Петя обидчивый, Маша «взрывается с пол-оборота», Юля замкнутая. Если какая-то черта характера сильно выражена (акцентуированная), возможно, есть акцентуация характера — пограничное состояние между нормой и патологией.
За норму в психологии принимают сбалансированный характер, черты которого гармонично сочетаются друг с другом. Под патологией подразумевают психопатию — аномалию характера, при которой человеку сложно учиться, работать, строить отношения.
По статистике акцентуации характера встречаются у 95% подростков. Обычно они проходят сами собой или становятся минимально выраженными и не мешают во взрослой жизни. Однако при каждой акцентуации есть слабое место, и если по нему бьют негативные факторы, то особенность характера может перейти в психопатию.
Зная тип акцентуации, можно помочь подростку сохранить психическое равновесие. Есть 11 типов (по классификации А.Е. Личко), разберем некоторые из них.
Гипертимный тип
Активный, позитивный, увлекающийся. Заводила компании и неформальный лидер. Он общительный, легко знакомится и сходится с людьми, объединяет их. Генерирует идеи, активно интересуется окружающим миром. Может достичь больших успехов в том, что ему интересно, но из-за легкомыслия путь к успеху будет неровным. Гипертимный тип склонен к конфликтам, переоценке своих сил.
Негативные факторы:
- необходимость подчиняться правилам;
- ограничения во взаимодействии с окружающими;
- вынужденное бездействие;
- невозможность проявить инициативу, лидерские качества;
- однообразная и монотонная работа.
С такими подростками нельзя быть строгим, например, требовать что-либо, сажать под «домашний арест» или запрещать гулять и играть с друзьями. Стоит направить энергию ребенка в полезное русло: записать на секцию или кружок, где он сможет проявить себя.
Лабильный тип
Его настроение может меняться несколько раз за день, зависит от влияния внешних факторов. В хорошем настроении это добрый и общительный человек. В плохом — раздражительный, угрюмый, вспыльчивый, склонный к конфликтам. Работоспособность, как и настроение, нестабильная: активность и высокая продуктивность сменяется пассивностью, нежеланием что-либо делать.
Негативные факторы:
- шутки в его адрес;
- недоброжелательное и плохое отношение;
- неудачи;
- реальное или потенциальное наказание;
- конкуренция;
- замечания и критика.
Таких подростков нужно чаще подбадривать, хвалить, говорить им комплименты. Это помогает стабилизировать настроение и работоспособность. Кроме этого, подростки лабильного типа хорошо реагируют на сопереживание, сочувствие, любое положительное внимание.
Истероидный тип
Общительный, демонстративный в поведении и внешнем виде, любит быть в центре внимания. Мечтает о всеобщем признании и популярности, и ради этого готов на все. Если не получается добиться внимания хорошими поступками, будет добиваться его плохим поведением.
Негативные факторы:
- равнодушие;
- вынужденное одиночество;
- невозможность проявить себя;
- правила и нормы;
- однообразие.
Такой подросток больше других нуждается во внимании, любви, признании. Ему важно творчески и свободно самовыражаться.
Шизоидный тип
Замкнутый, с множеством увлечений и интересов «на одного». Рассудительный и собранный, целеустремленный. Выполняя задачу, вникает в ее суть, разбирается в деталях. Шизоидный тип сконцентрирован на своем внутреннем мире и иногда улетает в мир фантазий. На него можно положиться, но не стоит ждать «разговоров по душам»: ему сложно выражать свои чувства и проявлять эмпатию. Поэтому окружающие считают его холодным.
Негативные факторы:
- знакомства, общение и другие социальные ситуации;
- работа в команде;
- изменение привычного образа жизни;
- необходимость организовать что-то или проявить лидерские качества.
Для определения типа акцентуации можно воспользоваться тестом А. Е. Личко или диагностическим опросником Леонгарда-Шмишека. Но еще лучше обратиться за консультацией к психологу, потому что кроме чистых типов встречаются смешанные. Специалист изучит особенности подростка и подскажет, как поддержать его на этапе взросления.
Семейная психология для родителей и психологов
Хотите больше знать о том, как строить гармоничные отношения с детьми и помогать в этом другим? Научиться решать проблемы без криков и наказаний?
Приходите на программу повышения квалификации «Консультативно-терапевтическая работа в области диагностики и коррекции детско-родительских отношений».
За 1,5 месяца вы научитесь:
- решать конфликты между родителями и детьми;
- решать конфликты сиблингов (сестер / братьев);
- устранять агрессивное поведение ребенка, капризы;
- помогать справляться с кризисными периодами.
Институт прикладной психологии работает на основании лицензии на образовательную деятельность от Департамента образования и науки г. Москвы.
После обучения вы получите:
- удостоверение о повышении квалификации, если у вас есть психологическое образование;
- свидетельство о дополнительном образовании — если нет.
Получайте качественное образование дистанционно, без отрыва от семьи и работы. Институт прикладной психологии — это:
- видеолекции, практикумы, домашние задания с проверкой;
- 30+ программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации;
- 50+ преподавателей — кандидатов наук, практикующих психологов и членов профессиональных ассоциаций;
- 8 000+ выпускников, успешно окончивших обучение;
Запишитесь на программу со скидкой →
И получите бонус: бесплатный доступ к 1000+ обучающих вебинаров по психологии на все время обучения и 3 месяца после.