Новое покрытие, разрабатываемое в Московском авиационном институте (МАИ), представляет собой значительный прорыв в области защиты узлов трения авиационных двигателей и энергетических установок от преждевременного износа. Кафедра 205 «Технология производства двигателей летательных аппаратов» под руководством профессора Леонида Лесневского и доцента Максима Ляховецкого активно работает над этим проектом, сотрудничая с предприятиями АО «ОДК».
Износостойкость трущихся деталей является одним из ключевых факторов, определяющих срок службы авиационных двигателей. Однако использование жидких смазок, таких как масла, становится затруднительным из-за высоких температур и давления в зоне контакта.
В результате, для защиты таких поверхностей необходимо разрабатывать специальные покрытия, известные как твёрдые смазки, которые сочетают в себе свойства смазки и износостойких материалов одновременно. В настоящее время для защиты трущихся деталей двигателей используются однокомпонентные твёрдые смазки на металлической или полимерной основе.
Однако такие покрытия имеют недостаток – невысокую прочность сцепления с подложкой, что может приводить к выдавливанию смазки из зоны контакта при повышенном давлении. Учёные МАИ решили преодолеть эту проблему и работают над созданием покрытия с более сложным составом и структурой.
Оно представляет собой твёрдую никелевую матрицу, заполненную смазочным материалом – графитом. Такое покрытие обладает лучшим сцеплением с защищаемой поверхностью, отличается хорошей износостойкостью и позволяет снизить коэффициент трения. Это означает, что поверхность детали значительно меньше подвержена износу, что было подтверждено сравнительными испытаниями.
Профессор Леонид Лесневский отмечает, что для достижения необходимого уровня ресурса и надёжности новых типов двигателей требуется внедрение новых технологий. Разработанное покрытие представляет собой одну из таких инноваций, которая может существенно улучшить работу авиационных двигателей и энергетических установок, продлить их срок службы и снизить затраты на обслуживание.
Команда ученых МАИ продолжает исследования в этой области и стремится к дальнейшему развитию и усовершенствованию данного покрытия. Этот проект не только подтверждает высокий уровень научных исследований, проводимых в Московском авиационном институте, но и подчеркивает его важную роль в развитии авиационной промышленности. Надеемся, что результаты этой работы приведут к созданию более эффективных и надежных авиационных двигателей, что в свою очередь способствует развитию авиации в целом.