Есть такой исторический анекдот: на берегу Вятки группа мужиков раздумывает, на какую пристань идти - Булычёва или Тырышкина. Булычёвский капитан зазывает: "Садитесь ко мне, только по рублю до Казани!" Тырышкинский : "Идите ко мне, за 50 копеек повезу!"
Булычевский перебивает: "Эй, бородачи, садитесь, даром доставлю!" Конкурент не унимается: "Мужики! Везу бесплатно, и каждому - по чарке водки и пряник!").
Вот что, мол, невидимая рука рынка творила! Однако анекдот анекдотом, но и в действительности конкуренция была жестокая. Когда не было рейса тырышкинского парохода, Булычёв на правах хозяина положения отправлял из г. Вятки пароходы по «обыкновенной», то есть дорогой, таксе и вывешивал в городе объявления, напечатанные чёрной краской. В дни, когда из Вятки уходили в Казань пароходы обоих главных конкурентов, Булычёв организовывал рейс «дешёвки», о чём уведомлял объявлениями с текстом красного цвета.
Хотя и в таких случаях пассажиров могли обмануть. Вот выдержка из газеты "Вятский край" 1896 г. - "24 мая вышел из Вятки пароход Булычёва "Гражданин". В объявлениях, расклеенных в Вятке, было сказано, что оплата назначена по уменьшенной таксе, такие же объявления были сделаны и на попутных пристанях. Действительно, в Вятке взяли с пассажиров по уменьшенной таксе, но начиная с Орлова стали требовать по нормальной таксе. Некоторые пассажиры отказались от поездки на предыдущем пароходе, рассчитывая проехаться дешевле на "Гражданине" и ошиблись в расчётах.
Поступок со стороны конторы г. Булычёва вызвал неудовольствие и при отходе из Котельнича человек пять крестьян стали требовать возврата излишне потраченных денег. Тогда помощник капитана г. Мошкин пригрозил высадить их в ближайшем селении, Эта угроза возымела действие и обиженные пассажиры умолкли".
Кто же были эти Булычёв и Тырышкин?
Надо сказать, местные краеведы немало постарались, мешая даты, имена и годы постройки пароходов и даже названия местностей. Ну вот, например, Аркуль, к которому мы ещё вернёмся: "Название происходит от марийских слов «ар» (уголь) и «куль» (мешок) — «мешок угля». По мнению краеведа B.C. Папырина, название удмуртское: «ар» (удмурт), «куль» (озеро) — «удмуртское озеро». С сайта "Родная Вятка". Выбирайте, что вам больше по вкусу.
Попробуем всё же создать более или менее стройную историю.
В 1858 году вятские купцы Куклин и Столбов и орловский (городок Орлов на Вятке) купец Чудиновских создали местное пароходство. Первые вятские пароходы носили имена "Вятка" и "Орлов". Это были буксиры. В городе Слободском были построены три деревянные баржи. В 1863 году Куклин выкупил паи компаньонов и стал единоличным владельцем предприятия.
В 1863 году рейсом парохода "Гражданин" грузовое движение по Вятке открыла фирма орловского купца Ф. Т. Булычева.
Немного отвлечёмся. Хотя Филипп Тихонович Булычёв и был орловцем, но первоначально он занимался пароходным делом на Северной Двине и только позже занялся родной Вяткой. Никаких подробностей об упомянутых пароходах неизвестно. Все остальные под этими же названиями были построены гораздо позже.
В семейном деле активно участвовал и его сын - Тихон Филиппович. В 1871 году Т. Ф. Булычев открыл на Преображенской улице в Вятке контору пароходства. В 1874 году начали на реке Вятке рейсы (два раза в неделю) пассажирские пароходы "Почетный" и "Ф. Булычев". Эти суда принесли Булычеву значительную прибыль. В 1873 году на линию Вятка-Казань вышли два парохода Эдуарда Гакса "Петр Гакс" и "Ока". Булычев предложил работать по единым тарифам и не мешать друг другу. А летом 1875 года Булычев перекупил суда конкурента и стал монополистом на линии. В начале 1876 года Булычев купил и оба парохода Куклина.
И тут с ним случилась такая история. В этом же году молодой купец был избран в родном Орлове городским головой. Вступив в должность, он решил проявить принципиальность в кадровых вопросах и уволил проворовавшегося секретаря А. Н. Ипатьева. Дал ему 25 рублей для поездки в Вятку с целью поиска нового места работы. Однако для Ипатьева увольнение стало очень мощным нервным потрясением. На эти деньги он купил револьвер, явился на заседание думы и выстрелил в Булычева, но пуля прошла мимо и попала в ободок венского гнутого кресла.
Булычёв решил, что это перебор, отказался от должности и больше никаких высоких общественных постов не занимал, ограничившись делами своего пароходства с названием "Вятское пароходство и транспортирование кладей Т.Ф Булычёва" и благотворительностью. Вот он сидит в центре среди служащих пароходства.
Был он человеком современных взглядов, англоманом, одевался как денди. Высокий и худой, одно время носил остроконечную бородку, местные гимназисты прозвали его Дон-Кихотом.
Можно не одну статью написать, что он сделал для Вятки и Орлова, при этом и себя не забывая. По подсчетам краеведа Е. В. Березина, «на личные нужды Булычёв тратил гораздо больше, чем на благотворительные цели». И равно как о меценатстве, так и о скупости знаменитого пароходчика ходили легенды.
