Жило себе спокойно гигантское растение в лесах и предгорьях Кавказа. Его огромные зонтичные соцветия привлекали внимание туристов, и только. Местные жители его не любили и часто называли "губодуем" за опухшие губы коров, поедавших растение в период цветения. То, что это борщевик, знали немногие. А именем ботаника Сосновского его назвали в 1944 году. Кстати, сам Дмитрий Иванович никакого отношения к борщевику не имел и не принимал участие в его вторжении на просторы отечества.
Виноваты советские селекционеры, которые выполняя наказ партии, стали искать растение, подходящее для корма скоту. В голодные послевоенные годы сельское хозяйство надо было восстанавливать, поэтому требовалась высококалорийная, неприхотливая и урожайная культура для производства силоса. Кто бы мог предположить, что меньше, чем через 50 лет борщевик Сосновского захватит обширные территории страны, станет настоящим бедствием для полей и причиной многочисленных ожогов и отравлений.
Силосное сокровище
На Руси прекрасно знали и даже любили борщевик. Он издревле был известен как пищевое растение, его добавляли в салаты и супы. Кстати, борщом в древности называли именно похлебку из листьев борщевика. Но во всех этих случаях речь шла исключительно о сибирском борщевике — нашей родной траве, которая была и есть размерами гораздо меньше борщевика Сосновского. А этот ядовитый гигант рос только в одном месте — в районе Кавказских гор, заходя ареалом в Закавказье и Турцию.
Его описали в 1944-м, а уже спустя пять лет первые семена привезли на север РСФСР — на Кольский полуостров, где в Хибинах находился первый в мире Полярно-альпийский ботанический сад-институт. Именно его работники и предложили ученым-растениеводам использовать борщевик Сосновского в качестве силосной культуры.
Неоспоримым преимуществом борщевика была простота возделывания. Он рос по принципу "посадил и забыл". То есть за растением не надо было ухаживать, поливать его и защищать от сорняков. Борщевик был сам способен обеспечить свою растительную безопасность. Благодаря мощной корневой системе он не испытывал недостатка во влаге, а огромными листьями перекрывал солнечный свет любым другим растениям, не давая им шанса выжить в конкурентной борьбе.
И это был только один плюс. Второй заключался в сочности и калорийности борщевика, что делало его незаменимым ингредиентом силоса. В этом он оставлял далеко позади даже кукурузу, получившую позже громкий титул "царица полей". Но так ее стали называть во второй половине 50-х, а до этого настоящим "царем полей" в СССР был борщевик Сосновского.
Опасный сок
Всем было хорошо новое растение. Кроме одного нюанса — при сборе оно наносило ожоги людям. Виноват был сок борщевика, содержавший фуранокумарины — вещества, резко повышающие чувствительность кожи к ультрафиолету. В результате в солнечный день на открытых участках тела образовывались ожоги, причем очень сильные — второй степени. А при случайном попадании сока в глаза у людей возникала даже слепота.
Разумеется, ученые знали об этой особенности. Но на то они и селекционеры, чтобы путем скрещивания с неядовитыми видами убрать неприятное свойство. Работы в этом направлении велись непрерывно, а параллельно борщевик Сосновского после непродолжительных испытаний стали предлагать колхозам на замену требовательной кукурузе.
Точнее колхозников заставляли выращивать у себя борщевик, причем по всей стране — от Белоруссии до Урала (Сибирь и Дальний Восток решили оставить на потом). Объяснялось это целями эксперимента — нужно было понять, в каких регионах растение дает наибольший урожай. Выявили: во всех. На каждой пашне в каждом климатическом поясе борщевик за год-два становился хозяином земли, вымахивая до трех метров в высоту.
Все было прекрасно с борщевиком и объемы заготовленного силоса росли ударными темпами. Ученые трудились над опасной проблемой сока, обещая вскоре избавить колхозников от необходимости носить плотную одежду на заготовке силоса. Росли надои, увеличивалось поголовье скота. Казалось бы, вот она — универсальная сельхозкультура, ключ к продовольственному изобилию. Но не тут-то было!
Проблема за проблемой
Через примерно три года после массового внедрения культуры участились случаи отказа от борщевика. Хозяйства как могли противились его посевам, саботируя прямые указания сверху. Стали разбираться. Выяснилось, что коровы очень неохотно едят силос, чью основную массу составляет борщевик Сосновского. А в тех случаях, когда другого корма не было, молоко у таких коров существенно горчило. Мало того, ухудшалось даже качество мяса, в котором тоже чувствовалась специфическая горечь борщевика.
