Найти в Дзене

Рейтинг популярности автомобилей Lada по моделям за всю историю завода

В статье использованы фотографии автора
В статье использованы фотографии автора

Юбилейный 30-миллионный автомобиль АвтоВАЗ выпустил еще в сентябре 2020 года. А это значит, что совсем скоро настанет очередь следующей вехи – выпуск тридцать первого миллиона машин. Число внушительное даже по меркам мирового автопрома. Но из чего же оно состоит?

С точки зрения сегодняшнего дня кажущееся многообразие старых моделей АвтоВАЗ выглядит даже несколько забавно – мы ведь прекрасно знаем, что одна модель образовалась из другой, и так далее. Но все же, почему снова не вспомнить всех главных представителей продукции АвтоВАЗ? Чтобы было интереснее (и познавательнее), я решил не делать банальный список по хронологии, а расставить все модели в рейтинге по количеству выпущенных экземпляров. Так мы узнаем, какие машины были «самыми народными» и внесли наибольший вклад в тот самый 31 миллион.

Итак, 25 самых популярных моделей Лады исходя из объемов производства. Привожу самую актуальную статистику (на ноябрь 2023 года) с учетом своих многолетних исследований производства АвтоВАЗ. Фотографии машин сделаны мной на различных выставках.

-2

Что ни говори, а начать придется все равно с «копейки» – это оригинальный ВАЗ-2101 образца 1970 года, с которого и стартовала история завода. До 1983 года выпущено 2 млн 703 тысячи машин. Почему именно эту машину нужно считать самой массовой за всю историю завода, я напишу чуть ниже

-3

Обновленные ВАЗ-21011 (1974-1983) и 21013 (1977-1988) отличались от «копейки» довольно заметно – как снаружи, так и внутри. Модель 21011 – еще и более мощным двигателем объемом 1,3 литра. Так как отличия 21011/21013 от обычной 2101 были существенны, АвтоВАЗ считал статистику выпуска этих моделей отдельно. В общей сложности изготовлено 2 млн 144 тысячи улучшенных седанов 011 и 013

-4

Ну а если просуммировать производство всех модификаций «единички» (включая 21011 и 21013), то получится огромное число 4 млн 845 тысяч машин! Ни одна машина любых других автозаводов СССР и России не достигала таких показателей. И это заслуженное ПЕРВОЕ место рейтинга!

-5

Седан ВАЗ-2106 выпускался ровно тридцать лет (до 2006-ого) и его общий итог производства тоже впечатляет: 4 млн 392 тысячи штук. В последние пять лет местом сборки был Ижевск, что привело к очередному упрощению хромированного декора и снижению качества сборки. Но на просторах СНГ эту машину любят до сих пор – и у нее ВТОРОЕ место.

-6

ВАЗ-2107 тоже успел стать настоящей классикой еще при жизни, проведя на конвейере те же три десятилетия, что и «шестерка». Помимо Тольятти эту машину собирали в Сызрани, Ижевске и чеченском Аргуне, а также на четырех заводах Украины и в Египте. Объем производства – 3 млн 123 тысячи экземпляров. Почетное ТРЕТЬЕ место!

-7

На ЧЕТВЕРТОМ месте – автомобиль, который вообще не нуждается в представлении. Более того, он выпускается до сих пор! К тому же в девяностые и двухтысячные годы именно ВАЗ-2121 помогал поддерживать экспорт в другие страны. По состоянию на ноябрь 2023 года в одном лишь стандартном трехдверном исполнении выпущено уже 2,34 миллиона машин.

-8

Восьмидесятые годы АвтоВАЗ открыл моделью 2105, которая формально пришла на смену простейшей «копейке». Помимо Тольятти эту машину собирали в Украине. Угадайте, сколько лет производилась модель? Правильно, тоже тридцать! И ее тиража в 2 млн 91 тысяч выпущенных экземпляров хватает для ПЯТОГО места абсолютного рейтинга моделей Lada.

-9

ВАЗ-2109 – это, по сути, уже эпоха девяностых и начала двухтысячных. Несмотря на то, что выпускалась она не так уж и долго (с 1987 по 2004 год), превзойти в популярности «девятку» до сих пор не может никакая другая переднеприводная Lada. Помимо Тольятти, Сызрани и трех заводов Украины ее собирал финский Valmet. Общий выпуск – 1 млн 623 тысяч машин. И это ШЕСТОЕ место.

-10

ВАЗ-2103 появился в 1973 году как самая престижная на тот момент модель завода. Сегодня многие считают именно эту машину из Тольятти самой стильной за всю историю – но выпускали ее лишь неполных 11 лет. Эта модель первой покинула конвейер, а тираж производства (1 млн 305 тысяч) оказался не очень большим, но до сих пор позволяет удерживать СЕДЬМОЕ место в абсолютном рейтинге популярности Лады.

