Среди великого разнообразия различных велосипедных аксессуаров, созданных пытливым умом конструкторов для облегчения и удобства жизни велосипедистов, выделяется одна группа предметов, представляющих собой изделия… точной механики! Речь пойдет о циклометрах или счетчиках пройденного пути, более верно называемых одометрами. В коллекции Веломузея представлено более двух десятков подобных устройств различных конструкций и времен.
Первые устройства такого рода для велосипедов появились еще в 1870-х годах. В 1880-х, а эпоху высоколесных «пауков» («пенни-фартингов») одометры уже продавались в магазинах, став вполне привычным, хотя и довольно дорогим аксессуаром. Эти устройства монтировались на втулке переднего колеса велосипеда и были снабжены грузом, который обеспечивал постоянство положения прибора, вокруг которого вращалось колесо. Были варианты устройств, где одометр был сблокирован с фонарем, который также вращался на втулке переднего колеса и фактически заменял груз.
С появлением классических «безопасных» велосипедов с цепной передачей и колесами одинакового диаметра конструкторы изменили конструкцию циклометров. Самым популярным типом стало устройство, закрепленное на вилке или оси переднего колеса и имеющее привод посредством специального элемента, закрепленного на спице.
Среди множества конструкций, появившихся в 1890-х годах, самым удачным, и, как следствие, распространенным, стал одометр конструкции американской компании The Veeder MFG Co из города Хартфорд в штате Коннектикут. Патент на конструкцию был получен 22 октября 1895 года. Выпускалось несколько моделей, среди которых была и версия со счетчиком дневного пробега с ручным сбросом. В результате грамотно построенной рекламной компании и благодаря своим превосходным потребительским качествам циклометры Veeder стали известны по всему миру. В Российской Империи изделия фирмы также имели большую популярность и продавались многими велосипедными магазинами. За ними закрепилось название «Циклометры Видера» или просто «Видеры». Позднее в продаже появились варианты счетчиков, рассчитанные на использование с колесами различных диаметров, отличающиеся передаточными отношениями.
По истечению срока патента конструкцию «Видеров» стали копировать многие производители из разных стран и до появления электронных устройств этот тип одометров был самым распространенным. В СССР с послевоенного времени и до 1990-х годов Владимирский завод «Автоприбор» также производил «велосипедные счетчики СЧ», чья конструкция была подобна классическому «Видеру». Советские счетчики также выпускались с различными передаточными отношениями для использования с колесами разных диаметров.
В этом обзоре я покажу вам классический одометр Veeder производства 1910-х годов. Циклометр до сих пор совершенно функционален и его можно использовать по назначению. Он монтируется на ось переднего колеса справа так, чтобы шкала была обращена к ездоку. На спицу крепится деталь, которая при вращении колеса касается звездочки одометра и вращает ее. Сам одометр перемещается на кронштейне вправо-влево, что позволяет отрегулировать положение прибора относительно спиц.
В последующих публикациях я покажу вам варианты «Видеров» со счетчиком дневного пробега.
Посмотрите обзор циклометра иной системы, также популярного в России:
А здесь можно прочитать статьи, посвященные различным велосипедным аксессуарам и принадлежностям: