Найти тему
Remont1969

Путь к танку. Часть 5. Первый танк. H.M.L-S. Centipede/Mother. 1915-1916. Мать всех танков.

Фототека IWM (https://www.iwm.org.uk/)
Фототека IWM (https://www.iwm.org.uk/)

На Западном фронте 1915 год можно сказать прошёл зря. Линия фронта сложившаяся к началу года, несмотря на огромные жертвы, не сдвинулась даже на несколько десятков километров. Согласованное с русской императорской армией осеннее наступление в Шампани и Артуа закончилось почти безрезультатно. Все стороны собирали силы на 1916-й год. Но в Британии собирали не только силы. В январе 1916 года на полигоны выехала первая полноценная боевая, уже подписанная как ТАНК - His Majesty Land Ship Centipede или просто Mother, ну или по семейному The Wilson Machine или Big Willie.

His Majesty Land Ship Centipede/Mother/Big Willie/Машина Линкольн №1

Страна: Великобритания

Производитель: William Foster & Co

Год выпуска: 1915-1916

Кол-во выпущенных: 1

Размеры без хвоста: 9906×4166×2438 sm

Ширина трака: 521 мм

Боевая масса: 28 448 кг

Экипаж: 8

Двигатель: Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol 105 hp

Скорость: 6 km/ч

Вооружение: 6-pdr (57-мм) Onetube Hotchkiss QF в спонсонах с углом поворота 110 грд

Бронирование: 10-12 мм.

Под чутким надзоров военных моряков из Комитета по сухопутным кораблям (Landship Committee of the Admiralty) к августу 1915-го года в Великобритании уже практически полностью определись с конфигурацией боевой машины, которая должна была внести перелом в бойне на материке, которая уносила тысячи жизней без какого-то результата. Это должен быть быть вооруженный Сухопутный корабль - Landship с полностью бронированным корпусом и гусеничным движителем. В сентябре этого же года под чутким руководством комитета на заводе William Foster & Co под управлением исполнительного директора и по совместительству главного конструктора была построена боевая машина Линкольн №1 (Lincoln No.1 Machine), которая иногда называется и Tritton machine - Машина Триттона. Коробчатый бронированный корпус имел круглую башню для установки пушки, 106-ти сильный бескалпанный двигатель Даймлер с гильзовым газораспределением, тракторный гусеничный движитель американской фирмы Баллок. 19 сентября машину показали военным. Как демонстратор технологий Lincoln No.1 Machine точно показал, что разработки идут в правильном направлении, но сам гусеничный движитель показал себя ненадежным. Но хуже всего было то, что военные подняли требования к преодолеваемым препятствиям на поле боя. Траншея 2,5 метра шириной, вал высотой 1,25 или 27 градусный уклон были непреодолимы для любого движителя тракторного типа.

Линкольн №1 (Lincoln No.1 Machine)
Линкольн №1 (Lincoln No.1 Machine)

Может быть военные в тайне надеялись, что уж под такие требования точно нельзя придумать ничего нового, и они будут продолжать воевать еще десятилетия гробя солдат и пуская на ветер бюджеты всех стран Европы. И дальнейшая проработка, которую вел Триттон, на примере модернизированного движителя показывала, что хотя надежность гусеничного движителя и можно довести до разумной, геометрия шасси не позволит удовлетворить требования военных. Ключевым оказалось участие в разработке боевых машин инженера, а на тот момент офицера RNAS (Royal Naval Air Service) Уолтера Гордона Вильсона (Walter Gordon Wilson, 1874–1957). Занимавшийся до войны автомобилями Уолтер Вильсон сконструировал несколько удачных коробок передач, а в 1915-м году принимал участие в испытаниях различных прототипов боевых машин. Именно Вильсон предложил опоясать бронекорпус гусеничными лентами, так появился узнаваемый всеми облик танка-ромба. Уже к концу сентября уже Триттон предложил новую конструкцию траков и гусеничного движителя, которые использовались на всех боевых машинах Британии до конца войны. После утверждения проекта в сентябре 1915-го года в Лондоне макета танка, о том как выглядел макет почти нет никакой информации, началось строительство новой боевой машины, боевая масса которой предварительно оценивалась в 25 тонн. Практически одновременно шли работы по совершенствованию Lincoln No.1 Machine или как её называли Машины Триттона с установкой нового движителя на старый бронекорпус и His Majesty Land Ship Centipede - Его Величества Сухопутного корабля Сороконожка, или Wilson machine, в противовес Машине Триттона, по новому проекту. Эти два параллельных проекта назывались ещё и Маленький и Большой Вилли - Little Willie и Big Willie, как говорят для секретности и простоты в честь последнего германского кайзера Вилли - Вильгельма I.

