Найти тему
Вижу красоту

Золото и деколи Дулёвского красочного завода

Друзья, продолжаю поиски и публикации сведений о работе Дулёвского красочного завода. Сегодня делаю акцент на особенностях производства препората жидкого золота и офсетных деколей. Иллюстрирую собственными фотографиями с экскурсии по живописному цеху Дулёвского фарфорового завода.

-2
Афанасий Коновалов. Чудесная симфония красок // Народная газета, 1999. – № 12, от 26 января.

Продукцию этого уникального, единственного в России завода вряд ли купить в магазине. Краски, пигменты, жидкое золото, эмали АО «Дулёвский красочный завод» украшают, фарфор и стекло, фаянс, эмалированные кастрюли, они играют разноцветьем тонов на орденах, брошах, кулонах, браслетах.

Краски, выпускаемые дулёвскими мастерами, так ярки, что кажется они звучат, поют. И у каждой – свой голос. Мягкой октавой льётся бархатный кобальт, звонкой трелью серебристых колокольчиков рассыпаются алые паруса, кристально-чистым тоном отдаёт небесная лазурь. А золото – оно сияет, словно солнце.

Когда вдохновенный художник кистью, словно дирижёрской палочкой, соединяет их в рисунок на фарфоре или фаянсе, сливаются они в чудесную симфонию. И звучит она на радость человеку в тихих залах музеев и галерей, за сервированными фарфоровом праздничными столами. Знаменитый фарфор Дулёва и Гжели, Санкт-Петербурга и Вербилок, удостоенный самых престижных медалей и дипломов на всемирных и внутренних выставках, расписан красками, сделанными на Дулёвском красочном заводе.

… В кабинете директора завода Н.М. Захарова во всю стену – карта нашей огромной страны. Красные и чёрные точки указывают, откуда поступает сырьё и куда отправляется продукция. Адресов много. Из Дальногорска, что в Приморском крае, поступает борная кислота, из Иркутска – тетралин, из Новосибирска – олово, из Усть-Каменогорска – сурик свинцовый, из Челябинска – окись кобальта. На Дальний Восток, в Сибирь, Урал, Узбекистан, Таджикистан, в Белоруссию, во все концы страны из Дулёва отправляются фанерные бочки с красками, пигментами, посылки с препаратами драгоценных металлов, листы деколи – переводных рисунков для украшения фарфора, фаянса, стекла.

Несмотря на затяжной экономический кризис, завод работает. Конечно, объёмы производства упали, численность работающих сократилась с 840 до 412 человек. Но завод работает, сохранён костяк кадров. Уникальность предприятия не только в том, что многие виды продукции никто в России, кроме дулёвских красочников, не выпускает. Но и в том, что Дулёвский красочный завод – лаборатория. Вся выпускаемая продукция разрабатывается в научно-исследовательских лабораториях – аналитической, хромолитографской, красочной. Научный комплекс возглавляет кандидат технических наук Алевтина Ивановна Глебычева. Многие изделия защищены патентами. Заводские учёные работают в хорошо оборудованном инженерно-лабораторном корпусе.

После обвала рубля и очередного витка кризиса в августе минувшего года началось оживление фарфоро-фаянсовой промышленности, поднялся спрос на препарат жидкого золота, краски, декалькоманию. Это внушает некоторый оптимизм, создаёт возможности, которые стремятся как можно полнее использовать.

Три основных производства на заводе – цех препаратов из драгоценных металлов, цех хромолитографии, цех красок и эмалей.

Кальки для припороха
Кальки для припороха

С производством препарата золота нас знакомила руководитель цеха Надежда Геннадьевна Синёва. Процесс сложный, многоступенчатый, требующий большой точности – дело имеют с золотом! Сначала металлическое золото растворяют в царской водке, потом сушат, снова растворяют. Процесс состоит из превращения твёрдого золота в жидкое и наоборот. Конечный продукт – коричневатого цвета жидкость. Прежде чем препарат разлить по полукилограммовым пузырькам из тёмного стекла, его в большой бутыли качают в специальной машине. Рассказывают, что раньше качали, как ребёнка, на руках. На фарфоровом заводе нанесут коричневый препарат на белую гладь фарфора, обожгут в специальной печи, и заиграет золото, словно яркое солнце.

Тарелка после нанесения рисунка припорохом. Роспись препаратом золота. До обжига
Тарелка после нанесения рисунка припорохом. Роспись препаратом золота. До обжига

Технологию получения препарата золота разрабатывал со своими сотрудниками в двадцатые годы профессор, доктор технических наук Степан Герасимович Туманов, долгие годы работавший научным руководителем завода. Он рассказывал, что им, тогда молодым учёным, удалось довольно быстро получит препарат. Но вот беда – он был нестойким. Через неделю в растворе начинало выпадать металлическое золото.

Набор тарелок «Розовая ветка». Рсунок Владимира Яснецова. Форма «Вырезной край». Дулёво
Набор тарелок «Розовая ветка». Рсунок Владимира Яснецова. Форма «Вырезной край». Дулёво

Будучи в 1925 году в Германии, С.Г. Туманов видел производство этого препарата. Но как его делают, немцы даже не намекнули. Более того, заметив, что русский инженер раскатывает в пальцах капельку будущего препарата, «гостеприимные» хозяева любезно подали белоснежное полотенце:

– Вы испачкали руки, герр Туманов, пожалуйста, вытрите…

И всё же исследователи добились своего. Из органического соединения золота они своим методом получили препарат, ни в чём не уступающий немецкому.

Наблюдая за тем, как делают препарат, вспомнилась ещё одна история примерно сорокалетней давности. Приехал в Дулёво некий инженер, который уверял, что разработал метод получения окиси меди, которая ни в чём не уступает препарату из драгметалла. Учёные покачали головой. «Ничего из этой затеи не выйдет! Если и получится, то брак будет дороже применения натурального золота».

Пробивной учёный работал больше года. Ему отвели место, построили специальную печь. Окись меди, которой он украшал чашки и блюдца, давала блестящий, ядовито-золотистый оттенок, ничего общего не имеющий с блеском благородного металла. Затея провалилась, но её разработчик не унывал: он сумел получить учёную степень кандидата наук.

Нынче фарфоровые и стекольные завода сократили применение препарата (дорого!), заменяя его краской или люстровыми красителями. У дулёвских красочников появились конкуренты – зарубежные и отечественные (делают препарат в Зеленограде). Дулёвцы берут высоким качеством и разумной ценой. Золото они покупают по мировым ценам. Металл подорожал в три раза, препарат – в два.

Хозяйка цеха красок и эмалей – обаятельная Елена Михайловна Черкасова. Здесь делают пигменты (красящее вещество, основа любого красителя), краски подглазурные и надглазурные, для фарфора, стекла, строительной индустрии, металлургических заводов, выпускающих эмалированные кастрюли и другую посуду, поливы. Выпускают технические и ювелирные эмали. Последние идут на изготовление ростовской финифти и других ювелирных украшений. На многих орденах играют рубины и другие эмали, сделанные в Дулёве. Эмалевары гордятся, что им доверили выплавить эмаль для ордена Победы.

Варят эмали в горшковых печах, похожих на обычную русскую печь, в горшках на полтора килограмма шихты. В печь входит 15–20 горшков. Эмалевар – словно хозяйка у русской печи. Ловко орудуя захватом на металлической ручке, он вытаскивает из печи горшки, берёт пробу и снова ставит на раскалённый под. Сосуд поставит – и резко разгоняет температуру. За час от четырёхсот до девятисот градусов. Тут смотри в оба. Чтобы рубин не пошёл верхом, не выплеснулся…

Дулёвский фарфоровый завод. Участок деколи
Дулёвский фарфоровый завод. Участок деколи

В цехе хромолитографии печатают декалькоманию или деколь – переводные рисунки. Этот способ украшения появился лет сто назад во Франции. Увидев в первый раз деколи, «фарфоровый король» Кузнецов оценив выгоду декалькомании, построил в Дулёве хромолитографию и начал печатать переводные рисунки.

Деколь «Ягоды». Дулёво
Деколь «Ягоды». Дулёво

Хромолитография – это цветная печать с камня. Теперь с камня не печатают, применяются методы офсетной и трафаретной печати. Преобладают рисунки из семи цветов, делают и десятицветные. Они украшают столовые, чайные, кофейные сервизы, настенные декоративные тарелки, сувениры. Особенно много заказов к юбилеям. Потребовались нашей военной делегации, поехавшей с визитом в США, сувениры. По заказу сделали деколи с изображением Белого дома и американского флага. К 300-летию Российского флота – изображения Петра I на фоне кораблей. Много деколей выпустили к 850-летию Москвы.

Деколь «Ягоды». Форма тарелки «Вырезной край». Дулёво
Деколь «Ягоды». Форма тарелки «Вырезной край». Дулёво

Дулёвскую деколь покупают, в последнее время спрос на неё растёт. Красочники берут качеством и ценой. За рубежом один лист рядовой деколи стоит не менее двух долларов, дулёвская – от 8 до 25 рублей.

Деколь «Ягоды». Форма тарелки «Вырезной край». Дулёво
Деколь «Ягоды». Форма тарелки «Вырезной край». Дулёво

Есть у керамических красок одна особенность. Когда положат их на фарфора, они тусклые, невзрачные. Вместо золота – коричневые линии. А обожгут на высоком огне, и заиграют они всей гаммой цветов.

Деколь «Ягоды». Форма тарелки «Вырезной край». Дулёво
Деколь «Ягоды». Форма тарелки «Вырезной край». Дулёво

Так и люди на Дулёвском красочном – скромные, неприметные, а на самом деле – кудесники. Более тридцати лет работают печатники Анатолий Григорьевич Тимонин и Александр Павлович Ивахненко. Печатники с камней, осваивали офсетную печать. 49-летний Владимир Сергеевич Ширин 33 года работает на одном заводе, в одном цехе. Начинал съёмщиком, был лаборантом, технологом, с 1985 года – начальник цеха хромолитографии.

Набор тарелок «Ягоды». Форма «Вырезной край». Дулёво
Набор тарелок «Ягоды». Форма «Вырезной край». Дулёво

В Дулёве известна династия Захаровых, из которой вышло немало мастеров фарфора и красок. Коренной дулёвец Н.М. Захаров, окончив институт и отслужив в армии, в 1973 году поступил на красочный завод. Был мастером, шесть лет – главным механиком, заместителей директора и с 1988 года – генеральный директор предприятия.

Деколь «Весёлый Колобок». Дулёво
Деколь «Весёлый Колобок». Дулёво

Мы беседовали в канун Нового года. Я спросил Николая Михайловича об итогах минувшего и планах на будущий год.

– Выжили, работаем, держимся, – ответил директор. – Начиная с осени, повысился спрос на продукцию. Планировать в наше время трудно, уж очень всё непредсказуемо. Хотелось бы подняться и прибавить процентов двадцать. Тогда можно думать о развитии, обновлении оборудования, более достойных социальных выплатах.

– Вы десять лет возглавляете коллектив. Каково ваше кредо?

– Главное в любом производстве – люди. Человека надо всегда оценивать и думать о нём лучше, чем он кажется на первый взгляд, и тогда всё получится.

Набор детский «Весёлый Колобок». Дулёво
Набор детский «Весёлый Колобок». Дулёво

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Еда
6,23 млн интересуются