Любители авиации знают, что кабины советских самолетов обычно окрашивали в приятные сине-зеленые цвета, ближе к бирюзе и лазури. А вот зачем так это делали? Причем, поступали так с военными машинами…
... или с гражданскими, как, например, Ту-154 на фото ниже.
Практически такой же оттенок и в кабине экраноплана «Орленок». Его относят к кораблям, но все же конструктивно он ближе именно к самолетам.
Американские пилоты проводили время в кабинах кремового или серого цвета, например, как у Boeing 737-200 (см. фото ниже). А вот отечественные летчики находились на работе в сине-зеленых интерьерах.
От черного к бирюзе
К бирюзе в кабинах обратились в 60-70-е. Точная дата начала перекрашивания, увы, неизвестна. А до этого рабочим местом пилота была кабина черного цвета. Как у МиГ-15 на следующем снимке.
Почему именно лазурь?
В авиации все четко и по определенным техническим стандартам. Именно они и устанавливают, какой должна быть кабина. Так, один из ГОСТов, который разработал Институт авиационной медицины Минобороны СССР, предписывал расположение приборной доски на расстоянии 80-90 см от глаз пилота под углом к вертикали не менее 15°. ГОСТ определял и оптимальный цвет кабины.
Медики постоянно пополняли копилку знаний о человеческом глазе и зрении. Черный цвет кабин выбирали, чтобы было меньше бликов, которые мешают работе пилотов.
Но потом выяснилось, что летчики, переводя глаза с приборной черной доски на яркое небо, постоянно перестраиваются и привыкают к смене контрастов и яркости. И черные приборы на черной доске как-то терялись.
Так решили, что цвет лазури станет подходящим для работы пилотов. Он близок к оттенкам неба, не создает бликов, к тому же именно на нем выделяются и световые приборы, и черные, и тумблеры.
На двух снимках Ан-22, выше и ниже, видно, как происходил этот переход от черного к бирюзе.