Задача любого бизнеса — работать эффективнее и заработать больше. Любое улучшение процессов, как правило, направлено на её решение. В том числе и цифровизация.
В статье рассказываем, почему развитие компании сегодня практически невозможно без цифры и почему логистика — это тёмная лошадка в мире диджитал.
Как это работает?
Предположим, Пётр занимается однотипными расчётами и задачами. Он вынужден не только удерживать в голове много данных, но и учитывать риски, меняющиеся условия (например, сезонность) и более-менее прогнозировать результат. А если принятие решений включает целую цепочку людей — Петра, Василия, Николая и так далее? Тогда вероятность ошибки в разы выше.
И тут на помощь приходят IT-сервисы, которые:
- снимают с сотрудников рутинные задачи и помогают избежать ошибок из-за человеческого фактора, оперируя понятными и точными цифрами;
- делают рабочие процессы компании понятными и прозрачными для клиентов;
- прогнозируют будущее и позволяют точно планировать события — расходы уменьшаются, а доходы увеличиваются.
Бизнесу хорошо, сотрудникам сэкономили время и силы — затраты на разработку окупаются с лихвой.
Как такси изменило ж/д перевозки?
Транспортная отрасль начала меняться в сторону цифровизации, когда на рынок ворвался Uber. Этот продукт оказался настолько удобным, что повлиял и на грузоперевозки — компаниям захотелось иметь комфортный и понятный сервис для решения своих задач.
Логистика — это очень сложные и дорогие технологические процессы. Гибкой эту сферу не назовёшь — слишком многое надо учитывать, чтобы внедрить какие бы то ни было новшества. Но всё понемногу менялось — пришло время для прорывных IT-решений и в грузоперевозках!
С помощью цифры ж/д операторы решают насущные проблемы:
- оптимально располагают парк вагонов по всей России и за рубежом, чтобы каждому клиенту было, на чём возить свой груз;
- оперативно берут в аренду дополнительные вагоны в любой точке страны;
- составляют маршруты так, чтобы не было накладок и поезда не ходили без грузов;
- вовремя отправляют вагоны в ремонт;
- формируют цены на свои услуги в зависимости от спроса;
- быстро реагируют на запросы клиентов, предлагают лучшие решения их задач.
То, что пару лет назад нужно было планировать за несколько недель, сейчас легко решить за пару минут в личном кабинете клиента.
А сколько ещё впереди! Грузоперевозчики активно создают цифровые сервисы, и когда они сложатся в лаконичные экосистемы, ими будут в равной степени пользоваться и компания, и клиенты, и подрядчики.
Как 300 айтишников изменили ПГК
На самом деле IT-специалистов в ПГК больше 300!
В ПГК пришли к цифровизации эволюционным путём — увидели в ней логичный путь своего развития. Изначально возникла потребность в нескольких продуктах:
- системе помощи диспетчеру, чтобы он мог быстро находить свободные вагоны в нужном месте;
- алгоритме, который считывал бы нашу выгоду от заказа и показывал лучшие решения по новым контрактам, грузам и направлениям перевозок;
- сервисе, который быстро обрабатывает запросы клиента.
Были и другие задачи, которые хотелось решить с помощью цифры.
Главные проблемы в ж/д логистике — это простой вагонов и их порожний пробег. Самое худшее, когда пустой вагон едет туда, где уже есть вагоны без груза, — так компании тратят время и деньги на организацию перевозки, которая не состоится. Такие ситуации случаются из-за человеческого фактора — чтобы его минимизировать, мы в ПГК решили внедрить цифровизацию.
Мы начали думать, как привлечь в компанию IT-специалистов и спланировать их работу — такого опыта в 2021 году у нас ещё не было. Были мысли, что в идеале наши продукты должны как-то взаимодействовать друг с другом и сложиться в некую экосистему, но как такое реализовать?
В итоге мы все просчитали — выделили бюджет, наняли 300 айтишников и начали разработку. С тех пор жизнь уже никогда не была прежней.
При помощи каких продуктов мы достигли этого? Об этом ниже.
Продукты для внутреннего использования
«Личный кабинет клиента»
Первой ласточкой стал ЛКК. Этот сервис — главный канал коммуникации с заказчиками. Он позволил выстроить с ними открытые и доверительные отношения.
В ЛКК можно посмотреть всю информацию — массу груза, откуда и куда он едет, где он сейчас. В любой момент можно добавить и убрать вагоны, если произошли изменения. Теперь, лучше понимая потребности клиента, мы можем оперативнее реагировать на его запросы и быстро подстраиваться под них.
«Оптимизатор»
Заказ и комментарий от клиента получили — теперь нужно правильно расставить парк. В этом нам помогает «Оптимизатор» — он решает транспортные задачи, учитывая восемь тысяч станций погрузки и около ста тысяч вагонов. По результатам его вычислений мы задаём лучшие направления для перевозок.
«Навигатор»
Груз уже в вагонах — теперь он должен максимально быстро добраться из точки А в точку Б. Система помощи диспетчерам «Навигатор» анализирует ситуацию на путях и подсказывает, какие вагоны ПГК и по какому маршруту лучше направить.
«Прогнозатор»
Груз доставлен. Но разовой поставкой отношения с заказчиком не исчерпываются. Чтобы вести клиента эффективно, мы разработали инструмент, который строит прогноз потребностей клиентов на 15 месяцев вперёд.
«Прогнозатор» помогает нам расставить парк с прицелом на будущее — чтобы груз нигде не простаивал.
«Цифровой вагон»
Вагоны не вечны. И их ремонт лучше планировать заранее. Для этого у нас есть «Цифровой вагон» — сервис, который анализирует статистику по износу.
Продукты для внешнего использования
«Беру вагон»
Помощь никогда не бывает лишней — случается, что нам неудобно ставить свой парк на каком-то участке пути. Тут не обойтись без операторов-партнёров, которые готовы подхватить перевозку. Узнают они обо всём заранее — из сервиса «Беру вагон».
В результате все остаются в плюсе: мы, клиент, чей груз доставлен, и оператор, который получил перевозку от ПГК.
Перспективы IT в логистике
За последние три года ПГК реализовала более 150 цифровых проектов и разработала шесть собственных продуктов — для себя, клиентов и подрядчиков. Нам удалось внедрить сервисы, чтобы все они решали главную задачу — повысить эффективность перевозок. Но, конечно, ещё многое предстоит сделать.
Мы рады, что вложились в их разработку, — расходы окупились, держать связь с клиентами стало намного проще. Сервисы также помогли нам отстроиться от конкурентов.
В дальнейшем думаем развивать 3PL-сервис. У нас уже есть успешный кейс по доставке грузов в другую страну — рассказывали об этом в статье «Логистика на аутсорсе: как мы помогли клиенту доставить груз в Турцию».
Чтобы реализовать все задумки, нам нужны вы — откликайтесь на вакансии в ПГК и ведите индустрию за собой!
Читайте другие наши статьи: