Ну, собственно, этот самолет знает каждый, кто хотя бы иногда летает. Лайнер, который впервые взлетел в 1967 году, по прежнему не то что летает (правда уже существенно модернизированный), но и продолжает занимать лидирующие позиции в самом интересном доя производителей сегменте - узкофюзеляжный магистрал на средние дистанции. Он прошел путь от небольшого 737-100 до 220 местного 737 Макс, путешествие длиной более чем в 50 лет, причем этот путь еще не закончен (хотя, все же поколение Макс должно стать последним, ресурс для модернизации уже исчерпан). Столь долгая жизнь лайнера говорит о его удачной конструкции, которую столько лет удавалось улучшать, сохраняя конкурентноспособность лайнера. И, хотя изначально это должна была быть вполне себе рядовая модель, именно 737 стал визитной карточкой Боинга и самым выпускаемым лайнером. Который смогли затмить только значительно более молодым А-320 (субъективно, я нахожу Аирбас на сегодняшний день все же более перспективным). Так что место на полке этот лайнер заслуживает как никто другой, вопрос лишь в том, какое поколение собирать.
Самое простое и очевидное - взять набор 737-800 от Звезды. Там же неплохой набор декалей Utair, в меру консервативный, но с большим кол-вом мелких элементов. Так что наконец-то я собираю набор целиком из коробки, без сторонних декалей.
На коробке привычное лого licensed Boeing говорит о том, что соответствие оригиналу будет на должном уровне, в общем так оно и есть. Фото мало, делал его параллельно с Нео S7, вот что удалось найти:
По набору - корпус хорош, геометрия точная, элементы типа плавников присутствуют. Двигатели сделаны попроще, чем у Нео - турбина одной деталью (как в наборе Сео, что логично - диаметр турбины тут меньше). Крылья простые, закрылки и предкрылки одной деталью с самим крылом. Все максимально просто, но аккуратно. В противовес простоте набора декали радуют - полный набор с рельефом крыла, стрелками эвакуации, обрамлением иллюминаторов и прочими мелкими элементами. Качество декалей на высоте - прочные, яркие, четкие.
Итог не напряжной работы:
Хороший, приятный в сборке набор, идеально подходит для начинающих моделистов - он не обременен сложными элементами типа сборной турбины или отдельных закрылок, зато радует геометрией и правдивым рельефом поверхности. А еще в наборе полный пакет декалей - начинающий моделист может обойтись только крупными элементами, прочность декалей Звезды позволяет иметь не самые прямые руки. Этот набор я бы сравнил с ил-86 или ту-154, они просты в сборке и хорошо подойдут начинающим моделистам, но не имеют сложных элементов как на А-320, с них хорошо начинать собирать модели и осваивать технику, а покраска под ливрею Utair совсем несложная (есть вариант без серого низа, тогда вообще красить фюзеляж можно только 1 цветом).
О САМОЛЕТЕ
Самолет, ставший бестселлером и самый частым гостем в большинстве аэропортов мира, разрабатывался как замена устаревшего 727го, никто не ждал от него столь высоких продаж и долгой жизни в воздухе. А так же того, что он подрастет по вместимости с 60ти мест до 200.
Столько долгая жизнь лайнера объясняется его глубокими модернизациями (Боинг вообще любит не изобретать новые модели, а совершенствовать уже созданные, 747й аналогично бороздит воздух несколько десятков лет, неоднократно меняясь), а так же изначально удачной конструкцией. Формула лайнера (3+3 места, 2 двигателя под крылом) стали стандартом в отрасли, и именно 737й задал этот стандарт.
В процессе жизни модели изменилось практически все - корпус стал длиннее, двигатели сменились на турбовинтовые, крылья получили сперва винглеты и основательно поменяли свою форму. Но благодаря возрасту модели все же проблемы при модернизации возникали - на момент выпуска самолета двигатели были значительно уже (турбореактивные), а, стало быть, высота шасси разрабатывалась под их высоту, с применением значительно более широких турбовинтовых двигателей требовала увеличения их высоты. Разрабатывать же более длинные стойки шасси было не так просто, поэтому Боинг пошел на компромисс и изменил компоновку турбины, сместив основные элементы на его бока, создав узнаваемую форму гондол "хомячьи щеки".
Жизнь лайнера, конечно, не была такой уж безоблачной. На тот момент довольно прогрессивный самолет имел конструктивные недостатки, в частности был дефект, из-за которого руль направления клинило, что вызвало несколько авиакатастроф. Однако уровень безопасности лайнера тех лет был очень высок, до появления А-320, который стал самым безопасным самолетом в этой нише, первенство держал Боинг. Вообще, до 1988 года (год, когда первый 320й взлетел) у 737го не было достойной конкуренции, но и с выходом опасного противника Боинг выпустили на рынок его очередную глубокую модернизацию NG - Next Generation (600, 700, 800, 900), а с выходом семейства НЕО - семейство MAX (7, 8, 9, 10), не отставая от своего конкурента. Правда, по всей видимости, последняя модернизация уже опережала возможности модели, возникли проблемы со столь большой тягой двигателя, из-за чего Боинг придумали вспомогательную систему, защиту от задирания носа, которая привела к нескольким катастрофам. Лайнеру запретили летать на какое-то время. А сейчас, после недавней разгерметизации фюзеляжа, судьба лайнера снова под угрозой. Да и во многом его главный конкурент А-320 НЕО смотрится более выигрышно, а так же имеет дальнейший потенциал для развития, в отличии от 737го, так что, вероятно, обновление МАХ станет последним для самолета, после чего он уйдет на пенсию. Тем не менее очень мало самолетов смогли продержаться в воздухе так долго и стать действительно народным лайнером, как Фольксваген Жук среди машин. Шутка ли - всего произведено 11 225 бортов на март 2023, новые самолеты продолжают выходить с завода и продолжат выходить по крайней мере еще лет пять, по прежнему удерживая за собой весомую часть самой лакомой части рынка - среднемагистральные узкофюзеляжные самолеты (завод прогнозировал спрос на 600 единиц).