Почему-то этим простым словам Андрюхи Терёхина Сашенька очень обрадовалась… Должно быть, оттого, что скучала по брату: у отца с матерью была Саша единственной дочкой, а с Костей, двоюродным братом, они росли вместе, и Сашенька с самого детства привыкла заботиться о нём. Ей очень нравилось строго следить за тем, чтобы в холодные зимние дни Костя непременно укутывал горло мягким шарфом – Сашенька старательно связала его для брата ещё летом. А когда они с Костей учились в младших классах, Саша вместе с братом учила наизусть стихи: Косте мало нравилось это занятие, он вечно куда-то спешил, – едва выполнит домашнее задание по арифметике. Но – разве можно допустить, чтобы учитель словесности за невыученные стихотворения ставил Косте Солодовникову единицы! И Сашенька садилась с братом учить заданное стихотворение: вдвоём быстрее запоминалось. Не раз приходилось Сашеньке лечить Костины синяки и ссадины, что обыкновенно оставались после мальчишеских драк. И – пришивать пуговицы к его форменной гимназической куртке, пока матушка Кости, Елена Евстафьевна, не увидела следы нелёгких побед в драке с учениками городского ремесленного училища…
В детстве Сашенька была вредной девчонкой, и нередко случалось, что окрестным мальчишкам так и хотелось оттаскать её за косы. Но все знали, что у неё есть защитник, старший брат. Однажды ранней весною Сашенька без разрешения – на спор с мальчишками – убежала в далёкую Успеновскую балку – там по склонам уже вспыхивали жёлтыми огоньками калужницы и ласково сияли бело-розовыми соцветиями хохлатки. А дорогу назад девчонка не нашла, заблудилась. Костя отыскал сестру уже к вечеру. А чтоб дома Сашеньке не досталось, сказал, что был вместе с нею, и что пойти в Успеновскую балку – его затея… Досталось, конечно, им обоим, но всё же – больше Косте.
А теперь Костя учится в Петербурге. И этот нагловатый мальчишка в форме ученика реального училища вдруг напомнил Сашеньке брата – так, что у неё от волнения даже дыхание перехватило. Но Андрюхе Терёхину ответила заносчиво:
- Вот ещё!.. Никто меня не обидел!
А Андрей шёл с нею рядом:
- Я же вижу: ты грустная отчего-то. Расскажи, – может, чем помогу.
И Сашенька замедлила шаги… Тогда и придумала. Взглянула на Андрюху:
- У нас в Мариинской гимназии будет Рождественский бал. К нам придут гимназисты из Александровской. А… ты можешь прийти?
Терёхин усмехнулся:
- А говоришь, – никто не обидел. Если надо, – приду. Ничего трудного: ваш учитель словесности – мой крёстный.
Саша растерялась, – остановилась даже:
-Крёстный?.. Андрей Платонович – твой крёстный?
Андрюха нахально сощурил глаза:
- А что?.. Либо единицу получила? По грамматике? Или стих наизусть не выучила?
Чего уж там… Не секрет: с грамматикой нелады случаются. Но – какой же дерзкий этот мальчишка!.. И Сашенька надменно вскинула голову:
- Сам, наверное, каждый день единицы получаешь. А я всегда стихотворения учу… Просто строг Андрей Платонович.
- Строг, – согласился Андрюха. – Он мне отца заменил. А с батей они друзьями были, – с детства ещё. Отец потом уехал, – далеко, на Северский Донец. На шахте работал. И нас с матерью забрал к себе. – Терёхин неожиданно горестно вздохнул: – Хорошо там. На закате идёшь по степи… А солнце – большущий шар такой… пламенно-красный, – кажется, прямо на земле лежит, на самом краю степи, и вот-вот дойдёшь до него, – уж рукою подать… А тут тебе – раз!.. – и накрыла ночушка степь тёмно-синим покровом, и исчезло солнышко – до зорьки. А на рассвете поднимешься – над Донцом туман белый… А солнышко снова выкатилось на край степи – лишь на противоположный… И теперь – золотистым шаром. И снова тянет добежать до него. А пока бежишь, оно – раз!.. – и уже над высоким правым берегом Донца. Помашешь ему обеими руками над головою, а – не достанешь, – засмеялся Андрюха.
Сашенька даже дыхание затаила: захотелось увидеть Северский Донец и ту степь, где солнышко на закате прямо на землю ложится…
-Ты так красиво рассказываешь… Будто сама там побывала.
Андрей поправил форменную фуражку, – чтоб скрыть какое-то неясное смущение от Сашиных слов…
- А потом батя в шахте погиб: там гремучий газ взорвался, и одиннадцать шахтёров под завалами остались. Мы с матерью снова сюда вернулись. Крёстный нам помогает, – меня вот в училище устроил. Нанял работников, чтоб крышу в доме починили… и печь наново сложили. Так что там с вашим Рождественским балом? Мне там что делать?
- Понимаешь… – Под внимательным Андрюхиным взглядом Сашенька перебросила косы за спину, чуть покраснела: вот уставился! Бессовестный какой!.. – Мне очень надо, чтобы нас с тобою увидели вместе. Ну, чтобы увидели, что ты – со мной.
Андрей озадаченно сбил на затылок фуражку:
- Пока не понимаю. – Пообещал: – Расскажешь, – пойму. Я с детства страх какой смекалистый.
-Ну… В общем, есть один гимназист. Он мне… он мне письмо написал, и мы с ним встретились… встречались. А потом его лучший друг… в общем, он мне тоже письмо написал. Ну, – чтобы тоже встретиться, – сбивчиво объяснила Саша.
Терёхин ухмыльнулся:
- Вдвоём, значит, ухлёстывают за тобой. – Ещё раз окинул Сашу нахальным взглядом: – Что ж тут удивляться, – девчонка ты видная. Хари-то ещё не били друг другу… гимназисты твои?
Сашенька возмущённо передёрнула плечиками:
-Вот не знает Андрей Платонович… не знает крёстный твой, какие слова ты говоришь, бессовестный! «Ухлёстывают»! «Хари»!.. Не стыдно?
- Чистая беда с вами, с гимназистками, – вздохнул Андрюха. – Слова как слова. А ты, значит, выбрать не можешь – одного из двоих? – Подмигнул девчонке: – Хочешь, чтоб я подсказал тебе?
- Бессовестный, – повторила Саша. – Не нужны мне твои подсказки. И я не выбирала. Мне лишь один нравится. Но ведь они же – друзья!
Андрей помолчал. Удивлённо и серьёзно свёл тёмные брови:
- А ты молодец… Не думал я, что гимназистки такими бывают. Обычно вам – забава: чтобы глазки строить, – одному, другому… И – чтобы из-за вас хари друг другу… в общем, чтоб дрались из-за вас, – быстро поправился Андрюха. – А ты, значит, решила… Чтоб они оба тебя со мною увидели. Чтоб, значит, – ни тому, ни другому. И хари бить друг другу не за что. Ну, в общем, – драться нет повода. Правильно я понял?
- Правильно… – обескураженно призналась Саша. – Придёшь на бал?
- Приду. Как не прийти, – раз такое дело, – кивнул Андрей.
Продолжение следует…
Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5
Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 11
Навигация по каналу «Полевые цветы»