У селекционеров появилась новая задача — улучшить кормовые свойства новой культуры. А пока они этим занимались, борщевик Сосновского тихой сапой начал захватывать колхозные поля. Всему виной были неприхотливые легкие семена, которые ветром относило на многие километры. Это уже в наше время выяснили, что скорость распространения очага борщевика (даже одного материнского растения) составляет четыре-пять метров в год. И это на лесной опушке. А если борщевик растет около дороги, то на колесах машин он способен путешествовать на многие километры, захватывая любые плодородные земли.
На эту неприятную особенность растения обратили внимание еще в 1950 году — первый одичавший борщевик обнаружили в Ленинградской области. Но не придали ей значения. И зря, так как борщевик от обочин дорог переместился на пашни и личные участки колхозников. Но в своем хозяйстве с ним можно было бороться, а вот что делать колхозам, у которых этот "укроп на максималках" гнобил поля кукурузы и подсолнечника? И ведь не сорняк же, а кормовая культура. Вот только ведет себя эта культура совершенно по-хамски, захватывая чужие территории и угнетая растительных собратьев.
В итоге колхозы стали отказываться от борщевика, но процесс уже было не остановить — гигантское растение шагало своими трубчатыми "ногами" по просторам СССР. В 70-х годах борщевик начал дичать, а отказались от его выращивания только в 1980 году. К тому времени исследования ученых по культивированию сочного и безопасного растения зашли в тупик. Гибридные сорта если и получались безвредными, то были совсем не урожайные и малопригодные для силосования. А горечь у молока и мяса убрать так и не получилось.
Борщевик шагает по России
Уже в начале 80-х колхозы массово стали уничтожать поля борщевика. Его скашивали, а освободившееся место отдавали другим культурам. Были и те хозяйства, которые махнули на борщевик рукой, просто вычеркнув из оборота поля, засеянные им. И это было большой ошибкой. Так как дальше наступили 90-е, и всем стало не до колхозов и борщевиков.
Вспомнили о нем только в 2015 году, когда неожиданно выяснилось, что в одном только Подмосковье борщевиком Сосновского засеяно 17 тысяч гектаров земли. Тогда же на государственном уровне растение убрали из перечня культур и запретили использовать в сельском хозяйстве. Но увы, распространение захватчика эти меры не остановили. А уже в наше время ученые выяснили, что борщевик Сосновского плюс ко всем своим зловредным качествам выделяет в почву вещества, препятствующие росту других видов. И в результате вслед за растениями территорию покидают грибы и животные. Остаются лишь гигантские поля с колосящимися на них бело-зелеными соцветиями.
И прогноз-то совсем неутешительный. В 2022 году ученые пришли к выводу, что за счет расширения среды обитания на фоне глобального потепления к 2050 году борщевик захватит практически всю европейскую часть России, за исключением самых северных регионов. Нужно срочно избавляться от паразита.
И программы такие существуют. Вот только они работают не централизовано, что очень плохо. Представьте себе ситуацию (типичную для Подмосковья, кстати): муниципальные земли очищают от борщевика коммунальные службы; сельхозугодья — их владельцы; полосы вдоль трасс — дорожники; личные участки — их хозяева. Вроде всё хорошо, все сработали дружно. Но между лесом и шоссе осталась необработанной крохотная полоска земли, ничья по документам. И если на ней выжило хоть одно растение, то на всей работе по уничтожению борщевика можно ставить крест. Подул ветерок, и семена понесло на обработанные земли. На колу висит мочало, начинаем все сначала...
И так из года в год. Нужна жесткая централизация, а ее нет и в помине. Что уж говорить про остальные регионы, где борьба с "укропом на максималках" идет не столь дружно. Так что прогнозы ученых про то, что к 2050 году борщевик возьмет в плен Россию, вовсе не такие уж беспочвенные.
Как тут не вспомнить про джинна, которого простодушный рыбак выпустил из бутылки в сказках «Тысяча и одна ночь». Вырвавшись на свободу, злой дух наворотил много нехороших дел. Совсем как борщевик Сосновского, неосмотрительно привезенный учеными с Кавказа в 1946 году.
Но что мы всё о вреде и опасности борщевика. Неужели в нем нет ничего полезного и хорошего? Есть, еще и как есть 👇:
(При написании статьи использовалась информация сайтов: sevin.ru; fsvps.gov.ru; borshevictory.ru; lenta.ru)