Но вернёмся к делам пароходным. Решив, что строить суда для своего пароходства выгоднее самому, в Иловатском затоне близ Орлова он создал производственные мощности для изготовления судовых машин, котлов и пароходов в целом. Вокруг предприятия начал расти населённый пункт, село Иловатка. Один из пароходов, "Коммерсант", построенный там:
Пристань и контора булычёвского пароходства в Вятке:
Именно в его конторе в середине 1880-х гг. появляется первый телефон в губернском центре, в начале 1890-х гг. жители Вятки на пароходах Булычева впервые увидели электрическое освещение, в 1908 г. для губернской земской больницы он приобрёл рентгеновский аппарат французского производства.
Меж тем, на пятки ему начал наступать новый конкурент - Яков Фомич Тырышкин. В отличие от Булычёва, бывшего наследником солидных капиталов, Тырышкин как говорится, создал себя сам. Родился в 1854 году. С 16 лет занялся извозным промыслом, перевозя разнообразные товары между Москвой, Нижним Новгородом, Казанью, Вяткой и другими городами, а уже в 1880 г. основал собственное буксирно-пассажирское пароходство.
Уже к середине 1880-х годов новое «Пароходство и транспортирование кладей Я.Ф. Тырышкина» прочно заняло второе место по объёмам перевозок пассажиров и грузов по р. Вятке, уступая лишь пароходству Булычёва, существовавшему с 1863 г.
Главная конкуренция развернулась за самого массового пассажира 3-го класса. По праздникам в кассах Тырышкина третьеклассным пассажирам могли предложить бесплатную булку, а то и стопку водки. Яков Фомич распорядился также, чтобы «…учащимся всех казённых и общественных заведений, а также сельским учителям и учительницам…» делалась пятидесятипроцентная скидка.
В отличие от Булычёва Тырышкин был более традиционных взглядов на внешний вид и поведение
Так же занимался благотворительностью, благоустройством Вятки. Но догнать конкурента было трудно - в 1898 г., разница в численности флота оставалась существенной: 9 пароходов у Тырышкина и 19 у Булычёва. Однако пассажиров Тырышкин отнимал вполне успешно.
Тогда Булычёв пошёл на проверенный уже финт - заключил с преуспевающим конкурентом конвенцию о совместной деятельности, которая, по мнению Тырышкина, «не привела для развития моего дела к желаемым результатам…»
Есть предположение, что «совместную деятельность» Булычёв превратил в одну из форм скрытой конкурентной борьбы. Подобным образом он избавился в 1875 г. от Эдуарда Гакса.
В 1899 г. Тырышкин, доведя численность флота до 12 пароходов, смог «пускать» их ежедневно. В ту же навигацию главные конкуренты «…наконец-то пришли к соглашению соблюдать известную очередь в отправке пароходов… Пароходы Булычёва будут отходить из Вятки в 8 часов утра, а пароходы Тырышкина в 2 часа дня».
Тем не менее, время судовладельцев-одиночек уходило. В суровой конкуренции они разорялись один за другим. В то время, как объединение приводило к процветанию. В 1900-м году появившийся новый конкурент, П.И. Александров, владелец 4 пароходов, предложил заключить тройственное соглашение. В 1900 г. пароходства Булычёва, Тырышкина и Александрова объединились для совместной работы под фирмой «Булычёв», а через два года их владельцы организовали акционерное "Товарищество Вятско-Волжского пароходства", прозванное в народе «пароходной монополией».
Некоторые пароходы Товарищества. "Орлов":
"Булычёв":
"Филипп":
Известно, что Булычёв вёл переговоры с властями Орловского уезда, чтобы расширить Иловатский затон. Суда там просто не помещались. Орловская земская управа запросила слишком много денег, в итоге Булычёв, Небогатиков, Тырышкин и Александров, самые крупные владельцы речной флотилии, в 1912 году вместе открыли Аркульский затон и построили там ремонтные мастерские, токарный, слесарный и столярный цехи, перевезя всё оборудование. А потом из Иловатского затона перевезли и церковь. В итоге уже через несколько лет Аркуль стал центром Вятско-Волжского речного пароходства. А Иловатка как населённый пункт постепенно исчезла, ничего там нет.
Дела пароходной компании шли хорошо, она фактически оказалась монополистом в вятском пароходстве и в 1904 году это акционерное предприятие владело 36 пассажирскими и буксирными пароходами, а также более 100 баржами, баркасами и другими судами.
Но тут случилась революция. Всё было национализировано. Булычёв отсидел в лагере как заложник за сына, воевавшего в рядах белых. После его гибели старика отпустили, он нищенствовал, существовал за счёт сердобольных бывших подчинённых, умер в 1926 году.
Тырышкин умер в 1903 году, его дело продолжал сын Александр. Но постепенно Тырышкины были оттеснены от участии в управлении "пароходной монополии"
Второй его сын, Иван Яковлевич, в первое десятилетие советской власти жил в столице вятских речников пос. Аркуле и работал в плановом отделе судоремонтного завода. Был очевидцем, а, возможно, и участником перестройки когда-то названного в его честь парохода «Иван», который по окончании капитального ремонта получил новое название «Бебель».
Аркульские старожилы припоминали, что тогда Иван Яковлевич крепко пил. На останавливавшихся у пристани пароходах требовал водки из буфета. Как истинно русский человек, он не мог пить в одиночку. Чаще других компанию ему составлял отец будущего директора Аркульской школы Н.Я. Исакова, репрессированный в 1937 г. за общение с представителем социально чуждого сословия. Сам И.Я. Тырышкин догадался уехать из Аркуля до разгула охоты на врагов народа. О дальнейшей его судьбе я ничего не нашёл.
*) При написании использованы материалы сайтов "Родная Вятка", "Герценка: вятские записки" - статья "Благодаря уму и трудолюбию: Вятский судовладелец Я.Ф. Тырышкин", автор Е.В. Березин.
Ещё о старом русском пассажирском судоходстве:
..........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала