Найти в Дзене
Гербы, флаги, знамена

Велосипеды 80-х. Ребята с нашего двора...

Оглавление
В Советском Союзе выпускалось множество моделей велосипедов. Если автомобиль всё же оставался предметом роскоши, то велосипед могла себе позволить даже семья со средним достатком. В этой небольшой статье хочу вспомнить велосипеды, на которых я и мои десяти-двенадцатилетние ровесники гоняли во дворах. Конечно, было множество других великов. У взрослых можно было встретить и дорогие харьковские модели, и выпендрёжные прибалтийские. Но велоассортимент моих дворовых друзей все же был примерно устоявшимся.

"Уралец"

Велосипед "Уралец" и шильдик Атигского машиностроительного завода
Велосипед "Уралец" и шильдик Атигского машиностроительного завода

Один из наиболее простых и надежных велосипедов. Некоторые мальчишки во дворе, которые из-за малости роста не могли полноправно усесться на "Уральце", исхитрялись ездить стоя с одной стороны от рамы, при этом одну ногу пропустив под рамой. Некоторые родители не спешили тратиться на детские велосипеды, считая - пусть учится так, а позже ноги отрастут, и будет ездить как положено. Назывался такой экзотический способ езды - "под рамку".

На шильдике "Уральца" изображался крылатый конь и аббревиатура "АМЗ" - Атигский машиностроительный завод. Первоначально велосипеды на Среднем Урале выпускали в Свердловске, но затем в связи с перепрофилированием предприятия велосипедное производство перевели в посёлок Атиг Свердловской области, в лучшие годы завод собирал 1500 велосипедов в сутки (!). Крылатый конь, видимо, намекал на знаменитых уральских мастеров, крылатых коней любил изображать на своих работах легендарный златоустовский художник-гравер Иван Бушуев, поэтому такой конь стал гербом уральского города Златоуста. Кстати, в 2007 году крылатый конь появился и на гербе Атига, теперь уже как память о почившем в бозе Атигском заводе...

Крылатый конь Ивана Бушуева - гравюра на холодном оружии.  Справа - герб поселка Атиг.
Крылатый конь Ивана Бушуева - гравюра на холодном оружии. Справа - герб поселка Атиг.

"Школьник"

Еще один представитель "бюджетной" серии - велосипед "Школьник". Велосипед предназначался для школьников 10-11 лет, поэтому применять метод "под рамку" не требовалось. «Школьники» производились с высокой рамой (для мальчиков) и с низкой (для девочек). У нас во дворе такие велосипеды называли "дамскими". Впрочем, никаких санкций к мальчишкам-обладателям "дамских" велосипедов не предъявлялось.

Велосипед "Школьник" с "девчачьей" рамой и шильдик Горьковского автомобильного завода
Велосипед "Школьник" с "девчачьей" рамой и шильдик Горьковского автомобильного завода

"Школьники" делал Горьковский автомобильный завод, соответственно и логотип на велосипеде был почти как на "Волгах" и "Чайках" - олень на красном поле.

"Кама"

Ничего плохого не могу сказать об "Уральце" и "Школьнике", но велосипед "Кама" был на порядок престижнее. Больше хрома, больше наклеек (декалей), фара и генератор в комплекте, мягкое сиденье (просто кресло по сравнению с жёсткой седушкой "Школьника"), катафотки по паре на каждое колесо. Что еще нужно!

Велосипед "Кама" и его шильдик
Велосипед "Кама" и его шильдик

"Каму" выпускал Пермский велосипедный завод. На шильдике изображалась композиция из оленя, ёлочки и речных волн - эмблема Пермского велозавода. Такая же эмблема украшала и пермские "Уралы", но у них она была скучной - просто никелированная штампованная пластинка, а у "Кам" - эмблема была полноцветной. Лакшери же!

"Минск"

Мне в детстве очень хотелось "Каму", но в магазинах "Кам" как назло не было. Но был похожий на "Каму" темно-зеленый агрегат вообще без названия. Его и купили. Не шучу. Ни на корпусе велосипеда, ни в паспорте, не было названия. Только шифр "113-311" и название завода - "ММВЗ". Гораздо позже "дедуктивно-аналитическими" методами я узнал, что велосипед назывался "Минск". Впрочем по всем характеристикам он и был той самой "Камой": тот же размер колёс и шин (406х40 мм), тоже фара с генератором, обилие катафоток, так что моё детское самомнение не пострадало.

