===
70 лет назад – 14 октября 1953 года, Минский тракторный завод (МТЗ) начал серийное производство колёсного универсально-пропашного трактора тягового класса 1.4.
Новый трактор предназначался для работы с навесными и прицепными машинами по уходу и уборке пропашных сельскохозяйственных культур, а также для выполнения транспортных работ и установки специального оборудования.
---
Производство новой машины, получившей имя собственное «Беларусь» и выпускавшейся в виде двух моделей: МТЗ-1 и МТЗ-2, которые отличались функциональным назначением, дало советскому сельскому хозяйству действительно универсальный трактор.
===
Главное различие этих моделей — в конструкции переднего моста трактора МТЗ-1, предназначенного для обработки высокостебельных технических культур. В связи с этим трактор МТЗ-1 имел сближенные передние колёса, а нерегулируемая колея передних колёс составляла всего 190 мм.
- Колея передних трактора МТЗ-2 была регулируемой – от 1,2 до 1,8 метра. Колея задних ведущих колёс (с блокировкой дифференциала) регулировалась у обеих моделей – в пределах 1,25 – 1,85 метра. Поэтому трактор МТЗ мог использоваться для обработки пропашных культур с любой шириной междурядий.
Трактор МТЗ-2 использовался и как колёсный тягач – для перевозки прицепов с грузом, с максимальной скоростью до 13 км/ч. Эксплуатационная масса трактора составляла 3,3 тонны.
===
На первые колёсные тракторы МТЗ устанавливался дизельный четырёхцилиндровый двигатель Д-36 объёмом 4,1 литра. Мощность двигателя составляет 37 лошадиных сил при 1400 об/мин, максимальный крутящий момент — 226 Нм.
Объём топливного бака составляет 100 литров, запуск двигателя осуществлялся при помощи пускового бензинового двигателя ПД-10.
---
Двигатель агрегатировался с механической коробкой передач, имеющей пять передач переднего хода и одну — заднего. Кроме того, для выполнения посадочных работ, трактор МТЗ-2 мог оснащаться ходоуменьшителем.
===
Тракторы «Беларусь» МТЗ-1 МТЗ-2 оснащались задним зависимым валом отбора мощности и боковым приводным шкивом – для работы со стационарными механизмами (молотилками, насосами и т.п.).
- Надо отметить, что для первого колёсного трактора МТЗ конструкторами завода «Красный Аксай» (город Ростов-на-Дону) и Одесского завода имени Октябрьской революции были разработаны специальные навесные сельскохозяйственные орудия: плуг ПНУ-3-35, а также культиваторы КПН-4А и КРН-2,5М.
Кабины у первого колёсного трактора Минского завода не было, руль находился не по центру, как у более поздних моделей МТЗ, а с правой стороны, что облегчало трактористу наблюдение за рабочими органами сельхозорудий.
===
- Интересно, что тракторы МТЗ-2 в дальнейшем производились также в городе Днепропетровске Украинской ССР — на «Южном машиностроительном заводе» (ЮМЗ).
Кроме того трактор «Беларусь» МТЗ-2 использовался как база для создания колёсных экскаваторов Э-153 и ЭТ-122 (выпускались на Киевском заводе экскаваторов).
Всего за пять лет производства – до 1958 года, было выпущено более 150 тысяч тракторов моделей МТЗ-1 и МТЗ-2. А в 1956 году для смены трактора МТЗ-2 в производстве на Минском заводе был разработан более мощный модернизированный трактор «Беларусь» МТЗ-5.
---
===
Кстати, современные тракторы МТЗ тягового класса 1.4 имеют мощность в три раза больше – до 110 лошадиных сил (например, модель Беларус-1025).
Поэтому утверждения некоторых «интернет-экспертов», что тяговый класс напрямую зависит от мощности, можно назвать неточными, мягко говоря… 😎
===
Рекомендуем почитать:
-----