История первого собственной конструкции итальянского танка начинается в 1916 году, какие конструктивные решения были заложены в боевую машины и что в итоге увидели итальянцы в 1917 в публикации о ходовом макете тяжелого танка Fiat 2000 - Primo prototipo.
Все материалы канала можно найти, перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Италия очень долго выбирала - "красивая она или умная" и решив, что всё таки "умная", вступила в войну на стороне Антанты против Тройственного союза, который был потому и "Тройственный" был, что в него входили бывшие территории Священной Римской империи германской нации - Германия, Австро-Венгрия и Италия. 23 мая 1915 года Италия заявила о начале боевых действий, и для неё, как впрочем и для примерно так же "умно" вступившей в войну Румынии, всё пошло не по плану - вместо приобретения территорий, армия потерпела несколько поражений и к 1917 году всё было плохо. Но это не мешало итальянской армии быть оснащенной и мечтать о ещё лучшей технике. В 1916 году в руки итальянских военных попали фотографии готовящегося к испытаниях первого танка с башней и "тракторным" шасси - Lincoln No.1 Machine. Это всё, с чего началась разработка итальянской боевой машины. Но получился в итоге очень удачный тяжелый танк.
FIAT 2000 Primo prototipo/Танк ФИАТ 2000 Первый прототип
Годы выпуска: 1917
Страна производства: Королевство Ита́лия (Regno d'Italia)
Производитель: FIAT (Fabbrica Italiana Automobili Torino)
Кол-во выпущенных: 1+1 (Прототипы)
Боевая масса: 38,76 тонн
Размеры: 7400х3200х3800 мм
Двигатель: Fiat Aviazione A12, 21 200 cm³, 250 л.с.
Максимальная скорость: 7,5 km/h
Вооружение: 1 × 65-мм Cannone da 65/17 modello 13, 7 × 6,5-мм mitragliatrici Fiat-Revelli Mod. 1914 (не устанавливалось)
Бронирование: 15-20 мм
Экипаж: 10
За реализацию программы танкостроения взялся туринский FIAT (Fabbrica Italiana Automobili Torino) и Ансальдо, которые стремились монополизировать все транспортные и артиллерийские проекты вокруг армии. Очень быстро стало видно, что быстро и спроектировать, и построить, и испытать, и наладить производство не получится. В самом лучшем случае, и то если будут деньги, итальянская армия (Esercito Italiano) получит собственный танк в 1918 году. Поэтому параллельно с разработкой танков итальянцы начали переговоры о закупке танков с Французами, в которых в 1917 году обсуждались и Renault FT, и Schneider CA1, которые в итоге в единичных количествах и оказались для испытаний в Италии, но оснастить части союзников, будь то Россия или Италия, французская промышленность возможности не имела.
Первые работы в Италии по чему-то более мощному, чем бронеавтомобиль, начались в 1915 году, когда 13 октября 1915 года, когда Генерал Джулио Мартини разместил контракт на разработку 40-тонной боевой машины с 65-мм пушкой в башне и существенным бронированием. Идея была в создании подвижного бронированного форта - ‘mobile fort’, который должен был перемещаться по ЛБС и обеспечивать поддержку пехоты. Неизвестно, что было сделано по данному проекту за год, но с получением первой информации о применении танков в сентябре 1916 года, они превратились из военных игрушек в реальный способом победить в неудачно складывающейся для итальянцев войне на австро-итальянском фронте.
С получением информации о применении танков работы на FIAT резко ускорились и уже в январе 1917 года был сделан предварительный проект танка за подписью технического директора FIAT Карло Кавалли (Carlo Cavalli) и бышего конструктора фирмы Aquila, известной своими гоночными машинами, Джулио Чезаре Каппа (Giulio Cesare Cappa). Утвержденный проект был подпсиан как "Бронированный штурмовой автомобиль тип 2000" - Automobile blindata d’assalto tipo 2000, позднее чаще всего называвшийся ‘FIAT 2000’. При начале реальных работ по созданию действующего прототипа возникли проблемы с основным поставщиком брони. Крупнейший поставщик бронированного листа Gio. Ansaldo & C должен был отвечать за бронекорпус. Точно уже не узнать в чём была нестыковка, но можно предположить, что Ansaldo хотела сама иметь контракт с военными, так как в итоге делала все броневые части и орудие, а FIAT поставлял только шасси. Проблема дошла до самого верха и руководитель концерна Gio. Ansaldo & C Марио Перроне (Mario Perrone) всё таки решил, не смотря на высокую стоимость проекта, стать соисполнителем и выделить высокачественные броневые листы легированные ванадием, которые прокатывались для броненосца "Cristoforo Colombo". Сборка танков планировалась на верфи FIAT-San Giorgio в Лигурии в городке Сестри-Леванте (Sestri Levante), занимавшейся производством подводных лодок.
Очень часто итальянский FIAT 2000 связывают с проектом германского A7V. Но по факту это всё уже послезнание - у германской и итальянской машины единственное, что их объединяет - это идеология "подвижного форта", ощетинившегося во все стороны пулемётами. Разработка шла во многом параллельно и, учитывая "информационную" непрозрачность мира, можно предположить, что в Италии знали только то, что что-то у германцев то же разрабатывается. А со своей стороны строительство FIAT 2000 двигалось по классическим принципам транспортного конструирования - начали все с проработки шасси, затем перешли к надстройки, после этого оснастили оружием. Компоновка движителя была выбрана необычная для того времени - с задним расположением двигателя и передним расположением трансмиссии. Сейчас такая схема хорошо известна, именно её применяли в годы второй мировой войны практически на всех своих танка в Германии, а для 1917 года это было необычное решение. Расположенный сзади шестицилиндровый двигатель через карданный вал передавал момент на коробку передач, от которой через конические шестерни приводились поперечные валы с бортовыми сцеплениями, от них уже с помощью цепной передачи момент передавался на ведущие колеса.
С двигателем в Турине так же не мудрили - взяли уже отработанный авиационный шестицилиндровый мотор Fiat Aviazione A12 с объемом 21 715 см³ выдававшим мощность 250 л.с. Для 40-тонной машины это не много, но для 1917 года отличный выбор. Опять же в будущем использование авиационных моторов в танках стало крайне популярным - их применяли и в СССР и в США. Двигатель А12 был создан Società Italiana Aviazione (SIA) в 1916 году по схеме германских авиационных моторов Мерседес - цилиндры и головки были изготовлены из стали с тонкостенными рубашками охлаждения, детали системы газораспределения утоплены в картер. На базе Fiat Aviazione A12 в 1917 году начался выпуск мотора A.12bis с повышенной степенью сжатия до 4.7:1 и мощностью 300 л.с., который был выпущен в итоге огромной серией в 13 260 экземпляров и считался одним из лучших в своем классе и устанавливался на самолетах по всей Европе. Уже после войны авиационный мотор отличился и на земле - FIAT A.12 bis стоял на автомобиле-рекордсмене Fiat SB4 Mefistofele британского пилота Эрнестом Элдриджем, установившего в 1924 мировой рекорд скорости в 234,97 км/ч, и на рекордном FIAT Botafogo Special аргентинского пилота Адольфо Скандрольо.
Задачей при проектировании "мобильного форта" была высокая проходимость и конструкторам ФИАТ её удалось решить. Танк FIAT 2000 кроме продвинутой компоновки имел и самый удачный среди всех танков того времени гусеничный движитель. Ходовая часть имела на каждой стороне приподнятые ведущее колесо и ленивец относительно большого диаметра, по четыре подрессоренные тележки с восемью катками на каждой стороне и направляющей для верхней ветви гусеницы. В кормовой части танка располагались направляющие колеса, в передней – ведущие. И переднее ведущее и заднее направляющее колесо были вынесены за габариты бронекорпуса и обеспечивали преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий, не прибегая к тем сложностям, которые потребовались в конструкции британских ромбов. Большая длина опорной поверхности гусениц обеспечивала переезд и ям с траншеями.
Опорные катки по два группировались на тележках, которые на полуэллиптических рессорах подвешивались к бронекорпусу. Такая схема гарантировала высокую плавность хода по местности с небольшими неровностями, но небольшой размер и ход катков с тяжёлыми литыми каретками не позволяли качественно отрабатывать крупные неровности и обеспечивать высокие скорости движения. Тем не менее такая "упругая" подвеска уже была большим шагом вперед в танкостроении и существенно лучше соответствовала задачам чем тракторные подвески A7V, Saint-Chamond или Schneider CA1, не говоря уже о британских тяжёлых ромбах.
