В последние годы онлайн-торговля стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Многие из нас привыкли пользоваться маркетплейсами – в пару кликов мы покупаем продукты питания, товары для дома, косметику, бытовую технику, электронику и многие другие товары c удобной доставкой.
Теперь же за «пару кликов» можно купить автомобиль. Речь идет не об игрушечных модельках, коих везде огромный выбор, а о реальных машинах.
В одном из популярных российских онлайн-магазинов появилась возможность приобрести новое авто марок Москвич и Сhery – не просто оформить предзаказ и затем забрать в дилерском центре, а получить его с доставкой прямо к дому и всеми необходимыми документами. Пока такое предложение доступно только жителям Москвы и области, но вполне вероятно, что в будущем расширится география продаж.
Cхема покупки выглядит так:
- Покупатель выбирает автомобиль онлайн и оформляет заказ, оплачивая его через платежную систему маркетплейса.
- После оплаты с ним связывается представитель компании-продавца, который уточняет детали доставки и запрашивает необходимые данные для оформления ЭПТС.
- В день доставки клиент подписывает договор купли-продажи и получает автомобиль в пользование вместе со всеми документами.
Выглядит на первый взгляд удобно – это сильно экономит время, не нужно посещать дилерский центр. Однако, отсутствие физического осмотра перед покупкой может быть огромным недостатком. При покупке онлайн, клиент не может провести тест-драйв и проверить состояние автомобиля воочию: пусть он и новый, но бывает всякое – от производственного брака до мелких царапин.
К тому же, доставка автомобиля осуществляется исключительно по полной предоплате – речь идет о крупной сумме, c которой тяжело расставаться, предварительно не убедившись, что все в порядке, а возможность оформления рассрочки или кредита пока не предусмотрена. Кроме того, люди все еще предпочитают общаться с продавцами лично, чтобы узнать больше информации о автомобиле. Онлайн-маркетплейсы менее гибкие в этом отношении, поскольку вся коммуникация происходит через интерфейс платформы.
Приживется ли практика онлайн-ритейла автомобилей у нас в стране –неизвестно. Пока что это выглядит, как эксперимент. Cогласно опросам, к приобретению авто онлайн потенциально готовы лишь 12% автолюбителей. И пока что у многих к подобному предложению очень много вопросов.
Потенциальные клиенты задают продавцу на площадке резонные вопросы – что делать, если вдруг в процессе осмотра при доставке автомобиля обнаружится царапина на кузове, куда обращаться в случае возникновения неполадок и есть ли возможность возврата.
А некоторые интернет-пользователи оставляют ироничные комментарии – например, интересуются, появятся ли в ассортименте маркетплейсов самолеты и пароходы.
К слову, за рубежом продажа автомобилей на маркетплейсах не является распространенной практикой, однако предложения можно встретить на таких всемирно известных площадках, как Ebay, AliExpress и Amazon. Чаще всего, как и у нас в стране, информация о продаже автомобилей размещается на сайтах дилерских центров и на специализированных онлайн-платформах.
А вы бы рискнули купить автомобиль онлайн с доставкой?