Найти тему
Remont1969

Путь к французскому танку. Часть 13. "Gros char Renault". 1916. Средний танк Рено и миф о танке Рыбинского завода.

Рассказ о нереализованном третьем проекте среднего французского танка "Gros char Renault" и о его влиянии на мифы о "России - родине танков"

История французского танкостроения в годы первой мировой войны напоминает перетягивание каната, хотя начинается это канат от одного человека - генерала, а в начале войны ещё полковника Жан Батиста Эжена Этьена (Jean Baptiste Eugène Estienne), получившего во Франции имя - Père des Chars (Отец танков). Генерал Этьен был гениальным артиллеристом и ко всем остальным новинкам техники - авиации, танкам, связи относился только как к возможности усилить артиллерию. Именно Этьен фактически заставил французов заниматься танками, по его мнению высказанному 26 августа 1914 года: «Победителем в этой войне будет тот, кто первым подвезет к нужному месту 75-мм орудие». Этьен поддерживал фирму Шнейдер, которая получила в феврале 1916 года заказ на 400 танков. Хотя проект изначально опирался на разработки STA - технической автомобильной службой (Service Technique Automobile) французской армии, возглавлявшейся генералом Муре (Léon Mourret), главный конструктор фирмы De Schneider et Cie Эжен Брилье (Eugène Brillié) решил начать проект танка заново, используя наработки STA по минимуму.

La machine N° 1 Type C готовится к перевозке
La machine N° 1 Type C готовится к перевозке

Фирма Société Renault Frères была одна из первых, к которой обратился еще в декабре 1915-го года полковник Этьен, предложив Луи Рено поучаствовать в создании полностью бронированной вездеходной боевой машины массой 12 тонн, длиной 4, шириной 2,6 и высотой 1,6 м, с толщиной брони 15–20 мм, экипажем 4 человека, вооруженной пушкой и пулеметами, как было написано в письме 1 декабря 1915 главнокомандующему французской армии. Не имея никаких компетенций в гусеничной техники и едва справившись с налаживанием производства полноприводных тягачей ЕР, Луи Рено вежливо отказался. Но это был не окончание танковой истории Рено, а только начало. После размещения заказа на Шнейдер уже генерал Муре обратился к Луи Рено с просьбой взяться за строительство танка. Муре и поддерживавший его министр Альбер Тома (Albert Thomas, Sous-Secrétaire d’Etat à l’Artillerie et aux Munitions) разругались с Брилье и фирмой Шнейдер, которые фактически отказались строить разработанную военными машину. Нужно было искать нового производителя. Правда условия уже были лучше, под руководством лейтенанта Фуше (Lieutenant Charles Fouché) было разработано специальное шасси и сделаны наметки на форму и компоновку бронекорпуса. 18 марта 1916-го года в на полигоне в Винсеннесе было успешно испытано гусеничное шасси La machine N° 1 Type C и танк на её базе предложили построить в Болонь-Бийанкуре. Стоит отметить, что параллельно Муре и Тома обсуждали этот же вопрос с фирмой FAMH Forges et Acieries de la Marine et d'Homecourt, которая в итоге и получила заказ на 400 танк, получивших название Сен-Шамон.

"Gros char Renault"/Большой танк Рено

Страна: Франция

Год выпуска: 1916 (проект, не реализован)

Предприятие:

Боевая масса 12-20 тонн

Экипаж: 7

Размеры: 900х2700х3000 без пушки

Бронирование: 10-12 мм

Вооружение: Canon de 75mm Modele 1897, 3хMitrailleuse Hotchkiss modèle 1914

Луи Рено после того как 20 мая 1916 года генерал Муре посетил завод Renault в Булонь-Бийанкуре, все таки решил оценить возможности создания собственного среднего танка. Блюпринт проекта «большого» танка («gros char») с установкой в корпусе 75-мм пушки и нескольких пулеметов был готов 29 июля 1916 года.

Компоновочная схема "Gros char Renault" из коллекции Francois Vauvillier
Компоновочная схема "Gros char Renault" из коллекции Francois Vauvillier

Проект Рено был очень близок к задумкам Фуше - тракторное удлиненное шасси с тремя тележками, здесь Рено даже не фантазировал, просто взял шасси STA, лодкообразный низ борнекорпуса, орудие располагается по центру в переднем свесе, отделение управления и боевое объединены. Сзади второе боевое пулемётное отделение в заднем свесе. Шестицилиндровый двигатель собственноё конструкции располагался по центру. Если бы проект Рено пошёл в серию получился бы танк не сильно отличающийся от Сен-Шамона. Но снова "на сцену" выходит полковник Этьен. Командиру танковых частей Франции - Artillerie Spéciale, не очень нравилось то, что в итоге получается, к концу июля было понятно, что танки будут не скоро, они будут дорогими и малоподвижными. После поездки в Англию Этьен в конце июля, когда дизайн-проект среднего "Gros char Renault" был уже почти готов и предложил предпринимателю идею создать легкий танк с использованием автомобильных агрегатов, который можно быстро запустить в серию и производитель на автомобильных заводах. Луи Рено оценил, что в среднем танки по проекту STA от него зависит только двигатель, все остальное или нужно создавать с нуля, включая строительство новых цехов для сборки танков с мощными кранами и закупать почти все остальное на стороне. Итогом стал однозначный, и как показало будущее - правильный, выбор - лучше своя синица в руке, чем чужой журавль в небе. Так началась история танка Renault FT. А проект среднего танка "Gros char Renault" был прекращен на 40 лет, до 1956 года.

Художник - Михаил ПЕТРОВСКИЙ. Художественная реконструкция возможного внешнего вида танка Рыбинского завода (на основе чертежей из книги В.Д. Мостовенко «Танки», 1956 г.)
Художник - Михаил ПЕТРОВСКИЙ. Художественная реконструкция возможного внешнего вида танка Рыбинского завода (на основе чертежей из книги В.Д. Мостовенко «Танки», 1956 г.)

В 1956 году была издана книга "Танки" Мостовенко Владимира Дмитриевича, в которой автор привел схему танка, проект которого по его мнению в конце 1915 года был создан в Рыбинке и представлен военному руководству. Современные авторы могут писать и сразу о двух танках, правда более предусмотрительно переносят проект на 1916-й год.

Танк Рыбинского завода

Страна: Российская империя

Года выпуска: 1916

Производитель: Русский Рено

Кол-во произведенных: 0 (проект мифический)

Боевая масса 12 тонн

Экипаж: 4

Размеры: 4900х2х2 без пушки

Бронирование: 10-12

Вооружение: Canon de 75mm Modele 1897/Mitrailleuse Hotchkiss modèle 1914

В.Д. Мостовенко писал, что «в 1915 г. на одном из заводов был разработан проект танка со следующими характеристиками: вес 20 т, экипаж 4 человека, вооружение 107-мм пушка и крупнокалиберный пулемет, броня 10–12 мм, мощность двигателя 200 л. с… Представленный в Главное военно-техническое управление 10 августа 1916 г., этот проект не получил необходимой поддержки… Имеются сведения и о другом проекте, разработанном в то же время. По этому проекту танк („бронированный трактор большой мощности“) должен был иметь следующие данные: вес 12 т, скорость до 12 км/ч, вооружение 75-мм пушка и пулемет».

-4

С одной стороны конечно "Танк Рыбинского завода" это стопроцентный миф, не могло существовать в 1915-1916 годах такого проекта в принципе, потому, что в это время и машиностроительного завода в этом городе не было ни одного. Только 21 февраля 1916 года Николай II утвердил решение, по которому должно было быть создано 5 предприятий для выдачи крупного госзаказа на 7500 автомобилей на общую сумму 136 885 500 руб, в число этих заводов вошли московский АМО для выпуска машин ФИАТ, ярославский Автомобильный завод АО «В. А. Лебедев» для машин Кросслей, рыбинский "Русский Рено", мытищинский "Казённый завод военных самоходов" и завод "Аксай" в Нахичевани. К концу 1916 года территория завода была огорожена и от всего производства были толкьо проходные и центральные въездные ворота. Только к середине 1917 года было построено уже около половины зданий и начался завоз оборудования.

Завод Русский Рено в середине 1917 года в Рыбинске
Завод Русский Рено в середине 1917 года в Рыбинске

Понятно, что говорить о каком-либо реальном проекте в 1916-м году не приходится, так же стоит учесть, что 1956 год был временем поисков первенства СССР и по наследству России во всём, что можно. "Россия - родина слонов" - это оттуда. Паровоз Черепанова, танк Пороховщикова, бронеавтомобиль Мгеброва, самолет Можайского и трактор Блинова не то, что бы родились в это время, но стали всесоюзно известными точно. Можно было бы просто забыть про этот проект и поставить его на полку "Сказки и фантастика". Но позволю себе пофантазировать.

Все фантазии идут от сравнения двух схем - схемы "Gros char Renault" их коллекции ведущего французского историка Francois Vauvillier и схемы из книги Мостовенко. По большому счету отличия только в тележках - у Мостовенко добавлена по сравнению с французской только еще одна двухкатковая тележка. А в остальном - схема гусеничного движителя нарисована правильно, двигатель шестицилиндровый, пушка почему то французская, а не например путиловская. Можно пофантазировать, что автор схемы танка "Рыбинского завода" хотя бы видел схему среднего танка Рено, очень уж они похожи.

С ненулевой вероятностью можно предположить, что фирма Рено в 1916 году передавая в Россию конструкторскую и техническую документацию на автомобили, которые должны были выпускаться в Рыбинке, могли отправить и один из эскизных проектов "Gros char Renault", возможно не последний, случайно или специально, в России на свой филиал. Ну а дальше уже сам эскиз стал писать свою историю.

схема бокового вида  из книги В.Д. Мостовенко «Танки», 1956
схема бокового вида из книги В.Д. Мостовенко «Танки», 1956

Проект "Gros char Renault" хотя был и отклонен в пользу развития танка Tank Patrouilleur, ставшего первым танком современной компоновки Renault FT. Но наработки и старания лейтенанта Фуше из STA и инженеров Луи Рено не пропали. На их базе был налажен выпуск артиллерийский транспортер Renault FP, который разрабатывался одновременно с танком , и как и танк базировался на шасси STA-Fouche.

-7
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Почитать о других французских экспериментах и развитии первого прототипа можно в других статьях на канале:

Танки

Источники:

Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections, issued in 2014, ISBN: 978-2-35250-322-4.

В.Д. Мостовенко, «Танки» (Очерк из истории зарождения и развития бронетанковой техники), Военное издательство Министерства Обороны СССР, Москва, 1955 г

https://smolbattle.ru/threads/Библиотека-танкиста-В-Д-Мостовенко-Танки-1955г.58608/

Танки Автор: Игорь Шмелёв Издательство: Техника - Молодёжи. Серия: Наш танковый музей ТМ (02.1979-02.1982).

Юрий Пашолок. Первый танк классической компоновки. https://warspot.ru/8733-pervyy-tank-klassicheskoy-komponovki

С.Л.Федосеев «Танки Первой Мировой войны». АСТ. Москва. 2002 https://warspot.ru/1291-tvortsy-tankovogo-mira-zhan-batist-etienn

https://yarwiki.ru/article/26/saturn

https://alternathistory.com/bronya-rossijskoj-imperii-chast-vii-gusenichnye-transportery-sormovskogo-zavoda-i-srednie-tanki-sormov-putilovskij/