2 урок ищите по ссылке:
Рангоут - слово произошло от голландского «rondhout» - круглое дерево и означает все деревянные, металлические или карбоновые трубы, служащие для постановки и несения парусов. Во времена Петра 1, когда для изготовления кораблей использовался дуб и корабельная сосна, был издан Указ о запрете вырубки этих деревьев, так как для изготовления рангоута, требовались деревья высокие, здоровые и ровные. В наши дни, для парусных яхт, рангоут, в основном, делают из алюминия и углепластика.
Парусные суда различают по типу парусного вооружения. На картинке, далеко, не полный перечень:
Рангоут парусных судов включает в себя огромное количество элементов, но, поскольку, в настоящее время, 90% парусных судов имеет вооружение шлюп (бермудский шлюп), его мы и будем изучать.
Итак, рангоут на современной яхте, с вооружением бермудский шлюп, состоит из:
- Мачты
- Гика
- Краспиц
Выглядит это так:
Мачта крепится к палубе или к днищу яхты, проходя через отверстие в палубе (пяртнерс) и вставляется специальную площадку - степс, верх ее называется топ, а низ - шпор.
Гик крепится к мачте, концом, который называется пятка, другой конец называется нок.
Краспицы крепятся к мачте, справа и слева, их может быть одна или несколько пар (зависит от высоты мачты) и служат для крепления вант. Ванты - это элемент стоячего такелажа, о них речь чуть позже.
Есть еще 2 детали рангоута и служат они для поддержания дополнительных парусов. Это спинакер-гик
и бушприт:
Об этих двух элементах рангоута, более подробно будет в уроке про парусное вооружение, а пока перейдем к такелажу.
Такелаж парусной яхты делится на две группы:
- Стоячий такелаж
- Бегучий такелаж
Стоячий такелаж - это тросы, во-первых, служащие для удержания мачты в вертикальном положении и во-вторых, позволяющие настраивать мачту на разную силу ветра, так как мачта гибкая, ее можно изогнуть, при помощи этих тросов и изменить форму паруса.
Элементы стоячего такелажа :
Ванты - элементы стоячего такелажа, не позволяющий мачте упасть мачте вправо или влево и позволяющий настроить мачту на более мягкие или жесткие ветровые условия, изменив натяжение вант.
Конфигураций вант может быть много, но рассмотрим простой пример с вооружением типа шлюп, с одной парой краспиц на мачте.
Ванты крепятся к палубе, при помощи вантпутенсов или талрепов, что позволяет изменять их натяжение .
Одни ванты крепятся под краспицами к мачте, и идут на палубу с правого и левого бортов- это основные ванты;
Другие крепятся выше краспиц и так же идут на палубу - это будут верхние ванты;
Если мачта выше, то добавляется еще пара краспиц и ромбо-ванты или топ-ванты.
Чем выше мачта, тем больше краспиц на ней будет, а значит и больше вант.
Но высота мачты не безгранична, она ограничивается конструкцией корпуса, и если парусов, установленных на одну мачту не хватит, чтобы двигать яхту вперед из-за ее веса, то устанавливают вторую мачту и так далее.
Максимальное количество мачт на одном паруснике было 7.
Эта шхуна называлась «Тhоmаs W. Lawson» и была самой большой в мире. 120,4 м в длину. Мачты были по 97 см в диаметре и парусов на ней было 4093 м2.
Штаги - это элементы стоячего такелажа, во-первых, не позволяющие мачте упасть вперед или назад, а во-вторых, так же как и ванты, служащие для настройки мачты на разные ветровые условия.
Штагов бывает несколько, но самый простой вариант - это 1 штаг, крепящийся спереди, на топе мачты или ниже (зависит от конфигурации парусного вооружения яхты), одним концом и вторым крепящийся к палубе на носу мачты, при помощи талрепа.
Ахтерштаг - это элемент стоячего такелажа, идущий от самого топа мачты, сзади и на корму, но он, зачастую, является одним из важнейших элементов настройки мачты, поэтому система крепления ахтерштагв не такая, как у вант или штага, но на каждой яхте по своему, поэтому углубляться не буду.
Общая картина рангоута и стоячего такелажа, на небольшой парусной яхте, выглядит так:
Урок окончен 🥂
Следующий урок будет в ближайшее время. Все темы уроков по ссылке: