Найти в Дзене

Детская психотравма: что это такое, как формируется и влияет на взрослую жизнь (+ тест)

Оглавление

Детская психотравма — это сильные переживания из детства, которые не стали частью опыта человека, а «застряли» в памяти. Рассказываем, почему так происходит и что с этим можно сделать.

Механизм формирования детских травм

У детского мозга и психики нет тех ресурсов, которые есть у взрослых людей. До 5–6 лет каждое слово и действие родителя ребенок воспринимает буквально и принимает за истину. Например, если ему говорят, что отдадут в детдом, то он верит в это. Буквальное восприятие связано с неразвитостью критического мышления. Она же объясняет склонность ребенка считать себя виноватым во всем, что происходит в семье. Например, если мама и папа ссорятся, то ребенок, скорее всего, решит, что это из-за него.

Но к формированию травм приводят не сами ситуации, а чувства, с которыми ребенок не может справиться: вина, страх, гнев, стыд, обида. Чем чаще он испытывает стресс, то есть вызовы реальности превосходят возможности ребенка, тем больше вероятность образования психотравмы. Психика не может обработать весь объем поступающей информации и связанные с ней чувства, поэтому они «застревают» в памяти. Травмирующие переживания словно помещаются в капсулу и не могут встроиться в общий опыт.

Детская психотравма — это подавленные переживания из детства. Человек может помнить или не помнить ситуаций, с которыми они связаны, но чувства, как правило, напоминают о себе. Например, при травме отвержения человека может преследовать чувство вины и стыда за сам факт своего существования.

У одного человека может быть несколько детских психотравм, которые могут возникнуть на фоне хронического или острого стресса. Например, травма отвержения может появиться в таких случаях:

  • ребенок узнал, что от него отказались родители (разовое потрясение);
  • ребенок рос с родными родителями, но часто слышал фразы вроде «Не мешай», «Отстань» и ощущал нехватку родительского внимания.

Каждый человек проходит через травмы развития. Это потрясения, с которыми мы неизбежно сталкиваемся в процессе познания мира, например:

  • расставание с мамой и поступление в детский сад;
  • предательство друга;
  • критика педагогов;
  • безответная влюбленность.

И эти потрясения тоже могут стать причиной более серьезных травм, если рядом с ребенком не оказалось поддерживающего взрослого, который помогает прожить чувства. В то же время при более сильных потрясениях у ребенка может не возникнуть травмы, если ему оперативно оказали качественную психологическую поддержку.

Пройдите наш тест в Телеграме и узнайте, насколько счастливым было ваше детство и могут ли у вас быть психотравмы: https://t.me/psy_edu_bot?start=negativ_detstvo

Типы детских травм и их влияние на личность

Психотравмы отличаются по глубине. Самыми глубокими и сложными для проработки считаются психотравмы, полученные до 6 лет. В это время закладывается основа личности, поэтому из-за травмы дальнейшее развитие может быть искажено. Ранние травмы могут стать причиной формирования невротической, пограничной или психотической организации личности (теория О. Кернберга). Посмотрим, как это может выглядеть во взрослой жизни.

Психотическая организация личности. Сомнения в собственном существовании, не сформированное внутреннее Я, нет контакта с собой, другими людьми и реальностью. Преследует ощущение внутренней пустоты. Человек не понимает, где его границы, а где чужие. Не видит границы между реальностью и своими фантазиями, сверхценными идеями. Критическое мышление не развито, поэтому может быть сложно увидеть свои проблемы и их причины.

-2

Пограничная организация личности. Черно-белое мышление, проблемы с идентичностью (человек не понимает, какой он, что чувствует, чего хочет), нестабильная самооценка. В отношениях человек жаждет близости, но при этом боится оказаться поглощенным. Кроме этого, боится одиночества, покинутости и уязвимости. Внутри много тревоги, контакт с реальностью сохранен, критическое мышление слабо развито.

-3

Невротическая организация личности. Устойчивое представление о себе, человек хорошо понимает свои чувства и желания. Трезво оценивает себя и реальность, видит границы. Однако при этом в нем много тревоги, ему может быть сложно ставить цели и идти к ним. Преследует конфликт «Хочу, но боюсь» и «Не хочу, но должен». Критическое мышление развито.

-4

Организация личности — это не то же самое, что расстройство. Например, пограничная организация и пограничное расстройство — это разные вещи. А психотик не обязательно становится психопатом.

Травмы, полученные после 6 лет, не влияют на личность в целом, но могут затрагивать отдельные ее аспекты. Например, травмой может стать буллинг в школе. Что, в свою очередь, способно вызвать снижение самооценки и развитие депрессии.

В подростковом возрасте может возникнуть травма индивидуализации. Если родители подавляют ребенка, то он может застрять в образе бунтующего подростка: игнорировать любые нормы и правила, провоцировать окружающих, избегать ответственности. Возможно, вы встречали людей, которым по паспорту 30 и больше лет, но они ведут себя как бунтующие подростки.

Еще одна уязвимость подросткового возраста — акцентуации характера. Под воздействием травмирующих ситуаций они могут перерасти в расстройства личности. Подробнее об этом мы рассказывали здесь 👇

Как психологи работают с детскими травмами

Чаще клиенты обращаются не с конкретной травмой, а с проблемами из области личной, семейной или профессиональной жизни. Например, хотят избавиться от страха отношений или выйти из токсичных отношений. В процессе терапии может быть найдена связь с детской травмой. Но бывает и так, что клиент приходит сразу с травмой: «Меня беспокоит такая-то ситуация из детства. Помогите разобраться с этим и отпустить прошлое».

В любом случае план проработки травмы такой: психолог создает безопасное пространство, помогает клиенту мысленно погрузиться в травмирующую ситуацию и прожить здесь и сейчас детские чувства. Взрослая психика, особенно с поддержкой психолога, может выдержать их интенсивность. Также психолог помогает найти негативные представления человека о себе и мире, неэффективные модели мышления и поведения, связанные с травмой, и заменить их позитивными и эффективными моделями.

Есть разные подходы и техники для проработки детских травм. План терапии подбирается психологом индивидуально под каждого клиента.

👍 Подписывайтесь на наш канал. Впереди много интересного!

Читайте еще: