Пассажирский магистральный авиалайнер Ил-18 представляет собой цельнометаллический низкоплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями. В конструкции планера использованы, главным образом, алюминиевые сплавы в наиболее нагруженных местах применены стальные сплавы.
ФЮЗЕЛЯЖ: типа полумонокок, разделён на две части: герметизированную и хвостовую. В герметизированной части размещены кабина лётчиков, два багажно-грузовых отсека, пассажирские салоны, туалеты, гардеробы и кухня-буфет. Кабина экипажа отделена от пассажирских салонов герметичной переборкой. Пассажирские салоны снабжены круглыми иллюминаторами с двойным остеклением. По левому борту имеются две входные двери. Багажно-грузовые отсеки размещены под полом пассажирских салонов впереди и за крылом, люки отсеков находятся по правому борту. В негерметичной хвостовой части располагается грузовой отсек. Экипаж состоит из пяти человек: двух пилотов, штурмана, бортрадиста и бортмеханика. Приборное оборудование кабины выполнено с использованием большого количества аналоговых приборов.
КРЫЛО: прямое, состоит из трёхлонжеронного центроплана и двух консолей двухлонжеронной конструкции. Механизация крыла включает в себя двухщелевые закрылки и элероны.
ХВОСТОВОЕ ОПЕРЕНИЕ: состоит из киля с рулём направления и стабилизатора с рулями высоты. На рулях направления и высоты установлены триммеры.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА: включает в себя четыре турбовинтовых двигателя АИ-20К конструкции А.Г. Ивченко взлётной мощностью 4000 л.с. На более поздних вариантах Ил-18 ставились ТВД АИ-20М мощностью по 4250 л.с. Двигатели снабжены четырёхлопастными реверсивными винтами АВ-68И. Двигатели смонтированы в гондолах над крылом. Для запуска основных двигателей используется турбогенератор ТГ-16 или аккумуляторы. Топливные баки размещены в фюзеляже, крыле и центроплане; суммарная ёмкость топливных баков 23700 л.
ШАССИ: убираемое, трёхопорное с носовой опорой. Передняя двухколёсная опора убирается в фюзеляж. Основные четырёхколёсные опоры убираются в гондолы внутренних двигателей.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ: механическая с жёсткой проводкой, гидроусилители в контуре управления отсутствуют. У лётчиков установлены традиционные для тяжёлых самолётов штурвальные колонки.
БОРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: обеспечивает самолётовождение по маршруту днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях. С 1963 года на Ил-18 устанавливается оборудование, обеспечивающее выполнение автоматической посадки по категории III ICAO. В контур системы управления включен автопилот. Радиооборудование позволяет вести двусторонний радиообмен в диапазонах средних, коротких и ультракоротких волн. В носовой части фюзеляжа установлена метео-РЛС РСПН-2АМГ. Наличие электрической противообледенительной системы в носках крыла и хвостового оперения позволяет эксплуатировать самолёт при температуре воздуха до -50*С.
ПОЛЕЗНАЯ НАГРУЗКА: в зависимости от конфигурации пассажирских слонов Ил-18 способен перевозить от 89 до 127 пассажиров. Кресла в салонах размещались по пять в ряд (3+2) или по шесть в ряд (3+3, основной вариант расположения кресел). Масса коммерческой нагрузки 18600 кг.
МОДИФИКАЦИИ
ПАССАЖИРСКИЕ ВАРИАНТЫ
- ПРОТОТИП
На опытном производстве ОКБ-240 построен один прототип ( регистрация - СССР-Л5811) с четырьмя ТВД НК-4 взлётной мощностью по 4000 л.с. и с винтами АВ-68В. В пассажирском салоне предусматривалась возможность установки 75 кресел. Первый полёт на Центральном аэродроме в Москве выполнил 4 июля 1957 года экипаж старшего лётчика-испытателя фирмы В.К. Коккинаки (второй пилот К.К. Коккинаки). Предполагалось, что новое поколение Советских авиалайнеров получит, помимо традиционных буквенно-цифровых обозначений, ещё и названия. Ил-18 назвали "Москва", Ан-10 получил наименование "Украина", а Ту-114 - "Россия". Но наименования не прижились. Название "Москва" было написано на бортах прототипа в средней части фюзеляжа. В 1958 году перед передачей прототипа на Государственные испытания в НИИ ВВС надпись "Москва" закрасили, взамен была нанесена стандартная надпись "Аэрофлот". Наименование "Москва" имел, минимум, ещё один Ил-18 с регистрацией "СССР-Л5819".
