Найти в Дзене
МОДЕЛИРОВАНИЕ

Boeing 737-800 с ливреей Utair

Ну, собственно, этот самолет знает каждый, кто хотя бы иногда летает. Лайнер, который впервые взлетел в 1967 году, по прежнему не то что летает (правда уже существенно модернизированный), но и продолжает занимать лидирующие позиции в самом интересном доя производителей сегменте - узкофюзеляжный магистрал на средние дистанции. Он прошел путь от небольшого 737-100 до 220 местного 737 Макс, путешествие длиной более чем в 50 лет, причем этот путь еще не закончен (хотя, все же поколение Макс должно стать последним, ресурс для модернизации уже исчерпан). Столь долгая жизнь лайнера говорит о его удачной конструкции, которую столько лет удавалось улучшать, сохраняя конкурентноспособность лайнера. И, хотя изначально это должна была быть вполне себе рядовая модель, именно 737 стал визитной карточкой Боинга и самым выпускаемым лайнером. Который смогли затмить только значительно более молодым А-320 (субъективно, я нахожу Аирбас на сегодняшний день все же более перспективным). Так что место на полке этот лайнер заслуживает как никто другой, вопрос лишь в том, какое поколение собирать.

Самое простое и очевидное - взять набор 737-800 от Звезды. Там же неплохой набор декалей Utair, в меру консервативный, но с большим кол-вом мелких элементов. Так что наконец-то я собираю набор целиком из коробки, без сторонних декалей.

На коробке привычное лого licensed Boeing говорит о том, что соответствие оригиналу будет на должном уровне, в общем так оно и есть. Фото мало, делал его параллельно с Нео S7, вот что удалось найти:

-2

-3

-4

-5

-6

По набору - корпус хорош, геометрия точная, элементы типа плавников присутствуют. Двигатели сделаны попроще, чем у Нео - турбина одной деталью (как в наборе Сео, что логично - диаметр турбины тут меньше). Крылья простые, закрылки и предкрылки одной деталью с самим крылом. Все максимально просто, но аккуратно. В противовес простоте набора декали радуют - полный набор с рельефом крыла, стрелками эвакуации, обрамлением иллюминаторов и прочими мелкими элементами. Качество декалей на высоте - прочные, яркие, четкие.

Итог не напряжной работы:

-7

-8

-9

-10

Хороший, приятный в сборке набор, идеально подходит для начинающих моделистов - он не обременен сложными элементами типа сборной турбины или отдельных закрылок, зато радует геометрией и правдивым рельефом поверхности. А еще в наборе полный пакет декалей - начинающий моделист может обойтись только крупными элементами, прочность декалей Звезды позволяет иметь не самые прямые руки. Этот набор я бы сравнил с ил-86 или ту-154, они просты в сборке и хорошо подойдут начинающим моделистам, но не имеют сложных элементов как на А-320, с них хорошо начинать собирать модели и осваивать технику, а покраска под ливрею Utair совсем несложная (есть вариант без серого низа, тогда вообще красить фюзеляж можно только 1 цветом).

О САМОЛЕТЕ

Самолет, ставший бестселлером и самый частым гостем в большинстве аэропортов мира, разрабатывался как замена устаревшего 727го, никто не ждал от него столь высоких продаж и долгой жизни в воздухе. А так же того, что он подрастет по вместимости с 60ти мест до 200.

737-100 на 103 места...
737-100 на 103 места...
... и крайняя модель 737-9 МАКС на 189-215 мест.
... и крайняя модель 737-9 МАКС на 189-215 мест.

Столько долгая жизнь лайнера объясняется его глубокими модернизациями (Боинг вообще любит не изобретать новые модели, а совершенствовать уже созданные, 747й аналогично бороздит воздух несколько десятков лет, неоднократно меняясь), а так же изначально удачной конструкцией. Формула лайнера (3+3 места, 2 двигателя под крылом) стали стандартом в отрасли, и именно 737й задал этот стандарт.

В процессе жизни модели изменилось практически все - корпус стал длиннее, двигатели сменились на турбовинтовые, крылья получили сперва винглеты и основательно поменяли свою форму. Но благодаря возрасту модели все же проблемы при модернизации возникали - на момент выпуска самолета двигатели были значительно уже (турбореактивные), а, стало быть, высота шасси разрабатывалась под их высоту, с применением значительно более широких турбовинтовых двигателей требовала увеличения их высоты. Разрабатывать же более длинные стойки шасси было не так просто, поэтому Боинг пошел на компромисс и изменил компоновку турбины, сместив основные элементы на его бока, создав узнаваемую форму гондол "хомячьи щеки".

-13

Жизнь лайнера, конечно, не была такой уж безоблачной. На тот момент довольно прогрессивный самолет имел конструктивные недостатки, в частности был дефект, из-за которого руль направления клинило, что вызвало несколько авиакатастроф. Однако уровень безопасности лайнера тех лет был очень высок, до появления А-320, который стал самым безопасным самолетом в этой нише, первенство держал Боинг. Вообще, до 1988 года (год, когда первый 320й взлетел) у 737го не было достойной конкуренции, но и с выходом опасного противника Боинг выпустили на рынок его очередную глубокую модернизацию NG - Next Generation (600, 700, 800, 900), а с выходом семейства НЕО - семейство MAX (7, 8, 9, 10), не отставая от своего конкурента. Правда, по всей видимости, последняя модернизация уже опережала возможности модели, возникли проблемы со столь большой тягой двигателя, из-за чего Боинг придумали вспомогательную систему, защиту от задирания носа, которая привела к нескольким катастрофам. Лайнеру запретили летать на какое-то время. А сейчас, после недавней разгерметизации фюзеляжа, судьба лайнера снова под угрозой. Да и во многом его главный конкурент А-320 НЕО смотрится более выигрышно, а так же имеет дальнейший потенциал для развития, в отличии от 737го, так что, вероятно, обновление МАХ станет последним для самолета, после чего он уйдет на пенсию. Тем не менее очень мало самолетов смогли продержаться в воздухе так долго и стать действительно народным лайнером, как Фольксваген Жук среди машин. Шутка ли - всего произведено 11 225 бортов на март 2023, новые самолеты продолжают выходить с завода и продолжат выходить по крайней мере еще лет пять, по прежнему удерживая за собой весомую часть самой лакомой части рынка - среднемагистральные узкофюзеляжные самолеты (завод прогнозировал спрос на 600 единиц).