Урок 6: Какой холст выбрать для будущей картины

150 прочитали

Если вы впервые решили попробовать написать картину в технике многослойной живописи или в любой другой технике, вам потребуется подобрать для своей работы наиболее подходящий холст.

В старые времена художники для живописи использовали дерево твердых пород, таких как например кипарис, кедр, лиственница или другие. Главное что бы дерево обладало высокой прочностью и не давало трещин.

Позднее основой для живописи стала использоваться ткань. Во многом это было связано с переходом от темперной живописи к масляной. Но главное, холст был более удобным для хранения и транспортировки.

Раньше, каждый художник сам себе готовил холст для будущей картины: натягивал, пропитывал, грунтовал. Многие профессиональные художники и сейчас готовят холст для своих картин. Но сейчас еще есть возможность в любом магазине для художников можно купить загрунтованный холст, уже готовый для работы. Давайте разберемся какие бывают холсты, чем они отличаются и какой выбрать для своей будущей картины.

Основание для холста

Холст на подрамнике

Подрамник представляет собой конструкцию чаще из деревянных реек, на которую натягивается полотно. На подрамнике красочный слой сохнет быстрее и равномернее. Подрамники бывают глухие и модульные.

У модульного подрамника рейки соединяются по принципу «шип-паз», в комплекте идут небольшие клинья. Если холст провиснет, то натянуть его можно, забив клинья в специальные пазы.

У глухого подрамника рейки соединены между собой клеем или железными скобами. Отрегулировать натяжение холста при провисании нельзя.

Холст на картоне

Холст на МДФ. МДФ – это древесноволокнистая плита средней плотности, прочный и долговечный материал, хорошо подходящий для пастозной живописи и декоративных техник. Состав холста – 100% хлопок.

Холст на ДВП (оргалит)

ДВП (оргалит) – это прочный, жесткий материал-основа. Грунтованная ДВП подходит для работы масляными, темперными или акриловыми красками. ДВП с натянутым загрунтованным холстом позволяет писать в техниках, привычных для живописи на холсте, и при этом является более прочной и долговечной основой. Холст на ДВП устойчив к перепадам температуры и влажности воздуха

Материал холста

Холст из Льна

Самый популярный и прочный материал. Уникальные свойства льняного волокна позволяют делать из него ткань совершенно разной зернистости, от очень тонкой и сглаженной фактуры до грубой, крупнозернистой. Льняной холст очень устойчив к механическим повреждениям – его волокна длиннее и прочнее, чем например, у хлопка. За счет этого он мало склонен к провисанию. Минусом использования льна для некоторых художников может стать рельефная фактура льняной ткани. И льняные холсты самые дорогие

Холст из Хлопка

Материал с более гладкой и мелкой фактурой. Хлопок не очень эластичен и менее устойчив к деформации, чем лен. Поэтому для живописи следует выбирать качественные плотные хлопчатобумажные холсты. Хлопковые холсты не выдерживают влажность и перепады температур – они начинают провисать. Преимуществами этого холста для живописных целей можно назвать ровную слабовыраженную фактуру и низкую стоимость.

Холст из смесовой ткани (лен + хлопок)

Смесь льна и хлопка сочетает в себе свойства двух этих материалов. Такая ткань имеет гладкую фактуру, как хлопок, но благодаря добавке льна она более прочная. Однако наличие хлопковых волокон делает ее гигроскопичной, поэтому она не подходит для условий с повышенной влажностью и перепадами температур. Преимуществом холстов из смеси льна и хлопка является наличие свойств льняного холста при невысокой стоимости.

Синтетический холст

Это искусственный материал, преимуществом которого является цена. Плюсом синтетики является устойчивость к гниению. Синтетика хоть и близка по фактуре к натуральному холсту, но все же не передает её в точности. Синтетический холст более гладкий и равномерный. Его нити идентично ровные. Среди художников синтетические холсты не очень популярны и чаще всего используются для печати фотоизображений в стиле живописи.

Полусинтетический холст

Как правило хлопок+синтетика или лен+синтетика. Холст отличает высокая устойчивость к изменению влажности и температурного режима.
Существенным минусом является высокая способность материала впитывать влагу. Холст, состоящий из хлопковых и синтетических нитей, отличается идеальной ровной и гладкой поверхностью, практически без фактурной зернистости.

Зернистость и плотность холста

Кроме того при выборе холста нужно учесть, что они разделяются еще по зернистости и плотности:

Мелкозернистый холст (200-300 гр/м2)

Прекрасный выбор для гладкой тонкослойной живописи, на нем удобно прописывать детали.

Среднезернистый холст (300-400 гр/м2)

Среднезернистый холст от того и «средний» - он оптимален для работ средних форматов.

Крупнозернистый холст (500-600 гр/м2)
Удобнее создавать на нем работы в технике пастозная живопись, не деформируется от нагрузки. Хороший вариант для картин больших форматов.

Структура холста

Репинский холст (переплетение рогожкой 4 на 4 нити)
Производится из пряжи длинного волокна. Это прочное полотно с ярко выраженной рельефной фактурой.

Театральный холст (редкое переплетение)
Отличается от репинского тем, что изготавливается из очёса и короткого волокна, и в ходе производства обрабатывается кислотой. Хороший выбор для масляных и акриловых красок.

Этюдный холст
Его поверхность подходит для любой техники рисования (от живописи маслом до аэрографии), поскольку он имеет оптимальную плотность и особую фактуру. Хлопковый, покрыт эмульсионным грунтом

Живописный холст
Хорошо сочетается с маслом, а вот от использования с ним темперы или акрила следует воздержаться – полотно пропускает воду, которой эти краски разбавляются. Делается из 100% льна. Менее подвержен растяжению и провисанию даже под несколькими слоями нанесенной краски.

Если вы впервые решили попробовать написать картину в технике многослойной живописи или в любой другой технике, вам потребуется подобрать для своей работы наиболее подходящий холст.

Выбор холста для многослойной живописи

Теперь, года мы разобрались какие бывают холсты, нам гораздо проще выбрать холст, в зависимости от размера, сюжета будущей картины, а так же техники, которая будет использована для написания картины. Очевидно что для техники многослойной живописи наиболее подойдет мелкозернистый холст для небольшой работы. Для картины побольше, например 90 х120 см и больше возможно лучше использовать среднезернистый холст. Материал холста наиболее подходящий будет хлопковый или из смесовой ткани.

Для учебной работы можно взять холст на картоне или ДВП. Холст на подрамнике, помимо вышеперечисленных преимуществ, еще и придаст будущей картине солидности.

Вот пожалуй и все, что нужно знать начинающему художнику о холстах, если вы хотите использовать для своих картин уже готовые холсты, которые продаются в художественных магазинах.

Желаю вам творческих успехов!

Еще уроки:
Урок 1: Какой цвет грунта выбрать для многослойной живописи
Урок 2: Голландская и Итальянская техники многослойной живописи
Урок 3: Ретушный лак - как применять и где использовать.
Урок 4: Как покрыть картину лаком
Урок 5. Правило "Толстое поверх тонкого" в технике многослойной живописи
Урок 6: Какой холст выбрать для будущей картины
Урок 7. Разбавители для масляных красок: как и где использовать
Урок 8. Фламандский метод многослойной живописи

Урок 9: Лессировка в многослойной живописи
Урок 10. Итальянский метод многослойной живописи
Урок 11. Темперный подмалевок в многослойной живописи
Урок 12: Как написать портрет
Урок 13: Последовательность работы над картиной
Урок 14: Натюрморт и его преимущества
Урок 15: Как сохнет масло на картине
Урок 16: Как перенести рисунок на холст
Урок 17: Портрет зебры или как и чем нарисовать волосы
Урок 18: Лессировка по ретушному лаку: плюсы и минусы