Найти тему

Урок 3. Устройство парусной яхты. Часть 3. Парусное вооружение. Бегучий такелаж

3 урок по ссылке:

Парусное вооружение яхты - это те паруса, которые используются на яхте. В зависимости от величины яхты, ее парусный гардероб может состоят, как из одного паруса, так и из множества, под разные погодные условия. 

На яхте, типа шлюп, как правило, гардероб состоит из двух основных парусов - это грот и стаксель, и одного-двух дополнительных. Мы будем рассматривать простой пример, где используется один дополнительный парус - спинакер или геннакер. Как вы уже знаете, для постановки спинакера, используется спинакер-гик, а для постановки геннакера - бушприт. 

Грот и стаксель - это основные паруса, а геннакер- дополнительный и ставится он только тогда, когда яхта идет попутным курсом, то есть ветер дует в ту же сторону, куда идет яхта. Об отличии геннакера от спинакера, более подробно, чуть ниже, а о курсах, которыми может ходить яхта будет в одном из следующих уроков. 

Конструкция паруса.

 

У любого паруса есть 3 угла (иногда 4):

-2

Стороны паруса называются шкаторины:

-3

Чтобы поставить парус, нам понадобится рангоут и бегучий такелаж. 

Передняя шкаторина грота, при подъеме заходит в мачту. В мачте, для этого есть прорезь - ликпаз, а в грот вшит трос - ликтрос. Таким образом, вставляя ликтрос в ликпаз, мы поднимаем грот до топа мачты. 

Нижняя шкаторина грота крепится к гику, либо также посредством ликпаза и ликтроса, либо закрепляется только шкотовый угол, а сама шкаторина остается свободной. 

Задняя шкаторина ни к чему не крепится, но чтобы парус не терял своей формы от воздействия ветра, его усиливают латами - пластиковыми или деревянными, тонкими рейками, которые вставляются в парус. 

Все шкаторины, которые ни во что не вставляются, усиливаются вшитым тросиком, который называется булинь.

-4

К бегучему такелажу относятся все веревки, предназначенные для подьема парусов и управления ими. 

Как вы помните из раздела про рангоут, у яхты есть мачта. Она внутри полая, но в ней прорезаны отверстия и вставлены блоки (ролики) в местах, куда будут продеваться фалы. Блоки служат для того, чтобы фал легко ходил внутри мачты. Фал пропускается через блок, наверху мачты вовнутрь, проходит через всю мачту и выходит внизу (за этот конец мы будем тянуть фал, чтобы поднять парус наверх). Второй конец фала остается снаружи, к нему будет привязываться  фаловый угол паруса, перед подъемом (этот конец будет подиматься наверх вместе с привязанным парусом)

У каждого фала есть свой парус и свое название. 

У грота - это грота-фал, у стакселя - стаксель-фал, у геннакера - геннакер-фал / у спинакера - спинакер-фал

Как различить фалы, пока к ним не привязаны паруса? Как видно на картинке, грот находится сзади мачты и поднимается до самого верха, а значит его фал должен выходить около топа мачты и спускаться вниз сзади мачты с сторону кормы;

Стаксель поднимается на 7/8 мачты спереди, значит его фал  будет выходить спереди и спускаться в сторону носа;

Геннакер/спинакер поднимается до топа, спереди, его фал будет спускаться спереди с топа. 

Зачастую, владельцы яхты используют веревки разных цветов, чтобы быстрее находить нужный фал. 

Шкоты  служат для управления парусами и тоже имеют свои названия. Название шкота формируется так же, как и с фалами, но название зависит от того, к чему он крепится. 

Например, у грота, шкот крепится к гику, поэтому называется гика-шкот;

-5

У стакселя два шкота, выходящие на правый и левый борта. Они крепятся, непосредственно к стакселя и называются стаксель-шкоты;

-6

У геннакера и спинакера шкоты называются брасы (здесь другая логика, но вам нужно просто запомнить название)

-7

Еще, элементами бегучего такелажа являются оттяжка гика - снасть, позволяющая настраивать грот на разных курсах, в зависимости от ветра. 

-8

Грота-шкот, его все чаще заменяют на английское название “outhole”, чтобы новички не путали с гика-шкотом. Он крепится к шкотовому углу грота, проходит внутри гика и выходит в его передней части. Служит для регулировки натяжения нижней шкаторины. 

Оттяжка Каннингхема - снасть, которая служит для натяжения передней шкаторины грота. Вверх ее тянет фал, а вниз эта оттяжка. Тоже важный элемент настройки грота.

По настройке парусов и работе с ними будет рассказано в отдельной статье. 

У стакселя никаких дополнительных оттяжек нет, его поднимают фалом и настраивают шкотами. 

Теперь, об отличии геннакера от спинакера:

Спинакер симметричный парус, поэтому позволяет идти с абсолютно попутным ветром, а геннакер ассиметричный, но как ими пользоваться расскажу в следующей статье. Здесь же, про бегучий такелаж обоих парусов. 

Для постановки спинакера используется спинакер-гик, который одной своей стороной прикрепляют к мачте, а другой к одному из брасов, при помощи специальных карабинов,  поднимают до близкого к горизонтальному положения топенантом, и чтобы он не поднимался вверх, снизу идет оттяжка. Таким образом, можно оттяжкой и топенантом изменять высоту спинакер-гика для настройки спинакера. После установки гика, спинакер поднимают фалом. Когда он поднят, настраивают брасами. 

Геннакер поднимается проще и быстрее. Нужно вытащить бушприт при помощи бушприт-лайна (кстати, на некоторых яхтах он прикручен и не убирается), вытянуть галсовый угол геннакера до конца бушприта и поднять геннакер фалом. Когда он поднят, настраивают брасами. 

Спинакер и геннакер - это самые красивые паруса, но их постановку, уборку и несение надо изучать на практике. 

-9

Урок окончен. Следующий урок скоро. 

Полный список всех готовых, со ссылками, и будущих уроков здесь:

Яхты
4360 интересуются