Фототека ITank Museum Bovington
Фототека ITank Museum Bovington

Конструкция бронекорпуса по сравнению с машиной Линкольн №1 (Lincoln No.1 Machine) не претерпела существенных изменений, сохранив форму и расположение поста управления, двигателя и трансмиссии. Гусеничная лента опоясывала корпус движителя, который представлял из себя ромб со скошенными передней и задней частями. Корпус движителя представлял собой две боковины с гусеничными обводами высотой более 2-х метров и длиной 9,9-метров, собранные на раме, между которыми без подвески зажимались как в обойме опорные двойные катки, ведущее и ведомое колесо и поддерживающие ролики. Высоко поднятое переднее колесо имело продольную регулировку для натяжения гусеничной ленты. Гусеничная лента собиралась из плоских траков шириной 52,1 см, на внутренней стороне которых было приклепано по 4 продольных направляющих. Дополнительную заднюю пару колес оставили для повышения управляемости. Ожидаемый рост массы танка потребовал изменения трансмиссии. Использовавшаяся на Линкольне №1 комбинация двухскоростной коробки передач и 106-ти сильного двигателя для потяжелевшей почти в два раза боевой машины не подходила. Но времени на конструирование новой коробкой передач не было и задачу решили просто - были установлены еще две бортовые двухскоростные коробки передач, хотя расположение агрегатов изменилось - двигатель Даймлера был сдвинут к цпентру, а дифференциал переехал в кормовую часть бронекорпуса. Высота машины получилась чуть меньше 2,5-метров и конструктор решил не устанавливать башню. Кроме существенного роста веса машины появились бы вопросы как вообще стрелять из башни, учитывая, что пространство по вертикали занимает трансмиссия боевой машины, уменьшилась бы устойчивость. Помощь пришла с флота - кроме башенных установок совершенно обычным вплоть до Дредноута было расположении вспомогательных пушек в бортовых спонсонах. Подобное расположение орудие обеспечивало обстрел с одной стороны в широком угле. По совету главного кораблестроителя Адмиралтейства 57-мм пушки были расположены в спонсонах, которые просто устанавливались с боков на бронекорпус. Спонсоны спроектировал Главный строитель флота Tennyson d'Eyncourt, которого часто обходят как одного из "отцов" первого танка. Так сложился классический образ тяжелого танка Первой мировой войны.

Фототека IWM (https://www.iwm.org.uk/)
Фототека IWM (https://www.iwm.org.uk/)
Первым серийными танками Великобритании стали танки Mark I, которые были выпущены в количестве 150 машин. По своим размерам и внешнему виду они практически не отличались от H.M.L-S. Centipede/Mother. Но тем не менее Первый танк-ромб был прототипом и построен был из котельного неброневого железа. Визуально отличить прототип от серийных машин в варианте "Самец" (Male) можно по отсутствию у прототипа (Mother) пулеметных установок в спонсонах и в лобовом листе. Вместо пулеметных установок с каждой стороны по два лючка для пистолетной стрельбы или наблюдения. А в лобовом листе у прототипа стрелковая щель, в то время как у серийных машин прикрывая полукруглой крышкой амбразура.

Когда с завода Фостера запросили у военных орудия для строящейся машины, те отмахнулись, будут они еще тратить столь необходимые на фронте пушки на такое непотребство, как большая механическая игрушка. В итоге пришлось обходится своими силами, то есть силами военных моряков, у которых как раз оказались большие запасы не особенно нужных им скорострельных пушек Гочкисса. Созданные в 1880 году во Франции пушки использовались, как вспомогательное оружие для борьбы с миноносцами и лодками. Но уже к началу войны скорости выросли так, что применение этих пушек стало бесполезным. Выпускавшаяся в Великобритании с 1885 года на заводе Elswick Ordnance Company по английской классификации пушка получила обозначение "Ordnance QF Hotchkiss 6 pounder gun" или "QF 6 pounder 8 cwt". В отличии от базовой французской модели, модель Mk I 1885 года имела максимально упрощенную конструкцию с простым однотрубым стволом, без демпфирование отдачи и измененным механизмом взвода.

Ordnance QF Hotchkiss 6 pounder gun
Ordnance QF Hotchkiss 6 pounder gun

Британцам очень хочется, что бы в истории техники Первый танк был построен в 1915-м году, но предварительный осмотр почти готовой боевой машины на площадке завода изготовителя в Линкольне 6 декабря этого года, о котором то же, как и о предварительном макете, не осталось никакой информации вряд ли можно считать датой производства прототипа Mother. А на собственных двигателях Большой Вилли или, как было написано на медной табличке на носу "сухопутного корабля" - His Majesty’s Land Ship Centipede, поехала 12 января 1916-го года в Линкольне на заводском полигоне фирмы Фостерс в Бартон-Парке. После заводских испытаний вместе с Маленьким Вилли с гусеницами Триттона был отправлен по железной дороге в усадьбу Хатвельд Парк (Hatfield Park), которая была выбрана с точки зрения обеспечения секретности проекта и близостью парка к Лондону. Именно при этой перевозке скорее всего и возникло название "Tank" для скрытия реального объекта при перевозке. С этого момента боевые машины поля боя и здесь будем называть танки.

Фототека IWM (https://www.iwm.org.uk/)
Фототека IWM (https://www.iwm.org.uk/)

Первый испытания танка Majesty’s Land Ship Centipede начались 29 января 1916-го и проходили в течении 3-х дней. После первого дня, названного коммандером Свинтоном - Предварительный забег (preliminary canter), когда машина была представлена гражданскому, военному и военно-морскому руководству государства в той или иной мере отвечавшему за развитие танковых сил, морской офицер, который как впоследствии оказался коммандер Мюрреем Сатером (Commodore Murray Sueter) главой RNAS и офицером напрямую сталкивавшимся с боевой работой бронеавтомобилей, заявил что необходимо три тысячи таких машин. На что уже представитель сухопутной армии ответил: "Кто этот тупой моряк, который сказал что мы хотим 3000 танков? Он хочет быть Наполеоном?". Но Сатер точно знал о чём он говорил, в отличии от лорда Китченера, который высказал мнение, что такие "механическую игрушки" точно не выиграют войны. Конечно принципиально с ним можно согласится, войну выигрывают не танки, но они конечно могут помочь победе.

Первый официальный план танкового полигона и программа испытаний, танк обозначен как Mother, Фототека ITank Museum Bovington
Первый официальный план танкового полигона и программа испытаний, танк обозначен как Mother, Фототека ITank Museum Bovington

В противовес Саттеру ещё один "отец" станкостроения полковник Кромтон (Colonel Crompton), чьи чертежи легли в основу первого демонстратора технологий - боевой машины Линкольн №1 или Машины Триттона был не в восторге от Матери, и назвал ее Слизнем - The Slug, видимо ему, как первому автору проекта танка не понравилось во что превратилась его идея гусеничной боевой машины с оружием установленным в башне. А течении последующей недели танк был показал всем лицам, которые должны были принимать решение о выделении ресурсов - Лорду Китченеру, премьер министру Давиду Ллойд Джорджу и даже королю Георгу V. Среди них не было Уинстона Черчиля, который хотя и стоял у истоков создания комитета, но к тому времени успел "проштрафиться" в Турции, полностью провалив операцию в Дарданеллах, и был сослан командиром полка во Фландрию. Основная презентация боевой машины прошла в Хатфельд парке 2 февраля 1916-го года.

Фототека IWM (https://www.iwm.org.uk/)
Фототека IWM (https://www.iwm.org.uk/)

Испытания заключались в преодолении многочисленных препятствий - траншей, проволочных заграждений, воронок, мешков, имитирующих видимо солдат противника. Длительная подготовка дала себя знать и машина прошла все испытания, причем неоднократно практически без замечаний. Недостатки, связанные с углами обстрела оружия и плохой обзорностью, были вызваны компоновкой танка и не были полностью устранены до конца выпуска танков такого типа. Экипаж прототипа танка состоял из 8-ми человек: по 2 артиллериста на каждое орудие, водитель, который управлял двигателем, тормозами, главной коробкой передач и хвостовыми колесами, командир танка, который сидел сбоку от водителя и кроме командования танка занимался бортовыми тормозами, поворачивая машину, и два танкиста занимавшиеся переключением бортовых коробок передач по команде водителя. Несмотря на сложность, Адмиралтейство бралось подготовить экипажи, а получаемые преимущества были столь очевидными, что по итогам испытаний-демонстраций 8 февраля сразу было заказано 100 станков по типу Mother. С момента заказа танков, теперь их уж так можно смело называть, ответственность за танковую программу перешла к Военному министерству. Адмиралы оставили за собой обучение экипажей и продолжение экспериментальных работ с техникой.

Фототека IWM (https://www.iwm.org.uk/)
Фототека IWM (https://www.iwm.org.uk/)

Став предсерийным прототипом для первой серии танков Mark.I, Большой Вилли использовался как учебная машина, в конце 1916-го года машину испытывали с новой системой управления, но неудачно. Постепенно с танка сняли спонсоны с пушками, затем гусеницы. А так как машина не сильно отличалась от серийных, в отличие от Маленького Вилли, который попробовали сохранить, у Матери защитников не нашлось и она была разделана на металлолом.

Mother на хранении в Бовингтоне. David Fletcher; British Mark I Tank 1916; Osprey New Vanguard 100 ISBN 1841766895
Mother на хранении в Бовингтоне. David Fletcher; British Mark I Tank 1916; Osprey New Vanguard 100 ISBN 1841766895

О проектах предшествовавших созданию первых танков можно почитать здесь:

Путь к танку. Часть 1. Creeping Grip Texas. 1914. Первый камень в фундамент настоящего танка. Движитель.

Путь к танку. Часть 2. Foster-Daimler 105 BHP Tractor. 1914. Второй камень в фундамент настоящего танка. Двигатель.

Поиск выхода из тупика. Часть 17. Landship Mark II. 1915. Английский тяни-толкай на американских гусеницах.

О первом варианте танка Маленький Вилли до модернизации можно почитать здесь:

Путь к танку. Часть 3. Первый настоящий танк. Lincoln No.1 Machine. 1915. Пока только на полигоне.

Путь к танку. Часть 4. Lincoln No.1 Machine ака Little Willie. 1915. После модернизации, но ещё не танк.

-11

Источники:

https://tank100.com/tanks/hatfield-tank-trial/

David Fletcher; British Mark I Tank 1916; Osprey New Vanguard 100 ISBN 1841766895

Семен Федосеев. Самые первые танки. "Дьявол идет! Эксмо. ISBN 9785699485369

Семен Федосеев. Все танки Первой мировой. Эксмо. 2013. ISBN 9785699648153

David Fletcher; The British Tanks 1915-1919; Crowood Press Ltd.; ISBN 1861264003

Фототека IWM (https://www.iwm.org.uk/)