Долгое время значение эмоций в образовательном процессе недооценивалось, однако сейчас становится очевидным значение эмоций как для учителя, так и для ученика. Обучение - площадка для совершенно разных эмоций, которые могут испытывать все участники этого процесса.
Кроме того, важный вопрос - чьи эмоции мы подвергаем анализу - учителя или ученика? Несмотря на то, что мы чаще обращаем внимание на то, что переживает ученик, важное место занимают эмоции учителя, так как играют значительную роль в выстраивании учебного процесса.
Эмоции, как личный опыт проживания учебного процесса:
- роль тревоги, сопровождающей процесс сдачи экзаменационных мероприятий, в снижении академической успеваемости и уровня физического и ментального здоровья, количество отчислений (в случае высшего образования);
- эмоции, которые испытывает ученик в процессе обучения, при встрече со “знанием” - удивление, фрустрация (*эмоциональное состояние), любопытство, интерес, беспокойство/тревога;
- тревога учителя из-за страха неуспеха в процессе преподавания и влияние этого на образовательный процесс;
- эмоции и коммуникация, которая пронизывает весь процесс обучения;
- связь содержания учебного материала с важными для человека темами и/или ценностями (важно как для учителя, так и для ученика). *Положительный эмоциональный опыт ученика может быть использован для повышения его мотивации и привлечения его интереса. Не скрою, добыча этих ценных данных об эмоциональном опыте ученика учителям иностранных языков дается легче всего, она встроена в канву самого урока.
Эмоции, как инструмент для достижения академических успехов и личностного роста, могут быть использованы для:
- постановки и достижения целей;
- поддержания мотивации и сохранения вовлеченности;
- переживания опыта как ситуаций достижения и успеха;
- улучшения академических успехов (например, с помощью “языка” инструкций, которые использует учитель);
- улучшения саморегуляции;
- развития креативности;
- гибкости принятия решения (страх ошибки).
Есть несколько важных аспектов, которые нужно учесть:
- не всегда эмоции легки для распознавания, особенно детские;
- важно держать в уме социально-культурный аспект.