- Ил-18А
В серийное производство Ил-18 запустили на старейшем авиационном заводе страны - ГАЗ № 30 "Знамя Труда". Все Ил-18, кроме первого прототипа, были построены на этом заводе. Первые полёты серийные машины также выполняли на Ходынке, потом перегонялись для проведения дальнейших сдаточных испытаний в Луховицы; окраска самолётов производилась в Луховицах.
Подготовка к серийному выпуску Ил-18А началась на заводе № 30 весной 1957 года, ещё до первого полёта прототипа. Первые серийные Ил-18А отличались от прототипа количеством иллюминаторов и компоновкой пассажирского салона, количество мест для пассажиров увеличили с 75 до 89. В отличии от прототипа Ил-18А должны были комплектоваться метео-РЛС РПСН-3 "Эмблема", но из-за задержек с поставками РЛС при постройке получили не все самолёты. Первый серийный Ил-18А (№ 0101, регистрация сначала СССР-Л5819, затем СССР-75634) выполнил первый полёт в октябре 1957 года, эта машина вместе с прототипом принимала участие в полётах по программе заводских испытаний. Осенью 1958 года начались испытания Ил-18А (третий серийный самолёт, СССР-Л5820) с ТВД АИ-20 и винтами АВ-68И. На этом самолёте в ноябре 1958 года экипаж В.К. Коккинаки установил три мировых рекорда грузоподъёмности. Производство Ил-18А завершилось в 1958 году после постройки 20-ти самолётов: 17 машин с ТВД НК-4 и три с ТВД АИ-20. Замена силовой установки во многом была связана с "подковёрными" играми, явных преимуществ ТВД АИ-20 перед НК-4 не имел. За счёт вносимых в конструкцию изменений самолёт постоянно набирал вес, замена двигателей утяжелила машину на 670 кг.
- Ил-18Б
Масса полезной нагрузки увеличена с 12т. до 14т. вместимость доведена до 89 пассажиров, также изменено расположение иллюминаторов в пассажирском салоне. Из-за установки нового обтекателя метео-РЛС длинна фюзеляжа увеличилась на 20 см. а штатными двигателями Ил-18Б и всех последующих модификаций стали АИ-20. Ил-18Б серийно строился в 1958-1959 годах. Всего построено 65 самолётов.
- Ил-18В
Ил-18В серийно строился в 1961-1965 годах. Это самая массовая модификация Ил-18 - построено 335 самолётов. За счёт установки дополнительных баков увеличена дальность полёта. Ил-18В рассчитан на перевозку 90-100 пассажиров в салонах трёх классов. Вспомогательные помещения (гардеробы и туалет) размещены в самой шумной зоне - в районе вращения плоскостей винтов, а буфет-кухня перенесена в хвостовую часть. Построено пять Ил-18В-26А с увеличенной дальностью полёта.
- Ил-18И
В 1960 году построен один самолёт с удлинённым на 1,64 м. фюзеляжем, число кресел в пассажирских салонах доведено до 125, дальность полёта возросла до 6500 км. Ил-18И прошёл испытания, но в серию не передавался.
- Ил-18Е
В 1965-1966 годах построено 23 Ил-18Е пассажировместимостью 100-110 человек
- Ил-18Д
Дальний Ил-18Д спроектирован на основе Ил-18В, дальность полёта за счёт установки бака-отсека в центроплане доведена до 7100 км. установлены ТВД АИ-20М мощностью по 4250 л.с. Прототип Ил-18Д выполнил первый полёт в июле 1964 года. В 1964-1969 годах построено 122 самолёта. Ил-18Д стал последним построенным самолётом семейства, всего за 12 лет серийного производства изготовлено 567 гражданских Ил-18 всех модификаций.
ГРУЗОВЫЕ ВАРИАНТЫ
- Ил-18Т
Разработка транспортной модификации Ил-18Т велась практически параллельно с проектированием пассажирского Ил-18А. Ил-18Т рассчитан на перевозку 69 раненых на носилках при двух сопровождающих санитарах или 120 десантников, а так же артиллерийского вооружения в разобранном виде. Грузового люка в борту фюзеляжа предусмотрено не было, все погрузочно-разгрузочные работы предполагалось выполнять через стандартные двери для пассажиров. В 1959 году построен один Ил-18Т (Ил-18-18А). Изначально на самолёте стояли ТВД НК-4, затем их заменили на ТВД АИ-20. Единственный Ил-18Т с двумя разными вариантами компоновки грузовой кабины проходил испытания в НИИ ВВС в 1960-1962 годах. В серию не передавался, так как с появлением Ан-12 интерес ВВС к транспортному варианту Ил-18 исчез.
- Ил-18Гр
Лайнеры Ил-18, снятые с пассажирских линий "Аэрофлота", с конца 1970-х годов дорабатывали под перевозку грузов. Модернизация заключалась только в изменении интерьера салона, грузовые люки в бортах фюзеляжа не оборудовались. В Ил-18Гр доработан около 60 самолётов Ил-18 разных модификаций.
Специальные гражданские модификации
На основе базовых пассажирских модификаций небольшими сериями и в единственных экземплярах строились учебно-штурманские самолёты для лётных училищ Гражданской авиации Ил-18УШ, океанские разведчики рыбы Ил-18ДООР и Ил-18Д "Помор", ледовый разведчик Ил-24, самолёт для метеорологических исследований Ил-18Д "Циклон". Специально доработанные Ил-18В и Ил-18Д использовались Полярной авиацией для полётов в Антарктиду и обратно. На основе Ил-18 разных модификаций строились "салоны" для перевозки высших лиц государства.
Летающие лаборатории
Не менее двух десятков Ил-18 разных модификаций доработаны в летающие лаборатории для испытаний различного оборудования - от РЛС бомбардировщика Су-24 до систем наведения межконтинентальных баллистических ракет.
ВОЕННЫЕ МОДИФИКАЦИИ
- Ил-20 ("изделие 17")
Разработка самолёта радиотехнической разведки Ил-20 "Игла" началась в ОКБ С.В. Ильюшина в 1965 году. В 1967-1968 годах в прототип Ил-20 переоборудовали серийный Ил-18Д. Государственные испытания разведчика завершились в 1969 году. Самолёт оснащён различным оборудованием радиотехнической разведки и фотоаппаратурой, в подфюзеляжной гондоле установлена РЛС бокового обзора с фазированной антенной решёткой "Игла". В конце 1970-х годов началось производство Ил-20М с обновлённым составом бортового оборудования. Совершенствование одного из самых секретных Советских самолётов продолжается. Всего построено порядка двух десятков Ил-20.
- Ил-18РТ
Самолёты - измерительные пункты (СИП), необходимые для снятия траекторных измерений в ходе испытаний баллистических ракет и запусков космических аппаратов. Первыми Советскими СИПами стали Ан-2РТ и Ту-16РТ. Следующее поколение самолётов данного назначения разработано на базе Ил-18. В 1964 году два Ил-18В доработали в Ил-18РТ путём установки в пассажирском салоне приёмной и ретрансляционной радиоаппаратуры.
- Ил-20РТ
Четыре СИПа Ил-20РТ доработаны из серийных Ил-18 на опытном производстве ММЗ "Стрела" (ОКБ С.В. Ильюшина) в середине 1970-х годов. Внешне Ил-20РТ легко отличить по огромному надфюзеляжному обтекателю антенны. Во второй половине 1990-х годов бортовое оборудование одного Ил-20РТ модернизировали. Два самолёта размодернизировали в пассажирские, один из них в 2001 году потерпел катастрофу в Тверской области.
- Ил-22 (Ил-18Д-36, "Бизон", "изделие 36")
Проектирование воздушного командного пункта (ВКП) высшего звена Вооружённых Сил СССР "Бизон" на базе Ил-18Д началось в 1968 году. Из-за загруженности ОКБ Ильюшина работами по другим темам, разработку ВКП поручили ЭМЗ им. В.М. Мясищева. Самолёт предназначался для управления боевыми действиями и ретрансляции радиопередач. На Ил-22 установлено разнообразное радиооборудование, аппаратура шифровки и дешифровки, аппаратура РЭБ. В бывшем пассажирском салоне размещены рабочие места командующего и его штаба, а также операторов бортовой радиоаппаратуры. Испытания элементов бортового комплекса проводились на трёх серийных Ил-18. В 1971 году в прототипы доработаны ещё два Ил-18. Первый полёт выполнен в 1972 году. Государственные испытания Ил-22 завершены в 1974 году. Построено порядка десяти Ил-22.
- Ил-22М (Ил-18Д-40, "Зебра", "изделие 40")
Дальнейшее развитие Ил-22; изменены состав бортового оборудования и компоновка рабочего салона. Внешне "Зебра" отличается от "Бизона" более коротким подфюзеляжным обтекателем, а также числом и формой ножевидных антенн. Построено 20 самолётов, ещё один переоборудован из Ил-18Д. Ил-22М состоят на вооружении ВВС России, хотя часть самолётов была переоборудована в пассажирские и продана гражданским компаниям. В ВВС Ил-22 с частично снятой спецаппаратурой нередко используется для служебных перевозок офицеров.
- Ил-38
Базовый противолодочный самолёт Ил-38 предназначен для борьбы с подводными лодками. Как и предполагалось, противолодочный самолет Ил-38 решили создавать на базе уже хорошо зарекомендовавшего себя Ил-18В. Впрочем альтернативы ему не было, а для постройки специального самолета потребовалось бы очень много времени и значительные средства.
Самолёт оборудован радиогидроакустической системой поиска и обнаружения подводных лодок "Беркут".
Серийное производство самолетов Ил-38 началось в 1967 г. и продолжалось до 1972 г. За этот период на заводе "Знамя труда" было построено 65 самолетов.
Окраска самолётов "Аэрофлота" в 1960-1980-е годы менялась неоднократно, но цветовая гамма сохранялась единой: серые крыло, стабилизатор и и нижние поверхности фюзеляжа, верх фюзеляжа окрашивали в белый цвет, а на борта наносили полосы голубого цвета. Очень элегантная окраска, красиво выглядевшая при любом освещении. На бортах средней части фюзеляжа над иллюминаторами наносилась надпись "Аэрофлот", а ближе к хвосту - регистрационный номер, продублированный на верхних и нижних поверхностях крыла.
Все военные варианты Ил-18, исключая разведчики, окрашивались в стилистике гражданского воздушного флота и, как правило, имели гражданскую регистрацию и надпись "Аэрофлот". Разведчики Ил-20 целиком окрашивались в серый цвет. Оттенок серого цвета варьировался от нейтрального до зеленоватого.
Технические характеристики:
- Экипаж: 5 человек
- Пассажировместимость: 80–122 человека
- Грузоподъёмность: до 15 т (в грузовом варианте)
- Длина: 35,90 м
- Размах крыла: 37,42 м
- Высота: 10,17 м
- Площадь крыла: 140,0 м²
- Масса пустого: 35000 кг
- Максимальная взлётная масса: 64000 кг
- Силовая установка: 4 × ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-20М
- Мощность двигателей: 4 × 4252 л. с.
Лётные характеристики:
- Максимальная скорость: 685 км/ч
- Крейсерская скорость: 625 км/ч
- Практическая дальность: 6500 км
- Практический потолок: 10000 м
ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ВАШЕ ВНИМАНИЕ!!! Подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте!!! Дальше, интересней!!!