Велосипед "Минск" и шильдик Минского завода
Велосипед "Минск" и шильдик Минского завода

"Минск" имел только один очевидный минус по сравнению с "Камой". Если у "Камы" багажник был выполнен из толстостенных трубок и мог выдержать весьма увесистого пассажира, то на "Минске" его делали из тоненьких прутиков. Ничего тяжелее сумки на него размещать было нельзя.

Ах-да. Был еще один минус. На камерах стояли не велосипедные, а автомобильные (с большим диаметром) ниппели. Поначалу никаких неудобств это не вызывало. Велосипед был снабжен качком, который идеально подходил к ниппелю. Но в один прекрасный день меня попросил подбросить до магазина случайный подросток; он сразу показался мне подозрительным... гадёныш доехал со мной до магазина, поблагодарил и быстро ретировался. И только через пару часов я обнаружил, что из бардачка, висевшего за сиденьем пропали все ключи и шланг от качка. Найти такой же не удавалось. Позже отец раздобыл где-то похожий, но он немного не подходил, поэтому каждый раз накачка колеса превращалась в геморрой.

Шильдик "Минска" нёс изображение аиста и аббревиатуры "ММВЗ" - Минский мотоциклетно-велосипедный завод. Аист - распространённая птица в Беларуси. Кстати, одна из моделей ММВЗ даже называлась "Аист".

"Салют"

Вообще этот велосипед считался среди пацанов "премиальным". Некоторые мелкие детали - чрезвычайно удобные болты регулировки сиденья и руля с поворотными пластиковыми рукоятками, отличное мягкое сиденье, множество ярких декалей и хрома были в точности как у "Камы". Но колеса были гораздо больше - шины имели размеры 533 х 37мм, и поэтому смотрелись совсем по-взрослому.

Велосипед "Салют" и лого Йошкар-Олинского завода.
Велосипед "Салют" и лого Йошкар-Олинского завода.

Некоторые "Салюты" выпускались в складной модификации. Производители считали, что сложенные велосипеды будет легко перевозить в электричках, багажниках автомобилей и т.п., но если честно, сложенный "Салют" был немногим меньше несложенного. Поэтому складывали их разве что на зимнее хранение. Минусом был и слабенький "проволочный" багажник.

"Салюты" делали несколько заводов. На фото - велосипед Йошкар-Олинского механического завода. Соответственно и на шильдике изображалась литера "Й" и очень стилизованный крылатый велосипед.

"Левушка"

А все малолетние обитатели нашего двора рассекали исключительно на велосипедах "Лёвушка". Аналогичные модели детских велосипедов с колёсами-дутиками выпускали несколько заводов на территории СССР, названия были разные - "Мишутка", "Бабочка", "Зайка", "Друг". Но наш город, видимо, был исключительной вотчиной "Лёвушек".

Велосипед "Лёвушка"
Велосипед "Лёвушка"

"Лёвушка" комплектовался вспомогательными колёсами, которые крепились на кронштейнах по сторонам заднего колеса и помогали малолетнему байкеру научиться балансировать. При езде они противно шуршали и "чиркали" по асфальту. Зато, когда юный велосипедист осваивал навыки вождения, вспомогательные колёса убирали, а с ними уходили и шарканья по асфальту. Но крутить педали на таких велосипедах (из-за маленьких колёсиков) нужно было энергично. Шины-дутики могли быть чёрного, зелёного и красного цветов. На руле крепился звонок и даже ручной тормоз (он действовал только на переднее колесо).

На переднем крыле красовалась красная "стрелка" а вместо шильдика изображалась мордочка мультяшного львёнка. Никаких ссылок на завод-производитель не было вообще. Возможно "Лёвушек" собирал кто-то из оборонных предприятий, не хотевших "светить" своё название.

  • * * *

Еще на канале - "Мотоциклы и их логотипы в советских фильмах"

Подписка на канал, лайки, комментарии и репосты в социальных сетях повышают рейтинг канала и позволяют ему развиваться. Поэтому, если текст понравился, комментируем и репостим.