Найти в Дзене

Что такое ИЛ-96 и почему президент летает на самолете, от которого все отказались

В РФ до сих пор чувствуется "дыхание СССР", в том числе в авиастроении. Многие решения в отечественных летательных аппаратах (ЛА) разработаны в 70-х и 80-х годах прошлого века. В частности, знаменитый Ил-86, который создавался и строился КБ Ильюшина. Затем этот ЛА активно использовался Аэрофлотом.

Ил-86 выступил в качестве основы для создания более современной модели Ил-96. Этот широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет так не смог стать популярным. По факту он использовался двумя отечественными компаниями: Домодедовские авиалинии (ушла с рынка в 2008 году) и Аэрофлот (не использует ЛА с 2014 года). При этом Ил-96 получил множество модификаций, одной из которых пользуется президент РФ.

Инфографика: vistat.org
Инфографика: vistat.org

Для перемещения первого лица внутри страны и за рубеж создана особая версия Ил-96-300ПУ. Буквы означают «пункт управления». Этот самолет очень далек от серийных моделей — он буквально нашпигован специальными средствами, необходимыми для пассажира такого уровня. Выбор президентом отечественного самолета обусловлен двумя факторами:

качеством ЛА;
возможностью не зависеть от иностранных производителей и модифицировать модель под конкретные нужды.

Г-н президент не летает каждое утро в Турцию искупаться в Средиземном море в обществе 299 пассажиров, и даже пару раз в неделю своим самолетом не пользуется, поэтому вылизывать можно каждую деталь практически бесконечно. С нормальным пассажирским авиалайнером такой номер не пройдет. Здесь только технических неаварийных простоев в 4 раза больше чем у "Боинга".

Инфографика: vistat.org
Инфографика: vistat.org

Пассажиры переплатят за топливо благодаря многочисленным двигателям с хорошим аппетитом, за простой, за зарплату третьего члена экипажа, а за пределами России это будет самый настоящий головняк потому что любую запчасть придется оперативно доставлять для ремонта - или неоперативно, а пассажиров вывозить альтернативными вариантами... Ситуация такова, что при имеющихся мощностях сроки поставки деталей к Д-90 - это даже не дни, это недели. Но ничего не поделаешь - при штучном производстве самолетов запчасти тоже производят штучно. Если все это заложить в билеты - люди будут летать на самолете с интерьером и сервисом 30-летней давности по цене если не бизнес-класса, то близкой к тому.

Понятно, что г-на президента все это не касается. Его в полете сопровождает 4 истребителя - одно это обстоятельство делает обсуждение неэкономных двигателей ИЛа комедией. Да и модификация эта существует исключительно под правительственные нужды.

Ближайшими конкурентами Ил-96 среди российских лайнеров являются Ту-204 и Ту-214. Это неплохие машины, но их использование сопряжено с ограничениями по выбору маршрутов. Все дело в запасе хода — Ту-204 не может удаляться от подходящих для посадки полос дальше, чем на 2 часа лета. Для пилотов этих ЛК даже разработано правило «120 минут», согласно которому они должны отслеживать свое положение относительно ближайших взлетно-посадочных полос.

Немного о правиле "120 минут". Считается, что в случае ЧП на борту (изначально - отказ от одного из двигателей) самолет может находиться в воздухе не более 2 часов. За эти два часа он должен иметь возможность долететь до аэропорта, способного его принять.

В этом плане Ил-96 дает намного больше вариативности. Он способен летать без ограничений по расстоянию от аэропортов, что в реалиях нашей страны иногда имеет решающее значение.

Примечательно, что у большинства подобных авиалайнеров состав летного экипажа ограничен командиром и вторым пилотом. У Ил-96 все немного сложней. Кроме указанных лиц в экипаже состоит еще и бортинженер. И даже в самой современной версии Ил-96-400М третий человек является штатной единицей.

Инфографика: vistat.org
Инфографика: vistat.org

Кстати, указанная модификация сейчас начала испытываться. По поводу ее первого полета таблоиды устроили бурное обсуждение. Правда, никто не уточнял, сколько самолетов этой версии уже собрано. Возможно, он существует в единственном экземпляре, и до серийного выпуска еще очень далеко.
Если углубиться в технические особенности, то Ил-96-400М — это не новый продукт, а глобальная модификация Ил-96-300, созданного в 80-х. Несмотря на это, руководство корпорации Ростех уверено в необходимости таких самолетов. Якобы именно они являются залогом для обеспечения технологического суверенитета России.

Итак, что мы имеем? Самолет, чьи лучшие дни остались в 90-х, нуждающийся в частом и продолжительном - до 30% от времени эксплуатации - плановом техобслуживании. При этом неплохой самолет, который можно было бы доработать, и который дорабатывают.

Очевидно, что высокая цена эксплуатации убила возможность эффективно использовать детище российского авиапрома. Впрочем, в текущей ситуации, когда боинг или аэробус вам просто не дадут, новый ИЛ-96-400 может сказать свое веское слово.

Инфографика: vistat.org
Инфографика: vistat.org

Но наведу все же крамолу: есть моменты, которые мне не нравятся, это касается и прошлого, и новых контрактов...

Ладно авиация... с космосом все еще печальней...


На этом разрешите прерваться:
полная версия статьи с интерактивной инфографикой здесь

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, у нас еще много интересного!