Друзья, продолжаю поиски и публикации сведений о работе Дулёвского красочного завода. Сегодня делаю акцент на особенностях производства препората жидкого золота и офсетных деколей. Иллюстрирую собственными фотографиями с экскурсии по живописному цеху Дулёвского фарфорового завода.
Афанасий Коновалов. Чудесная симфония красок // Народная газета, 1999. – № 12, от 26 января.
Продукцию этого уникального, единственного в России завода вряд ли купить в магазине. Краски, пигменты, жидкое золото, эмали АО «Дулёвский красочный завод» украшают, фарфор и стекло, фаянс, эмалированные кастрюли, они играют разноцветьем тонов на орденах, брошах, кулонах, браслетах.
Краски, выпускаемые дулёвскими мастерами, так ярки, что кажется они звучат, поют. И у каждой – свой голос. Мягкой октавой льётся бархатный кобальт, звонкой трелью серебристых колокольчиков рассыпаются алые паруса, кристально-чистым тоном отдаёт небесная лазурь. А золото – оно сияет, словно солнце.
Когда вдохновенный художник кистью, словно дирижёрской палочкой, соединяет их в рисунок на фарфоре или фаянсе, сливаются они в чудесную симфонию. И звучит она на радость человеку в тихих залах музеев и галерей, за сервированными фарфоровом праздничными столами. Знаменитый фарфор Дулёва и Гжели, Санкт-Петербурга и Вербилок, удостоенный самых престижных медалей и дипломов на всемирных и внутренних выставках, расписан красками, сделанными на Дулёвском красочном заводе.
… В кабинете директора завода Н.М. Захарова во всю стену – карта нашей огромной страны. Красные и чёрные точки указывают, откуда поступает сырьё и куда отправляется продукция. Адресов много. Из Дальногорска, что в Приморском крае, поступает борная кислота, из Иркутска – тетралин, из Новосибирска – олово, из Усть-Каменогорска – сурик свинцовый, из Челябинска – окись кобальта. На Дальний Восток, в Сибирь, Урал, Узбекистан, Таджикистан, в Белоруссию, во все концы страны из Дулёва отправляются фанерные бочки с красками, пигментами, посылки с препаратами драгоценных металлов, листы деколи – переводных рисунков для украшения фарфора, фаянса, стекла.
Несмотря на затяжной экономический кризис, завод работает. Конечно, объёмы производства упали, численность работающих сократилась с 840 до 412 человек. Но завод работает, сохранён костяк кадров. Уникальность предприятия не только в том, что многие виды продукции никто в России, кроме дулёвских красочников, не выпускает. Но и в том, что Дулёвский красочный завод – лаборатория. Вся выпускаемая продукция разрабатывается в научно-исследовательских лабораториях – аналитической, хромолитографской, красочной. Научный комплекс возглавляет кандидат технических наук Алевтина Ивановна Глебычева. Многие изделия защищены патентами. Заводские учёные работают в хорошо оборудованном инженерно-лабораторном корпусе.
После обвала рубля и очередного витка кризиса в августе минувшего года началось оживление фарфоро-фаянсовой промышленности, поднялся спрос на препарат жидкого золота, краски, декалькоманию. Это внушает некоторый оптимизм, создаёт возможности, которые стремятся как можно полнее использовать.
Три основных производства на заводе – цех препаратов из драгоценных металлов, цех хромолитографии, цех красок и эмалей.
С производством препарата золота нас знакомила руководитель цеха Надежда Геннадьевна Синёва. Процесс сложный, многоступенчатый, требующий большой точности – дело имеют с золотом! Сначала металлическое золото растворяют в царской водке, потом сушат, снова растворяют. Процесс состоит из превращения твёрдого золота в жидкое и наоборот. Конечный продукт – коричневатого цвета жидкость. Прежде чем препарат разлить по полукилограммовым пузырькам из тёмного стекла, его в большой бутыли качают в специальной машине. Рассказывают, что раньше качали, как ребёнка, на руках. На фарфоровом заводе нанесут коричневый препарат на белую гладь фарфора, обожгут в специальной печи, и заиграет золото, словно яркое солнце.
Технологию получения препарата золота разрабатывал со своими сотрудниками в двадцатые годы профессор, доктор технических наук Степан Герасимович Туманов, долгие годы работавший научным руководителем завода. Он рассказывал, что им, тогда молодым учёным, удалось довольно быстро получит препарат. Но вот беда – он был нестойким. Через неделю в растворе начинало выпадать металлическое золото.
Будучи в 1925 году в Германии, С.Г. Туманов видел производство этого препарата. Но как его делают, немцы даже не намекнули. Более того, заметив, что русский инженер раскатывает в пальцах капельку будущего препарата, «гостеприимные» хозяева любезно подали белоснежное полотенце:
– Вы испачкали руки, герр Туманов, пожалуйста, вытрите…
И всё же исследователи добились своего. Из органического соединения золота они своим методом получили препарат, ни в чём не уступающий немецкому.
