Помните благообразных матросов и капитана на "Ласточке" Паратова из фильма "Жестокий романс"? Один из матросов, гарсон в зале ресторана, даже к ручке хозяина прикладывается. Но есть и другие свидетельства о жизни на некоторых из таких пароходов. Вот выдержка из заметки фельетониста "Астраханского вестника", приводимая в издании «Русское судоходство», 1894 год
"...В дамской каюте ехала молоденькая женщина, назвать которую я не имею права (разве что необходимость заставит). ...Она была вынуждена обратиться к нам, совершенно незнакомым ей людям, с просьбою о защите против того, кто должен служить примером как для пассажиров, так и всей пароходной администрации и прислуги! Назойливость командира дошла до того, что бедной молоденькой женщине было страшно выйти за порог своей каюты.
Нахальство командира не ограничивалось приглашением к нему в каюту, он позволял себе постукивать в окно дамской каюты. Мы так были возмущены таким безобразием, что в числе пяти человек вошли в штурвальную рубку, и в присутствии боцманов и штурвальных сделали ему выговор, пригрозив в крайнем случае применить более подходящие для таких нахалов меры. Насколько мы были возмущены всем происшедшим на наших глазах, что один из нас, забывшись, ударил нахала по щеке настолько сильно, что при падении интеллигентный (?) командир выбил в дверях рубки несколько стёкол... Мне кажется, были бы ещё худшие последствия, если бы г-н помощник не пообещал, что ухаживания и приставания командира больше не повторятся..."
А как могли себя вести у таких командиров матросы?
Пароход "Отец" судовладельца Тырышкина мог брать пассажиров: 1-ый класс - 28, 2-ой класс - 27, 3-ий класс - 500. В 1895 году газета "Волжский вестник"
со слов одного из пассажиров рисует такую картинку:
...Трое "молодцов-матросов" стоят у дверей ватер-клозета 3-го класса и лишь только какая-нибудь пассажирка вздумает туда зайти, как "молодцы" один за другим лезут на обнос парохода (ограждение гребного колеса), куда выходит, постоянно открытое, окно ватер-клозета и поочерёдно просовывают в него головы, делая вслух по адресу злополучной пассажирки циничные замечания, на какие только способны полупьяные матросы "Отца".
Страшно переконфуженная пассажирка убегает, напутствуемая остротами и "ржанием" матросов, остающихся на своей "вахте" до появления новой жертвы их безобразий. Некоторые из пассажиров, заметив это, пошли было к капитану с жалобой на его матросов, но, увы! - капитан оказался вполне солидарен со своей командой.
- А что, - отвечал он на жалобы "смелых" пассажиров - разве с бабой что сделали, разве от неё что убыло?
По мнению этого капитана, с бабой непременно надо что-нибудь "сделать", чтобы она имела право рассчитывать на чьё-нибудь внимание...
Впрочем, это можно сказать развлечения вне служебных обязанностей, но есть жалобы и на их исполнение. Газета "Волжско-Донской вестник":
Как известно, на всех пароходах имеются лестницы-трапы, которые спускаются пассажирам, принимаемым с лодок. Есть такие лестницы и на пароходах Иванова и Кунгина, но их матросы почему-то не спускают пассажирам, а заставляют последних прямо с пароходов прыгать в лодки. Высота парохода относительно лодки весьма значительная, а потому прыжки в лодки весьма опасны и грозят пассажирам возможным увечьем. Но мужчины все-таки опытны в подобных акробатических упражнениях, а вот женщинам приходится плохо.
Недавно на «Рюрике» заставили женщину с ребенком совершить такое сальто-мортале; к счастью, нашелся сердобольный пассажир, который взял её ребенка на руки подержать, пока она будет совершать опасный прыжок в лодку. Дело было около деревни Акатовки, в которую ехала женщина. Около трапа собралась любопытствующая публика; женщина стала плакать, но ей в ответ сыпались шутки и остроты матросов и раздавался гомерический хохот толпы. Волею-неволею пришлось совершать сальто-мортале, к счастью, обошедшееся на этот раз благополучно. Из лодок же, когда принимают пассажиров, их тащат чуть не за бороды, а у кого таковых не имеется, то за головную шевелюру.
Протесты и жалобы на подобные беспорядки не достигают своей цели, так как пароходная «вольница» всегда умеет ловко вывертываться.
Впрочем, и пассажиры встречались не подарок. Газета "Нижегородские губернские ведомости", 18 мая 1894г. № 20
Самара. В дополнение к известию о покушении на убийство на пароходе "Вел. Кн. Мария Павловна" сообщаем новые подробности, заимствованные из саратовских газет.
Около 2 часов ночи пароход вышел из Сенгилея вниз по Волге. Большинство пассажиров I класса еще не спали и мирно беседовали, собравшись в общем зале; находившийся на пароходе путешественник г-н И. Богданович, между прочим, занимал спутников в спутниц рассказами из истории своих путешествий по Сибири. В числе слушателей находился доктор Д. А. Каррик, который, однако, скоро ушел в свою каюту (№ 4) и лег спать, оставив открытым окно.
Спустя некоторое время, из его каюты послышался какой-то неопределенный шум и как-бы хрипение; затем пассажиры, остававшиеся в общем зале, довольно ясно могли расслышать сдавленный крик: "по-мо-ги-те!" Г-н Богданович первый направился к каюте доктора; дверь была заперта изнутри; тогда г-н Богданович, в сопровождении официанта Иванова и вахтенного матроса, вылез в окно соседней каюты на обнос парохода, а затем таким же способом проник в каюту доктора, надавил кнопку электрической лампы и осветил помещение. Глазам его представилась следующая картина: доктор Каррик, перешедший уже в наступательное положение, схватив за горло какого-то прилично одетого молодого человека, прижал его к стене; на полу валялся кинжал внушительных размеров (в роде употребляемых для убоя быков); на молодом человеке была надета дамская маска с длинной густой вуалью. Борьба прекратилась.
Молодой человек (оказавшийся крестьянином нижегородской губернии, балахнинского уезда Петром Малышевым, 19 лет) ехал во II классе и внимательно следил за г. Карриком, считая его за состоятельного человека; при нем найдено до 40 гран сухого опия, "удавки"- ремни, тщательно намыленные, 1 банка с медом, стамеска с вырезанными на ней буквами „В. Д. К." (на ней же вырезано крупными буквами слово "гости") и еще нож; на нижней палубе, в носовой части, впереди пассажирских кают, найдены длинное пальто и шапка, приготовленные им для переодевания.
Во все время расспросов Малышев держался крайне развязано; на замечание одного пассажира, назвавшего его мошенником, — "я не мошенник", дерзко ответил Малышев: „поднимай выше, — я разбойник".
О происшествии этом составлен протокол за подписью капитана Н. Лукина, его помощника С. Явишевского и пассажиров 1 класса, со включением потерпевшего. В Новодевичьем преступник вместе с протоколом и вещественными доказательствами передан в руки полиции. (Волгарь).
Конечно, это не типичные случаи, но что было, то было, и садясь на пароход, можно было столкнуться со всем, что угодно.
Предыдущая статья на эту тему:
.................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала, часть первая:
Часть вторая: