Пророк Мухаммад сказал: «Если кто притеснил (обидел) другого, то пусть непременно попросит прощения [не откладывая в долгий ящик]. Там [на площади Суда пред Богом] не будет динаров и дирхамов [то есть человек придет туда без каких-либо земных сбережений и накоплений]. [Поспеши попросить прощения или компенсировать нанесенный ущерб] до того, как заберут из благодеяний в качестве компенсации. Если благодеяний не окажется [либо они завершатся раньше из-за расплаты с другими притесненными и обиженными], будут забраны грехи у обиженного и сброшены на обидчика» (Сахих аль-бухари (хадис № 6534)).
Пророк Мухаммад сказал: «Верующие спасутся от Ада. И окажутся во [временном] заточении в [особом месте под названием] кантара, [находящемся] между Раем и Адом. Притеснения (обиды), нанесенные друг другу в земной обители, будут [в этом особом месте] компенсированы. До момента, пока не станут воспитанными (исправленными) и очищенными.
«[Войдя в Рай, люди оставят позади злобу и все отрицательные человеческие качества.] И вытащим (удалим, устраним) Мы из их [людей и джиннов] нутра злобу (ненависть) [и все плохое, ведь в мирском все они были носителями как положительного, так и отрицательного, в этом и заключалась одна из главных составляющих экзамена — что возьмет верх, возобладает, станет ведущей силой]» (см. Св. Коран, 7:43).
«И Мы [говорит Господь миров] удалили из их сердец злобу (ненависть) [которые временами охватывали любого человека в качестве испытания: сможет управлять он ими или нет. Обитатели Рая по духу и отношению как] братья, восседают, обращенные друг к другу лицом [что говорит в том числе и об отсутствии неуважения, неприязни, разногласия, вражды, споров]» (Св. Коран, 15:47).
Лишь после этого позволено будет им войти в Рай. Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа! [Клянусь Богом!] Некоторые из них, поистине, найдут свою обитель в Раю легче, чем находили свое жилище [свой дом] в земной жизни. [Необычайно легко и быстро сориентируются на бескрайних просторах Рая]» (Сахих аль-бухари, хадис № 6535).
Почему я назвал эту тему «не извиняться», хотя хадисы говорят о необходимости извинения и исправления?
Дело в том, что в реальности люди верующие часто даже если и извинятся перед человеком, которого оскорбляли и поносили, например, через соцсети и Интернет, они не перестанут этого делать, а продолжат. Не в адрес данного человека, так в адрес другого. Извинения придают им ощущение набожности (мол, извинился же ради Аллаха), но не меняют их стиль общения и поведения. Они все так же продолжат словами и делами, пусть даже незначительно, причинять вред (зульм) другим.
Оба хадиса четко и категорично говорят о том, что причинять словами или поведением, делами ущерб другому – недопустимо и греховно. Компенсировать это следует, пока жив, иначе расплатишься адским наказанием либо снижением своего уровня в райской обители в вечности до более низкого и менее «комфортного».