Данная статья посвящена некоторым аспектам оценки транспортных средств.
Несмотря на то, что в портфеле заказов среднестатистического оценщика широкой специализации направление оценки движимого имущества занимает незначительную долю, вопросы, рассматриваемые в данной статье, имеют широкое практическое значение, главным образом, для реальной объективности расчетов и достоверности проводимой оценки.
Речь идет о так называемой величине «скидки на торг».
Данный параметр используется практически в каждом отчете, в котором реализуются механизмы сравнительного подхода на основе цен предложений и других данных вторичного рынка. Вместе с тем, автором статьи замечено, что для большинства оценщиков данная величина является достаточно эфемерным понятием. Все оценщики четко понимают, что «скидка на торг» есть различие между ценой предложения, указанной в объявлении о продаже, и фактической ценой сделки по данному объекту, однако основы ее формирования, как текущего на дату оценки взаимодействия сил спроса и предложения на рынке, доступны для анализа и осмысливания далеко не каждому оценщику.
Но почему-то даже сейчас, на пороге 2024 года, в период повсеместного проникновения социальный сетей, мобильных сервисов и приложений, а также начала использования нейросетей во многих областях науки, большинство оценщиков, как и 10, и 20 лет назад, в своих отчетах продолжают утверждать, что «цены сделок являются недоступными для анализа их отличия от цен предложений». И, возможно, по инерции, или же продолжая отдавать дань божеству по имени «Лень», во всех расчетах используют всевозможные так называемые «справочники» или «сборники», без какой-либо проверки на соответствие реальным рыночным данным.
Заходя немного в сторону, автор отмечает, что в последнее время в оценочной среде активизировались споры относительно использования указанных справочников и сборников при оценке. Так, например, в ноябре 2023 года оценочному сообществу были представлены «Методические разъяснения по применению справочников/сборников/бюллетеней корректировок и других аналогичных изданий для определения рыночной и иной стоимости при оценке объектов и производстве судебных стоимостных экспертиз», разработанный Рабочей группы Комитета по научным и методологическим вопросам в оценочной деятельности (ознакомиться можно тут). Данный документ не имеет официального статуса, однако отражает мнение ряда экспертов в области оценки, достаточно кратко и емко изложенное в представленном документе.
Все, о чем пойдет речь далее в данной статье, является действительным и не искаженным отражением сложившейся ситуации относительно использования различного рода справочников при оценке, на рынке транспортных средств, в частности.
Социальные сети, прочно вошедшие в нашу повседневную жизнь (если говорить только о разрешенных, не заблокированных Роскомнадзором), оказывается, могут не только скрашивать ежедневную рутину дел смешными видеороликами, но и быть полезными источниками информации. Так, благодаря им, автор настоящей статьи узнала о существовании на вторичном рынке машин специалистов (или их объединений), осуществляющих специфические услуги для покупателей автомобилей. В их число входят такие услуги как: техническая, юридическая и экспертная проверка, диагностика транспортного средства на предмет неисправностей и существенных недостатков, выдача соответствующих заключений, а также подбор технически исправного и юридически «чистого» варианта автомобиля в соответствии с требованиями покупателя, включая сопровождение сделки. Публичное освещение в социальных сетях несколькими организациями и специалистами такого рода своих услуг предоставляет оценщику доступ к информации рынка, ранее действительно бывшей недоступной, а именно: цена предложения на момент поиска и цена приобретения (фактическая) по конкретному автомобилю. Разумеется, автор настоящей статьи решила не упускать такую возможность, и науки ради, свести данный массив информации в реальные индикаторы рынка.
Дальнейшие аналитика и расчеты достаточно примитивны.
Всего было проанализировано 195 сделок по купле-продаже транспортных средств за 2,5 месяца 4 квартала уходящего 2023 года. Все сделки были поделены на 5 групп, критерием деления выступила цена сделки автомобиля.
Табличное представление результатов анализа представлено ниже
Примечание 1. В силу особенности исходных данных, приведенные результаты действительны для транспортных средств вторичного рынка, находящихся в хорошем, технически исправном состоянии. Это основное условие «автоподбора», на рынке подобного вида услуг эксперты называют это «гарантией», утверждая, что в ближайшие полгода с подобранным для клиента автомобилем не случится поломок серьёзного характера.
Возможность использования приведенных данных для автомобилей другого технического состояния, например, требующих вложений, автором настоящей статьи не установлена, поэтому принятие решение об их использовании для того или другого автомобиля остается на усмотрение оценщика.
Примечание 2. В исходном варианте группировки автором статьи была выделена еще одна группа автомобилей «до 500 тыс. руб.», однако, исходных данных для проведения полноценного анализа, к сожалению, не нашлось. Поэтому, оценщику следует с осторожностью применять расчетные значения скидки на торг группы «до 1 млн. руб.» к оценке совсем дешевых автомобилей (например, за 200 – 300 тыс. руб.).
Примечание 3. Региональная принадлежность сделок, использованных в анализе: Москва и Санкт-Петербург. Возможность использования приведенных данных для автомобилей другого региона остается на усмотрение оценщика.
Итоги анализа.
- Объективное значение скидки на торг для легковых автомобилей вторичного рынка лежит в диапазоне от 0 до 7,2% (где 7,2% - средняя величина максимальных значений интервалов по всем группам); а средней величиной средних значений интервалов по всем группам является 1,61%.
- Минимальные скидки на торг характерны для группы автомобилей стоимостью от 1,5 до 2 млн. рублей, из чего можно сделать вывод, что это ценовой диапазон самой ликвидной группы транспортных средств.
- При снижении стоимости автомобиля наблюдается тенденция увеличения скидки на торг, соответственно, максимальная скидка на торг характерна для группы «до 1 млн руб.». По мнению автора статьи, это обусловлено тем, что в данную группу попали преимущественно «старые» автомобили, относительно которых прогноз дальнейшей эксплуатации представляется менее однозначным, по сравнению с транспортными средствами других категорий (более «свежими» автомобилями).
Далее следует привести данные размера скидки на торг, предлагаемой авторами известного Справочника оценщика машин и оборудования – 2023: доверительным интервалом скидки на торг для категории «транспорт и спецтехника» общего применения является интервал от 6,9% до 12,2%, при среднем значении 9,6%.
Очевидно, что приведенные в справочнике данные для оценки ликвидных автомобилей вторичного рынка не применимы, поскольку предлагаемые справочником скидки на торг являются слишком завышенными. Даже минимальное значение так называемого доверительного интервала справочника – 6,9% (если принять его соответствующим наиболее ликвидным активам категории, к которым относятся легковые автомобили) не соответствует реальным данным рынка.
Выводы.
1) Вывод относительно применимости полученных результатов.
Данные результаты являются объективными рыночными данными, а не «экспертными мнениями», поэтому могут смело использоваться в расчетах для оценки легковых автомобилей (с учетом примечаний 1-3). Более того, они также могут быть использованы для опровержения результата оценки автомобиля, в основе которой лежит сравнительный подход и скидка на торг на уровне 10% и выше (что может рассматриваться как признак явного стремления к «занижению» результата оценки).
2) Вывод относительно использования справочников.
Несомненно, справочники существенно упрощают работу оценщика, а по ряду показателей, кроме как из справочника (пусть и составленного на основе экспертного мнения) информацию взять негде. Однако, по мнению автора статьи, принимать справочники как истину и как единственно правильные данные, в корне неверно. Еще более некорректным представляется составление по справочнику замечаний к отчету другого оценщика, чем занимаются в своем большинстве региональные ГБУ, созданные "для и во имя" кадастровой стоимости. И тенденцией последних лет в работе оценщика является то, что на смену задачи выявления реального взаимодействия экономических сил рынка, приходит задача обоснования «превосходства» одного справочника над другим. В судах там и тут повсеместно ссылаются на те или иные справочники, пытаясь доказать ошибки в заключениях, составленных по результатам судебных экспертиз.
3) Автор данной статьи надеется, что проведенная небольшая аналитическая работа станет маленьким шагом на пути развития оценочной отрасли в сторону задействования здравого смысла, использования объективных данных и развития новых научных и методических основ оценочной деятельности.