Наблюдая за тем, как делают препарат, вспомнилась ещё одна история примерно сорокалетней давности. Приехал в Дулёво некий инженер, который уверял, что разработал метод получения окиси меди, которая ни в чём не уступает препарату из драгметалла. Учёные покачали головой. «Ничего из этой затеи не выйдет! Если и получится, то брак будет дороже применения натурального золота».
Пробивной учёный работал больше года. Ему отвели место, построили специальную печь. Окись меди, которой он украшал чашки и блюдца, давала блестящий, ядовито-золотистый оттенок, ничего общего не имеющий с блеском благородного металла. Затея провалилась, но её разработчик не унывал: он сумел получить учёную степень кандидата наук.
Нынче фарфоровые и стекольные завода сократили применение препарата (дорого!), заменяя его краской или люстровыми красителями. У дулёвских красочников появились конкуренты – зарубежные и отечественные (делают препарат в Зеленограде). Дулёвцы берут высоким качеством и разумной ценой. Золото они покупают по мировым ценам. Металл подорожал в три раза, препарат – в два.
Хозяйка цеха красок и эмалей – обаятельная Елена Михайловна Черкасова. Здесь делают пигменты (красящее вещество, основа любого красителя), краски подглазурные и надглазурные, для фарфора, стекла, строительной индустрии, металлургических заводов, выпускающих эмалированные кастрюли и другую посуду, поливы. Выпускают технические и ювелирные эмали. Последние идут на изготовление ростовской финифти и других ювелирных украшений. На многих орденах играют рубины и другие эмали, сделанные в Дулёве. Эмалевары гордятся, что им доверили выплавить эмаль для ордена Победы.
Варят эмали в горшковых печах, похожих на обычную русскую печь, в горшках на полтора килограмма шихты. В печь входит 15–20 горшков. Эмалевар – словно хозяйка у русской печи. Ловко орудуя захватом на металлической ручке, он вытаскивает из печи горшки, берёт пробу и снова ставит на раскалённый под. Сосуд поставит – и резко разгоняет температуру. За час от четырёхсот до девятисот градусов. Тут смотри в оба. Чтобы рубин не пошёл верхом, не выплеснулся…
В цехе хромолитографии печатают декалькоманию или деколь – переводные рисунки. Этот способ украшения появился лет сто назад во Франции. Увидев в первый раз деколи, «фарфоровый король» Кузнецов оценив выгоду декалькомании, построил в Дулёве хромолитографию и начал печатать переводные рисунки.
Хромолитография – это цветная печать с камня. Теперь с камня не печатают, применяются методы офсетной и трафаретной печати. Преобладают рисунки из семи цветов, делают и десятицветные. Они украшают столовые, чайные, кофейные сервизы, настенные декоративные тарелки, сувениры. Особенно много заказов к юбилеям. Потребовались нашей военной делегации, поехавшей с визитом в США, сувениры. По заказу сделали деколи с изображением Белого дома и американского флага. К 300-летию Российского флота – изображения Петра I на фоне кораблей. Много деколей выпустили к 850-летию Москвы.
Дулёвскую деколь покупают, в последнее время спрос на неё растёт. Красочники берут качеством и ценой. За рубежом один лист рядовой деколи стоит не менее двух долларов, дулёвская – от 8 до 25 рублей.
Есть у керамических красок одна особенность. Когда положат их на фарфора, они тусклые, невзрачные. Вместо золота – коричневые линии. А обожгут на высоком огне, и заиграют они всей гаммой цветов.
Так и люди на Дулёвском красочном – скромные, неприметные, а на самом деле – кудесники. Более тридцати лет работают печатники Анатолий Григорьевич Тимонин и Александр Павлович Ивахненко. Печатники с камней, осваивали офсетную печать. 49-летний Владимир Сергеевич Ширин 33 года работает на одном заводе, в одном цехе. Начинал съёмщиком, был лаборантом, технологом, с 1985 года – начальник цеха хромолитографии.
В Дулёве известна династия Захаровых, из которой вышло немало мастеров фарфора и красок. Коренной дулёвец Н.М. Захаров, окончив институт и отслужив в армии, в 1973 году поступил на красочный завод. Был мастером, шесть лет – главным механиком, заместителей директора и с 1988 года – генеральный директор предприятия.
Мы беседовали в канун Нового года. Я спросил Николая Михайловича об итогах минувшего и планах на будущий год.
– Выжили, работаем, держимся, – ответил директор. – Начиная с осени, повысился спрос на продукцию. Планировать в наше время трудно, уж очень всё непредсказуемо. Хотелось бы подняться и прибавить процентов двадцать. Тогда можно думать о развитии, обновлении оборудования, более достойных социальных выплатах.
– Вы десять лет возглавляете коллектив. Каково ваше кредо?
– Главное в любом производстве – люди. Человека надо всегда оценивать и думать о нём лучше, чем он кажется на первый взгляд, и тогда всё получится.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив