Найти в Дзене
Полевые цветы

Я о тебе Создателя молю (Часть 10)

- Вот уж не знаю, чему ты ребят научишь, – Степан Михайлович с сомнением покачивал головою, глядя, как по утрам Любаша собирается в школу. – Учительница… а сама неслухменная родителям. Такую-то и ученики, небось, не слушают.

-Слушают, батянечка, – Люба на секунду прижималась к отцу. – Они у меня славные.

Себе самой Любаша казалась строгой и опытной учительницей: уже месяц работала она в поселковой земской школе. По-учительски собирала волосы на затылке, надевала тёмную юбку и светлую блузку, – летом они с тётушкой Пелагеей Михайловной нашили много разных красивых блузок, и теперь Любе очень нравилось, с каким интересом, внимательно, девчушечки в классе рассматривают её причёску и блузки.

Хоть и старалась быть строгой, но так хотелось обнять, по головке погладить самого маленького ученика Никитку Дрёмова или Катюшу Ермолину, – у девчушки пока не получалось складывать буквы в слоги и слова, и она очень переживала из-за этого. А Любаше и уходить не хотелось из школы: так бы и учила ребят до самого вечера. Учила она их не только читать и писать, складывать и вычитать числа. Любовь Степановна рассказывала своим девчонкам и мальчишкам, почему солнышко ранним утром встаёт над речкой, а вечером садится за терриконом в степи, про далёкие и тёплые страны рассказывала, куда на зиму улетели ласточки и журавли.

Школьные уроки были для Любы отрадой… И всё равно она думала о Сергее, вспоминала голос его, озорные и ласковые глаза, вспоминала их встречи… И вдруг среди урока до слёз хотелось, чтобы он прямо сейчас увидел её…

Случалось, просыпалась ночью, замирала в неясной тревоге, вглядывалась в тёмное небо за окном… Может быть, Серёжа сейчас в шахте, на смене. И Любаша горячо молилась, – чтоб поярче светила ему шахтёрская лампа, чтоб обушок полегче был… и чтоб не скопился в лаве гремучий газ…(Лава – шахтёрский термин донбасского происхождения. Так называют подземную очистную горную выработку, где и производится добыча угля. Протяжённость лавы значительная – от нескольких десятков до нескольких сот метров. Один бок лавы образован массивом угля, другой – специально обрушенной породой; гремучий газ – так в старину называли метан, – примечание автора).

…А Серёжка по-мальчишески надеялся… как-то сердцем чувствовал, угадывал: если ладилось дело, либо прошла стороною опасность, – значит, в эту минуту Любаша помолилась о нём…

Фёдор сощурился:

-Так-таки и женишься, – на Глашеньке? Значит, и правда забыл Любаню Свешникову?

В серых Серёжкиных глазах – тоска беспросветными тучами. Слетелись к переносице брови:

- А что мне помнить о ней. Ей батя, десятник Свешников, жениха нашёл. Мужики на «Степновской» рассказывали: купец, мол… Да я и сам видел: важный такой, пиджак на нём дорогой… руки холёные. Вот и… Пусть Любка за него замуж выходит. А здесь, со мною, нечего ей делать. – Хмуро кивнул на свою пропылившуюся косоворотку: – Стирать каждый день?

Это Серёга так рассудительно Федьке объяснял… А для самого имя Люба, Любонька – во всём было: в проглядывающей синеве неба, в первом инее на дубовых листьях, даже в пресном и чистом запахе угля. Очень хотелось увидеть её учительницей. Когда случалось проходить мимо здешней школы, – задерживал шаги, и сердце счастливо замирало: представлял Любу с ребятишками.

И тут же одёргивал себя: она уже замуж вышла… И у неё хороший, серьёзный муж.

А сердце не слушалось. И радостно стучало, когда отлетевший острый кусок породы пролетел с сантиметре от виска: значит, Любаша вспомнила его в эту минуту и помолилась о нём…

А ещё хотелось ему, чтоб увидела Любаша, каким он горным мастером стал. Чтоб услышала, как обращаются к нему мужики: Сергей Александрович…

С рукоятчицей Глашенькой встречались каждый день. Сергей хмурил брови: легко было в разговоре с Федькой ляпнуть, – мол, возьму и женюсь на Глаше!.. А ответить на ласковый Глашенькин взгляд не мог, – лишь сдержанно кивал ей. А она как-то встала на пути:

-Рубаху сними, – я постираю.

Серёжка ухмыльнулся, сбил фуражку на затылок:

- А в этой что ж, – неужто не нравлюсь я Вам, Глафира Алексеевна?

Глашенька – не робкого десятка:

- Нравишься. Ты мне в любой рубашке нравишься. Да только чистая – лучше.

-А батя, Алексей Тимофеевич, увидит, что ты мне рубашки стираешь?

Глашенькин отец – строгий и неразговорчивый проходчик Дементьев.

- Что ж: увидит, и увидит.

-Спаси Христос, Глафира Алексеевна. Сами привыкшие. Нынче вечером постираю, в реке выполощу, – чтобы уж в чистой рубахе-то и дальше Вам нравиться.

Осенними вечерами парни и девушки с «Савельевской» собирались на вечёрки. Серёге с Фёдором нечасто выпадали свободные от шахты вечера. Перед маленьким зеркальцем, что висело у окна, Федька долго и серьёзно причёсывался, надевал рубаху, бережёную для таких случаев, новый пиджак, непременно начищал до блеска сапоги. Сергей ложился на кровать, равнодушно отворачивался к стенке. Федька толкал его в плечо:

- Вставай, Серёга! Ну, и здоров ты спать. Поди, бока отлежал. А Глашенька Дементьева уж все глаза проглядела, тебя, дубину, выглядывая. У неё выходной нынче. На подъёме сегодня Аксинья Васильевна работает. – Подавал Серёге рубаху: – Вставай, сказано.

- Не хочу, Федька. Ступай без меня.

Федька присаживался на край постели:

- Не пойду без тебя. А грех на тебе будет, Серёга: меня Анютка ждёт.

- Вот и ступай, коли ждёт. Я-то зачем тебе?

-Так это, Серёга… Парни с того края побить меня собираются, – за Анютку-то. Как я один, без тебя. Вставай, пойдём.

Сергей чертыхался вполголоса, нехотя поднимался, – Федька правду говорит: кое-кто из местных парней, что очень уж усердно чтят обычаи и ретиво следят, чтоб чужаки не вертелись около савельевских девчонок, лишь молча переглядывались, когда рослые и плечистые – оба, как на подбор! – Серёга с Федькой появлялись на гулянках.

На краю улицы, за площадкой, где собиралась молодёжь, – могучий здешний дуб: вдвоём обхватишь ли… Сергей отошёл к дубу, закурил. Смотрел, как отплясывает Федька с Анютой. Не заметил, как подошла Глашенька. А она ломала в пальцах высохший стебель придорожной лебеды:

-Что ж молчишь, Серёженька? Не скажешь никогда: нравлюсь ли я тебе?

Фото из открытого источника Яндекс
Фото из открытого источника Яндекс

Продолжение следует…

Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5

Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 11

Часть 12 Окончание

Навигация по каналу «Полевые цветы»