Найти в Дзене
Первым делом самолёты

Высоконагруженные узлы авиадвигателей будут работать значительно дольше

Новое покрытие, разрабатываемое в Московском авиационном институте (МАИ), представляет собой значительный прорыв в области защиты узлов трения авиационных двигателей и энергетических установок от преждевременного износа. Кафедра 205 «Технология производства двигателей летательных аппаратов» под руководством профессора Леонида Лесневского и доцента Максима Ляховецкого активно работает над этим проектом, сотрудничая с предприятиями АО «ОДК».

Износостойкость трущихся деталей является одним из ключевых факторов, определяющих срок службы авиационных двигателей. Однако использование жидких смазок, таких как масла, становится затруднительным из-за высоких температур и давления в зоне контакта.

В МАИ
В МАИ

В результате, для защиты таких поверхностей необходимо разрабатывать специальные покрытия, известные как твёрдые смазки, которые сочетают в себе свойства смазки и износостойких материалов одновременно. В настоящее время для защиты трущихся деталей двигателей используются однокомпонентные твёрдые смазки на металлической или полимерной основе.

Однако такие покрытия имеют недостаток – невысокую прочность сцепления с подложкой, что может приводить к выдавливанию смазки из зоны контакта при повышенном давлении. Учёные МАИ решили преодолеть эту проблему и работают над созданием покрытия с более сложным составом и структурой.

Оно представляет собой твёрдую никелевую матрицу, заполненную смазочным материалом – графитом. Такое покрытие обладает лучшим сцеплением с защищаемой поверхностью, отличается хорошей износостойкостью и позволяет снизить коэффициент трения. Это означает, что поверхность детали значительно меньше подвержена износу, что было подтверждено сравнительными испытаниями.

Профессор Леонид Лесневский
Профессор Леонид Лесневский

Профессор Леонид Лесневский отмечает, что для достижения необходимого уровня ресурса и надёжности новых типов двигателей требуется внедрение новых технологий. Разработанное покрытие представляет собой одну из таких инноваций, которая может существенно улучшить работу авиационных двигателей и энергетических установок, продлить их срок службы и снизить затраты на обслуживание.

Команда ученых МАИ продолжает исследования в этой области и стремится к дальнейшему развитию и усовершенствованию данного покрытия. Этот проект не только подтверждает высокий уровень научных исследований, проводимых в Московском авиационном институте, но и подчеркивает его важную роль в развитии авиационной промышленности. Надеемся, что результаты этой работы приведут к созданию более эффективных и надежных авиационных двигателей, что в свою очередь способствует развитию авиации в целом.

Авто
5,66 млн интересуются