Между тележками и большими колесами дополнительно на первом прототипе устанавливались по два упорных катка, которые должны были ограничивать перемещение гусеницы при переезде жестких вертикальных препятствий. На втором прототипе эти катки сняли. Гусеницы были достаточно обычные для того времени - крупнозвенчатые траки из металлических пластин шириной 450 мм с выраженной подушкой с грунтозацепом и направляющими ребрами для катков и направляющего рельса. Разделение проекта между Ансальдо м ФИАТом было видно и по компоновке танка. В отличие от остальных "конкурентов" она был вертикальной - снизу располагалось моторно-трансмиссионное отделение, закрытое сверху полом, на котором располагалось боевое отделение, а отделение управление было вынесено вперед и немного опущено вниз.
При такой компоновке фактически FIAT делал полностью моторно-трансмиссионное отделение и место водителя, а Ansaldo бронекорпус и боевое отделение, которое потом "одевалось" сверху на фиатовскую поделку. Считается, что FIAT разрабатывал шасси, имея ввиду его применение как тяжёлого трактора, это может быть и не так, но что разработанное шасси могло при соответствующих условиях легко стать на германский манер основной для транспортной машины переднего края и для других специальных машин, очевидно. Так как Ансальдо получил на руки проект шасси только в январе-феврале 1917 года, логично что за полгода сделать в Генуе ничего не успели и 21 июня 1917 года опытный образец шасси для первого прототипа № 1 - FIAT 2000 Mod. 17 Primo prototipo - был предъявлен на испытания.
Подготовленное FIAT полноценное моторно-трансмиссионное отделение получило бронированную защиту элементов подвески, сверху на деревянной раме был установлен тент. Информации о том, что прототип догружали до массы танка нет, но в любом случае шасси на испытаниях показало отличную проходимость, что во многом было обеспечено удачным гусеничным движителем. Геометрически движитель позволял пересекать ров шириной до 3,5 м и подниматься на стенку высотой 0,9 м. Самым эффектным был въезд на 40-градус на склон крутизной 40°. После того, как с Ансальдо были получены элементы бронекорпуса начался второй этап испытаний.
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Другие материалы о ранних проектах тяжелых и средник танках других стран посмотреть и почитать здесь:
- Pavesi Autocarro Tagliafili. 1916. Поиск выхода из тупика. Часть 1. Pavesi Autocarro Tagliafili. 1916. Машина разграждения. Еще совсем не танк
- Pavesi Autocarro Tagliafili. 1917. Поиск выхода из тупика. Часть 2. Pavesi Autocarro Tagliafili. 1917. Машина разграждения. Вторая попытка..
- "Нетопырь" Лебеденко. 1915. Поиск выхода из тупика. Часть 3. "Нетопырь" Лебеденко. 1915. Первый русский танк. Танк или не танк.
- Lincoln No.1 Machine. 1915 Путь к танку. Часть 3. Первый настоящий танк. Lincoln No.1 Machine. 1915. Пока только на полигоне.
- Lincoln No.1 Machine. 1915 Путь к танку. Часть 4. Lincoln No.1 Machine ака Little Willie. 1915. После модернизации, но ещё не танк.
- H.M.L-S. Centipede/Mother. 1915 Путь к танку. Часть 5. Первый танк. H.M.L-S. Centipede/Mother. 1915-1916. Мать всех танков
- Mark I. 1916 Путь танка. Часть 1. Mark I. Первый "ромб" на поле боя
Источники:
Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия.
LA MECCANIZZAZIONE DELL'ESERCITO FINO AL 1943 tomo II -parte 2 /Vebuka.com
GLI AUTOVEICOLI DA COMBATTIMENTO DELL'ESERCITO ITALIANO VOL I _ Vebuka.com
http://www.wardrawings.be/WW1/Files/1-Vehicles/Allies/Italy/1-Tanks/Fiat-2000(proto-1).htm
https://panzerserra.blogspot.com/2023/02/
https://topwar.ru/103516-tyazhelyy-tank-fiat-2000-italiya.html
http://www.landships.info/landships/tank_articles/Fiat_2000.html
Video^ https://www.youtube.com/watch?v=TwHxJDzcMmI
https://landships.activeboard.com/t64854941/fiat-2000-replica/
https://tanks-encyclopedia.com/ww1/italy/Fiat-2000.php https://issuu.com/rivista.militare1/docs/gli-autoveicoli-vol._ii-tomo_1-testo