1990-е годы были тяжким испытанием для отечественной оборонки. В этих реалиях армии порой нечем было платить офицерам, что уж говорить о закупках новой техники.
Но предприятия продолжали работу, в том числе над перспективными разработками. Одной из таких был БТР-90 (ГАЗ-5923).
Машину начали создавать еще в СССР, приняли на вооружение спустя 17 лет после его распада, а еще через три года армия окончательно от него отказалась. В этой статье я расскажу, что представляет собой БТР-90, и чем объяснялся отказ от его поставок в войска.
Истоки
В конце 1980-х годов встал вопрос об увеличении огневой мощи и защищённости бронетранспортеров. На тот момент комплекс вооружения советских БТР состоял из пулеметов: 7,62-мм ПКТ и крупнокалиберного 14,5-мм КПВТ, которых уже было недостаточно, особенно в случае столкновения с современными БМП и танками.
Броня защищала экипаж и десант только от пуль винтовочного калибра, но совершенно не спасала при обстреле из крупнокалиберных пулеметов, отсутствовала и противоминная защита. В результате пехота предпочитала ездить не внутри, а сверху на крыше корпуса – «на броне», чтобы в случае подрыва или обстрела быстро покинуть машину.
Разработкой перспективного БТР традиционно занялось СКБ ГАЗа, идея новой машины принадлежала генеральному конструктору Александру Георгиевичу Масягину. Новинка должна была получить защищенность и огневую мощь БМП, сохранив высокую мобильность колесных БТР. Тема получила название «Росток».
Эскизный проект был подготовлен в 1989 году, а первый опытный образец построили в 1992-м. На публике новая машина впервые появилась в 1994-м на первой и последней выставке «Вооружение. Военная техника. Конверсия», прошедшей в Нижнем Новгороде. Бронетранспортер тогда специально привезли на пару часов, чтобы показать министру обороны Павлу Грачеву. Тогда же и озвучили название – БТР-90, хотя подобный индекс ГАЗ-5923 должен был получить только после принятия на вооружение.
Посмотрим, что за зверь получился у конструкторов СКБ ГАЗа.
Вооружение
В качестве боевого модуля на БТР-90 использовали башню от БМП-2 со все тем же комплексом вооружения: 30-мм пушкой 2А42, пулеметом ПКТ и ПТРК «Конкурс». Для размещения башни корпус пришлось увеличивать по высоте по сравнению с прошлыми машинами. Впоследствии в комплекс вооружения добавили автоматический 30-мм гранатомет АГ-17.
Также существовали модификации БТР-90 с боевыми модулями «Бережок» и «Бахча-У».
В первом случае главным внешним отличием является использование ПТРК «Корнет» с четырьмя ракетами, готовыми к пуску (по две слева и справа на башне) вместо ПТРК «Конкурс», который нужно перезаряжать вручную после каждого пуска. В свою очередь, автоматический гранатомет АГ-17 заменили на более современный АГ-30. Также стоит отметить применение на «Бережке» современной системы управления огнем и тепловизора.
С модулем «Бахча-У» БТР превращался уже практически в колесный танк. Главным калибром модуля являлась и является нарезное 100-мм орудие-пусковая установка 2А70. Оно предназначено для огня осколочно-фугасными боеприпасами и запуска «ПТУР». С основным орудием спарены 2А72 и ПКТ. Причем 30-мм пушка в районе среза ствола соединена со 100-мм орудием, что уменьшает раскачивание при стрельбе.
В такой версии машина активно предлагалась на экспорт, ей интересовались потенциальные заказчики из Кувейта и ОАЭ. В Эмиратах БТР-90 с «Бахчой-У» даже проходил испытания, но до закупок дело не дошло. Модуль, кстати, сейчас серийно производится для установки на БМД-4М.
Компоновка и бронезащита
Новый бронетранспортер сохранил общую компоновку предшественников. Двигатель по-прежнему располагался в корме, поэтому посадка и высадка десанта осуществлялась через боковые люки, расположенные между второй и третьей парами колес, и два люка на крыше десантного отделения.
В башне имелось два люка, через которые свои места занимали командир и наводчик. Свои люки были также у мехвода и старшего стрелка. Находились они, конечно же, в носовой части.
Кстати, о ней. Для усиления защищенности в передней проекции при создании машины отказались смотровых люков в лобовой части. В боевом положении мехвод наблюдает за обстановкой через триплексы, в походном – поднимает сидение и высовывает голову. Для ее защиты можно установить специальный щиток со стеклом.
Детальной информации о толщине брони и уровне защищенности БТР-90 в открытом доступе нет. Известно, что на поздних экземплярах появилось разнесенное бронирование, а сами бронелисты установили под большими углами.
Для снижения урона при подрывах на минах днище было сконструировано V-образным.
Подвижность
Силовая установка от КамАЗа мощностью 260 л.с., которую ставили на БТР-80, для новой более тяжелой машины не подходила. На замену подобрали два варианта (оба дизельные): УТД-29 мощностью 500 л.с (ставится на БМП-3) и турбодизель 2В-06-2М мощностью 510 л.с. (для БМД-3). В итоге остановились на последнем, поскольку на момент разработки предполагалось, что БМП-3 будут строиться большими сериями и завод-изготовитель моторов не справится еще и с поставками для производства бронетранспортеров.
В чем БТР-90 в точно корне отличался от предшественников, так это в трансмиссии. Он получил автоматическую гидромеханическую трансмиссию с гидрообъемным механизмом поворота дифференциального типа.
Что означает эта гора терминов? Сейчас поясню.
Потоки мощности распределялись по бортам: при движении прямо мощность распределялась равномерно, а при повороте колеса на разных бортах крутились с разной скоростью, как бы подтормаживая ту сторону, куда осуществлялся поворот. Также трансмиссия позволяла разворачивать бронетранспортер на месте, как это делают танки (смотрите видео ниже).
Но и это еще не все: поскольку трансмиссия была реверсивной, БТР мог ехать вперед и назад с одинаково высокой скоростью. Кстати, из-за этой особенности были разработаны специальные шины, которые одинаково вели себя при движении на высокой скорости и вперед и назад.
На шоссе «Росток» мог двигаться со скоростью свыше 90 км/ч, на пересеченной местности – примерно до 50 км/ч. Запас хода по дорогам с твердым покрытиям – не менее 800 км.
Больше такую трансмиссию на боевую технику никто не ставил, в этом БТР-90 был уникален.
В теории выглядит это, конечно, здорово, но вызывает некоторые сомнения: не является ли такая сложная и наверняка дорогая трансмиссия излишней для массового БТР? И что было бы с ремонтопригодностью? Ответы на эти вопросы мы, к сожалению, вряд ли когда-нибудь получим, ведь в войска «Росток» так и не пошел.
Кстати, несмотря на выросшую до 21 тонны массу, БТР-90 сохранил возможность плавать. На ранних машинах водометы традиционно расположили внутри корпуса, на поздних – разместили за последней парой колес.
Отказ в последний момент
БТР-90 был официально принят на вооружение в 2008 году, однако серийное производство так и не началось. Ожидалось, что машину включат в большую госпрограмму вооружений до 2020 года, но этого не произошло. В 2011 году стало известно, что закупать БТР-90 не будут: его посчитали устаревшим, при этом больше всего претензий предъявлялось к компоновке с двигателем сзади и боковыми люками для высадки десанта. Военные же хотели, чтобы вход и выход осуществлялись через аппарель в корме, для чего двигатель нужно переносить вперед, а это влечет полную перекомпоновку.
В итоге решено было сосредоточиться на разработке нового БТР «Гильза» с использованием наработок по БТР-90, но с передним расположением силовой установки. Вскоре и от этой идеи отказались в пользу создания колесной платформы «Бумеранг», на базе которой планируется строить бронетранспортеры, колесные БМП и другие боевые машины. «Бумеранг» впервые показали на параде Победы в 2015 году, его регулярно возят на различные выставки и форумы. По информации агентства РИА «Новости», государственные испытания, которые позволят принять БМП и БТР на платформе «Бумеранг» на вооружение, начались только в апреле 2023 года.
Поскольку совсем без бронетранспортеров армия существовать не могла, было решено закупать БТР-82А. Это модернизация БТР-80 с новым боевым модулем, оснащенным 30-мм пушкой 2А72. При этом защищенность осталась примерно на том же уровне, что была у исходной модели, разве что добавили противоосколочный подбой внутри корпуса.
«Мы не будем больше закупать БТР-80, потому что я не представляю, как покидать машину на ходу через боковую дверь», – сказал весной 2010 года тогдашний первый заместитель министра обороны по вооружениям Владимир Поповки.
Спустя 13 лет модификация БТР-80 по-прежнему выпускается, оставаясь основным отечественным бронетранспортером, а «Бумеранг» все еще испытывается.
При этом недавно был представлен БТР с передним расположением двигателя на базе агрегатов БТР-82А. Есть вероятность, что именно он станет новой массовой моделью, но так ли это будет, покажет история.
Правильно ли сделали, что отказались от БТР-90? Не могу сказать, поскольку мы не знаем всех вводных, например, неизвестна цена, непонятно, насколько «Росток» был лучше предшественников в плане бронирования, могли быть и другие доводы.
Кстати, на вооружение в 2008 году приняли вариант фактически с башней от БМП-2 с добавлением гранатомета АГ-17. На данном боевом модуле отсутствовала современная система управления огнем, а для боя в ночное время использовался не тепловизор, а прибор ночного видения, что для 2011 года уже было анахронизмом. ПТУР «Конкурс» тоже серьезно устарел. А вот БТР-90 с модулем «Бережок» выглядел бы более привлекательно: тут и тепловизор, и система управления огнем с автоматом сопровождения целей. При этом вместо «Конкурса» установленный куда более современный «Корнет», да еще и в количестве четырех ракет, сразу готовых к запуску. В таком виде, конечно, машина выглядит более привлекательно.
Ну а пока «Бумеранг» испытывается, а БТР-90 стоят в музеях, лямку тянут БТР-82А, БТР-80 и даже БТР-70, снятые с хранения.
На этом на сегодня все, надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации. Также советую почитать другие мои статьи:
В России планируют принять на вооружение сразу три новых колесных САУ. Рассказываю, что о них известно
Пять образцов военной техники, судьбу которых перечеркнул распад СССР. Часть 2
Новый БТР, который имеет все шансы стать серийным раньше «Бумеранга». Рассказываю о главной новинке форума «Армия-2023»
При подготовке данной статьи использовались следующие источники:
- Сергей Суворов. Растоптанный «Росток» / «Обозрение армии и флота» — 2012 — №6