52, прозванный «Аллигатором». В 2011 году его приняли на вооружение. Правда объемы производства Ка-52 были очень низкими. На сегодняшний день произведено 170 единиц, причем почти четверть от этого числа была экспортирована в Египет.
Спустя два года на вооружение взяли тот самый Ми-28, прозванный «Ночным охотником». Это он в свое время конкурировал с Ка-50 за звание главного ударного вертолета советских ВВС. «Ночной охотник» выпущен в количестве 126 единиц. Их них на вооружении в российской армии числится не более 80. Остальные вертолеты разошлись на экспорт.
Вот такая история с вертолетостроением в современной России.