-11

Это кажется удивительным, но как раз сейчас, осенью 2023-го, Лада Гранта (она же ВАЗ-2190) отмечает уже двенадцатый день рождения. Ведь она появилась осенью 2011 года. К сожалению, АвтоВАЗ сейчас не дает раскладку выпуска по отдельным кузовам (а это седан, хэтчбек, лифтбек и универсал), так что все модификации посчитаны вместе. Итог на ноябрь 2023 года – уже 1 млн 287 тысяч машин. И это уже ВОСЬМОЕ место в рейтинге!

-12

ВАЗ-2104 – первый универсал в сегодняшнем рейтинге. Мало кто из заядлых дачников (особенно старшего поколения) хотя бы раз в жизни не покупал эту машину. Еще бы, ведь она продержалась на конвейере 28 лет! За это время в общей сложности «четверку» собирали целых семь предприятий на территории России и Украины. Объем выпуска – 1 млн 142 тысяч. И это ДЕВЯТОЕ место.

-13

ВАЗ-21099 – еще одна «Самара», которая стала народной на рубеже веков, появившись в 1991 году. Интересно, что в Тольятти седан сняли с производства довольно быстро – в 2004 году. Но до 2009-ого шла сборка в Казахстане и до 2011-ого – в Украине. За счет этих стран удалось превзойти миллионный рубеж – сделано 1 млн 40 тысяч машин. ДЕСЯТОЕ место!

-14

Также отметку в миллион экземпляров превзошел и ВАЗ-2110. Хотя «десятка» должна была заменить устаревшую 21099, по воле судьбы большую часть жизни эти модели провели на конвейере вместе. У обеих период выпуска составил 21 год. ВАЗ-2110 был снят с производства в Тольятти в 2007-м, но в Украине его собирали еще семь лет. Итог – 1 млн 35 тысяч и 11 место. Если прибавить к этому числу хэтчбеки и универсалы, модель могла бы вернуться в десятку самых популярных ВАЗов, но здесь посчитан только седан.

-15

А вот Лада Приора в «горячую десятку» не попадает в любом случае. Во эпоху ее производства (2007-2018) АвтоВАЗ уже столкнулся с огромной конкуренцией от бюджетных иномарок – выпускать машины долго и в больших объемах стало уже почти невозможно. Результат – только 945 тысяч машин и 12 место. Причем здесь я посчитал суммарно и седан 2170, и универсал 2171, и хэтчбек 2172.

-16

Двенадцатое место – ВАЗ-2114, который стал самым популярным в семействе «Самара-2». Ну еще бы, этот хэтчбек – прямой наследник «девятки». За пределами России машины не выпускали, зато в Тольятти на ее основе довольно массово делали и 16-клапанные «спорткары» от Супер-Авто, и фургоны ВИС. Выпуск – 923 тысячи за относительно недолгие 12 лет, с 2001 по 2013-й. В общем рейтинге это 13 место.

-17

Родоначальница серии, трехдверная ВАЗ-2108, сегодня оказалась лишь на 14 месте. Но сейчас можно с уверенностью сказать: если бы переднеприводная линейка не успела встать на конвейер до развала страны, Лада могла бы повторить печальную участь Волги. Сама «восьмерка», даже несмотря на непрактичный кузов, смогла найти 885 тысяч покупателей с 1985 по 2003 год.

-18

Так как бывшая Chevrolet Niva, она же ВАЗ-2123 и теперь Lada Niva Travel, недавно вернулась из концерна GM в «родную гавань», сегодня ее тоже можно смело включать в рейтинг. Причем машина до сих пор является популярной – с 2002 года выпущено уже свыше 850 тысяч внедорожников! И это 15 место.

-19

Далее - 16 место. Лада Калина первого поколения – машина, над которой смеялись все. По иронии судьбы, это была первая модель завода с действительно нормальной эргономикой для водителя. Первые машины (седан именовался ВАЗ-1118) имели серьезные проблемы с качеством сборки, и даже появление универсала (1117) и хэтчбека (1119) не позволило сильно исправить имидж – с 2004 по 2013 год изготовлено только 759 тысяч машин

-20

Удивительно, но у ВАЗ-2115 – всего лишь 17 место! Казалось бы, эта модель должна быть намного популярнее, но в последние годы выпуска седан почти ушел в тень более практичной пятидверки ВАЗ-2114. Тем не менее, именно на «пятнашке» в Тольятти учились делать рестайлинги. С 1997 по 2000 год машину собирали на опытно-промышленном производстве, а затем уже на конвейере до 2012-ого. Итого изготовлено 753 тысячи, включая сборку на Украине.

-21

18 место. Сегодня в двадцатку сильнейших уверенно запрыгнула уже и Лада Веста, которую мы по привычке все еще называем новой моделью. А между тем, с осени 2015-го по ноябрь 2023 года было выпущено уже около 700 тысячи машин! Почти все они, кстати – ижевской сборки. Ведь в Тольятти модель выпускают всего полгода. Сейчас машина уверенно догоняет по объемам производства Калину и «пятнашку».

-22

Вы пролистали две трети списка и до сих пор не нашли в нем симпатичную «двоечку»? ВАЗ-2102, к сожалению, откатывается все дальше и сегодня занимает лишь только 19 место. Не удивляйтесь – эта модель оказалась самой редкой из всей классики. С 1972 по 1986 год выпущено только 667 тысяч машин. Как мы знаем, большинство из них в девяностые годы досрочно отправились на покой после изнурительной работы в качестве на овощных рынках.

-23

20 место – у «двенашки». Популярность «пацанского» хэтчбека ВАЗ-2112 также переоценена. И здесь ничего удивительного – эта модель выпускалась только восемь лет, да к тому же почти всегда имела улучшенные комплектации и более высокую цену, чем седан ВАЗ-2110. А выпускалась она всего лишь восемь лет! Итог – только 540 тысяч машин

-24

21 место - у Lada Largus. Главный универсал наших дней выпускался в Тольятти десять лет, с 2012 по 2022 год, имея очень стабильный спрос. Но иначе как Ладой-«полукровкой» эту машину не назовешь. Хотя моторы здесь уже давно ВАЗовские, да и рестайлинг ему провели оригинальный. На весну 2022-ого было выпущено 535 тысяч машин, включая грузовые фургоны. В следующем году сборку должны возобновить, так что модель вернется в двадцатку сильнейших.

-25

А вот универсал ВАЗ-2111 выпал из ТОП-20 уже окончательно. Появился он в уже далеком 1999 году, а с 2008 года производство «одиннадцатой» по полному циклу перенесли из Тольятти на украинский завод Богдан (в 2011-2014 годах в России даже можно было купить Богдан-2111 украинской сборки). АвтоВАЗ дает лишь статистику производства собственных машин – а это скромные 296 тысяч и 22 место.

-26

23 место сейчас занимает Лада Калина второго поколения. Войти в одну реку дважды АвтоВАЗу не удалось – машина, по сути, провалилась на рынке. Но и выпускали ее чуть больше пяти лет. С апреля 2013-ого по август 2018 года изготовили только 196 тысяч машин в кузовах хэтчбек и универсал. Как и Калина первого поколения, за пределами Тольятти эта машина не выпускалась.

-27

Интересно, что непопулярную вторую Калину так и не смог обойти X-Ray – у него 24 место. С декабря 2016-го по 2022 год было выпущено всего 176 тысяч машин, а потом сборку по всем известным причинам прекратили. Основное место производства – Тольятти, хотя есть информация, что небольшое количество машин собрали «отверткой» на СП в Казахстане.

-28

25 место – ВАЗ-2131. Хотя в Тольятти не любят выделять пятидверную машину как отдельную модель и постоянно путаются со статистикой ее выпуска, известно, что с 2020 по 2022 год на главном конвейере изготовлено чуть больше 110 тысяч машин (по некоторым данным, еще около 100 тысяч собрали в девяностые годы на ОПП). Эта модель тоже пала жертвой санкций прошлой весной, и из-за низкого спроса ее выпуск так и не возобновился.

-29

Место начиная с 26 и далее занимают машины-неудачницы, которые даже не смогли преодолеть отметку в 100 тысяч экземпляров. Среди них – трехдверный ВАЗ-2113. Рестайлинговый вариант «восьмерки» оказался провальным – собрано лишь 72 тысячи машин. Хотя период выпуска был не так уж и мал (с 2004 по 2013 год). Заострять внимание на совсем уж «сырых» машина типа ВАЗ-2120 «Надежда» (выпущено около 8 тысяч) я сегодня не буду. А чтобы закончить на позитивной ноте, предлагаю вспомнить, что сам АвтоВАЗ с 1987 по 1995 год выпустил еще 9 тысяч ранних машин ОКА. Общий тираж этой микролитражки на заводах КамАЗ и СеАЗ, кстати, превысил полмиллиона штук!

-30

P.S.: Мои книги по истории BMW и Mercedes-Benz в продаже на Ozon и Wildberries:

wildberries.ru
-31

Авто
5,66 млн интересуются